Знак качества. Системы автоматической проверки медиафайлов

Задача контролировать качество контента своими корнями уходит во времена выхода в эфир первых телепередач. 

Cегодня телевизионные компании работают в условиях жесточайшей конкуренции не только со стороны партнеров по рынку, но и конкуренции внутренних ресурсов. С одной стороны, необходимо предоставить телезрителю максимально разнообразное заполнение эфирного времени с максимально возможным качеством вплоть до ТВЧ . С другой стороны, соблюдение этих условий ведет к повышению затрат, связанных прежде всего с гарантированным поддержанием качественного вещания на должном уровне. Не секрет, что сегодняшний телезритель гораздо более избалован, чем, например, телезритель 60-х годов прошлого века: малейший сбой в вещании канала сразу ведет к тому, что зритель «уходит» на другой канал, благо их количество исчисляется сегодня уже сотнями. На наших каналах, как известно, присутствует дефицит определенного контента, и в этой связи именно качество транслируемых программ, пожалуй, является сегодня определяющим фактором для телезрителя. Игнорировать этот факт вещатели уже не могут.

Аналоговое ТВ

На заре телевизионного вещания, тогда еще аналогового, формировались требования к сигналу, соблюдение которых гарантировало получение качественной картинки на экранах телеприемников того времени. Впоследствии эти требования трансформировались в стандарты, международные и национальные, которые затем были приняты вещателями как гарантия качества зрительского восприятия. До появления видеозаписи оператор эфира проверял и настраивал видеотракт прямо во время телепередачи, контроль за соблюдением стандарта вещания происходил, что называется, вживую, что само по себе не могло являться гарантией качественного вещания.

С появлением видеозаписи появилась возможность контролировать качество контента до его выхода в эфир. Разумеется, подобный технологический прием имел определенные преимущества по сравнению с работой вживую, но в то же время были некоторые ограничения. Прежде всего это относилось к длительности сюжета. Время, выделенное на проверку качества видеозаписи, по понятным причинам не могло быть меньше, чем время, оставшееся до выхода видеопрограммы в эфир. В противном случае сюжет мог выйти в эфир «не проверенным», и задача обеспечения гарантии качества опять становилась нерешенной.

Пришествие «цифры»

Приход цифровых технологий внес свои коррективы в технологию контроля качества контента. Эйфория по отношению к качеству цифрового сигнала, появившаяся на заре внедрения «цифры», быстро исчезла. Оказалось, что аксиома «цифровая картинка идеальна» носит скорее эмоциональную окраску, чем практическую составляющую. Цифровой сигнал, так же как и аналоговый, подвержен деградации качества, и для поддержания должного уровня качества требуется настройка, тестирование и мониторинг параметров тракта. Более того, «цифра» потребовала в корне изменить некоторые методики контроля параметров сигнала. Оказалось, что не все методики, применимые для контроля параметров аналогового сигнала, можно было использовать для работы с цифровым сигналом.

Смена приоритетов

Сегодня мы наблюдаем широкое внедрение IT-технологий в ТВ -производстве, и в этой связи обеспечение гарантированного качества вещания переходит в разряд приоритетных и отнюдь не простых задач. Резко возросло количество каналов вещания и как следствие — объем медиаконтента. Все больше контента размещается на серверах оперативного и длительного хранения, в ленточных библиотеках LTO.

Контроль качества контента так называемыми традиционными инструментами рассчитан на то, чтобы он соответствовал определенным стандартам (набору параметров). Но помимо этого ставится задача контроля качества компрессии, что позволило бы выявить «технические» ошибки, например, в спецификациях MPEG. Поставленные задачи предлагают по-иному взглянуть на методики оценки качества медиаконтента.

Современные средства мониторинга качества медиафайлов (Quality Control, QC) представляют собой аппаратно-программный комплекс, способный проанализировать в режиме реального времени данные и в случае необходимости выдавать предупреждение об ошибках, что, в свою очередь, и может помочь оператору выяснить причину их возникновения и по возможности ее устранить. Подобная система может быть интегрирована практически в любой технологический этап современного ТВ -производства: захват, производство, вещание и архивирование. Подобные комплексы обладают высокой экономической эффективностью, так как являются автоматизированными полнофункциональными системами контроля качества.

Система обычно построена по принципу «клиент-сервер». Серверная часть распределяет задачи от клиентов и выполняет проверку по заданным параметрам. С помощью функции поддержки «папок слежения» система может работать в полностью автоматическом режиме. Некоторые из подобных систем могут начинать проверку файлов еще в процессе их копирования в хранилище, а также могут выполнять проверку части медиафайла. Такой подход обеспечивает гарантированное качество контента, перенесенного в архивное хранилище, что практически исключает необходимость периодического «прочесывания» архива на предмет поиска поврежденных медиафайлов. Наиболее востребованной функцией в подобных системах является поддержка API Web Service. Данная функция позволяет интегрировать систему контроля качества медиафайлов с автоматизированными системами производства и вещания, а также с системами управления медиаданными (MAM).

Сегодня даже самый недорогой комплекс производит мониторинг качества контента по внушительному перечню параметров:

— тип контейнера;

— профиль и уровень видеокодека;

-размер кадра: разрешение в пикселях (например, ниже SD, SD, 720p, 1080i, 1080p, D-Cinema) и нестандартные размеры;

— соотношение сторон пикселей (Pixel Aspect Ratio);

— частота кадров (например, 29.97, 25, 30, 59.94) или произвольная частота;

— длина GOP;

— наличие субтитров; таймкод;

— скорость потока файлов; длительность файлов;

— количество звуковых дорожек;

— начальный таймкод.

— соотношение сторон кадра (16:9, 1.85:1, 2.35:1 и нестандартные размеры);

— потеря цветности (UV-уровень);

— уровень цветности; уровень черного;

— RGB Gamut: в пределах заданного диапазона;

— порядок следования полей; обнаружение «замороженных» кадров.

Современные системы в большинстве своем имеют возможность поддержки всех современных контейнеров (MPEG- 2 TS, MPEG-PS / 2, MXF, MP4, MOV, ASF, AVI) и кодеков (MPEG-2, DV25, DVCPRO50, DVCPro100/ HD, IMX, XDCAM, AVC/H.264, VC-1, ProRes, DNxHD/VC-3, MJPEG). Они предназначены для работы на различных платформах: Windows, Mac, Linux.

27_11

Результаты проверки могут быть представлены в различном виде. Это могут быть исправленные и переименованные файлы, перемещение файлов в папки по типам файлов (папка для файлов, прошедших проверку, папка для файлов с ошибками и папка с исправленными файлами), а также формирование отчетов в форматах XML или E-mail.

Важной функциональной особенностью современных комплексов контроля качества является возможность коррекции обнаруженных ошибок. Это может быть коррекция как простейших параметров: уровня цветности, уровня черного, уровня RGB, — так и более комплексных.

Ситуацию в России можно охаракте- ризовать следующими тезисами:

  1. С ростом числа каналов (объема контента) у российских вещателей, растет интерес к система контроля качества медиафайлов.
  2. Переход на безленточное производство, который происходит в массовом порядке, предусматривает в качестве опции использование систем QC как составного элемента системы автоматизации канала.
  3. Несмотря на то что системы недешевы, их эффективность достаточно велика, и отсюда проистекает быстрый возврат инвестиций.
  4. Эффективность работы автоматизированных систем превышает в разы эффективность работы оператора (человека), использующего традиционные методы контроля (монитор, осциллограф, анализатор).

Заключение

Для производства программ контрольный просмотр квалифицированными операторами — нормальное решение. Однако вещание, особенно современное, многоканальное, многоформатное, во многих средах, со множеством локальных версий, — совсем другое дело. Тысячи файлов глазами не посмотришь — глаз не хватит.

 

Источник