Как звукорежиссеру работать с композитором

Голосовать

Когда музыкальное оформление фильма не ограничивается файлом .wav, а становится полноценной работой с композитором, нужно учитывать много нюансов. Каких — в этой статье.

Даже если в вашем проекте есть композитор, это не означает, что в съемочной группе также будет отдельный музыкальный редактор и супервайзер. Скорее всего именно вам и предстоит выполнять их роли. Но прежде чем мы перейдем к редактированию, давайте обсудим, как именно композитор отошлет нам свою работу.

Конечно, вы можете получить пресловутый wav-файл, однако подойдет он нам для сведения лишь в том случае, если режиссер уже проработал все моменты с композитором детально и все тайминги идеально подходят под финальный монтаж. Если же нет, — нам предстоит работа со стэмами (stems).

Stems

Стэмы — это треки каких-либо групп инструментов, их также иногда называют submix’ами. К примеру, на вашу почту композитор пришлет 3-4 трека: ударные, бас, гитары и синтезаторы. У каждой из дорожек будет собственная спектральная, динамическая и пространственная обработка, панорамирование и так далее.

Первичное сведение, которое композитор делает на студии, ничем не отличается до экспорта. Дело в том, что, когда вы импортируете все дорожки, полученные от композитора, и выведете фэйдэры в «0», — вы получите точь-в-точь стерео-микс.

С мультиканальным саундтреком у вас получится внести какие-то поправки самому, не привлекая при этом композитора. К примеру, бывает так, что вы с режиссером пришли к выводу, что в какой-либо сцене вам нужно оставить только ударные, дабы «разгрузить» микс. Со стэмами вы можете попросту приглушить все остальные дорожки, оставив каналы ударных.

Важно отметить, что стэмы — не единственный способ для композитора передать свою работу звукорежиссеру. Не забывайте и про открытые форматы типа .OMF и .AAF. Благодаря им вы сможете получить именно ту сессию, в которой работал композитор.

Безусловно, это будет полезно, если для сведения вам нужно срочно поправить эквализацию на какой-либо из дорожек. Также имейте в виду и простой обмен проектами — так, сессия Avid Pro Tools при правильном экспорте проекта откроется без проблем как на PC, так и на Mac.

Плюсы обмена именно проектами огромны, однако на практике специалисты часто обмениваются стэмами формата Broadcast WAV (BWF), так как при использовании открытых форматов все еще случаются сбои, а программы композитора и звукорежиссера совпадают весьма редко. Так, множество звукорежиссеров любит работать с surround-проектами в Nuendo/Cubase, а композиторы предпочитают музицировать в Logic Pro X.

Этикет

Уверен, весьма странно видеть здесь этот пункт, но соблюдая этикет вы можете сохранить себе не один час работы. К пример, уважительно попросив композитора расставить маркеры, вам уже не придется искать «пре-бридж», «пре-коду» и «пре-интро». Будьте уверены, что в случае каких-либо изменений, композитор будет ориентироваться именно по своим собственным маркерам и более удобным ему терминам. Также композитору стоит проименовать файлы так, чтобы вы в них не запутались, и сразу приступили к делу, не разбираясь, что такое ‘FILE №1.2’.

Сведение

Импорт прошел успешно, вы получили все стэмы в свой секвенсер — самое время их прослушать. Хоть бегло, но постарайтесь ознакомиться со всеми регионами, так как при экспорте или импорте вполне могли случиться сбои. Поверьте, лучше это сделать заранее, нежели потом, когда композитор не будет на своем рабочем месте или попросту удалит проект.

Возвращаясь в начало статьи, вспомним, что на нас также часто ложится и ответственность музыкального редактора. Именно здесь вам с режиссером студии и предстоит разобраться, где лучше оставить только скрипки, а где ударные и гитары. Главное слово остается именно за режиссером, и это едва ли оспоримо. Другое дело — сведение звукового микса.

Работая со спектром инструментов, трепентно относитесь к тембрам, ведь композитор отослал вам файлы с уже обработанными дорожками. То же самое касается и прочих обработок. Часто звукорежиссеру приходится работать именно с компрессором, чтобы сделать общую звуковую картину более динамичной. Удобно, когда у вас все-таки есть проект — так вы сможете изменить настройки тех самых плагинов, которые применял композитор в своей сессии.

Не менее важно очень аккуратно отнестись и к пространственной обработке, ведь композитора довольно просто разозлить, если вы будете «копаться» в его партитурах. Изменяйте «планы» инструментов, только если этого действительно требует микс. И, конечно, всегда советуйтесь с композитором и объясняйте ему мотивацию своих действий.

Источник