Как выбирать студийные кабели

Не влезая в дебри теории электрических цепей, рассмотрим базовые вопросы, возникающие при выборе кабелей и коммутационного оборудования, чтобы при работе в студии не возникало наводок, шумов и прочих неприятностей.

Во всех студиях — будь то домашние, эфирные или профессиональные (для мастеринга, сведения и записи треков) — одним из важнейших вопросов остается коммутация (подключение) инструментов, микрофонов, мониторов и прочей техники к имеющемуся оборудованию. Несмотря на развитие беспроводных технологий, кабели и соединительные элементы в аудиотехнике по-прежнему востребованы.

В принципе, все кабели, и дорогие и дешевые, в теории работают по одним и тем же законам, да и конструктивно устроены одинаково: в большинстве из них используются схожие материалы. Основное назначение любых кабелей — передавать сигнал с минимальными искажениями, шумами и наводками. Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что нет смысла закупать дорогостоящие кабели и можно брать все, что угодно, даже от безымянных производителей, вне зависимости от вида студии. Ну и еще один вопрос: почему кабели разных производителей «звучат» по-разному (а так заявляют практически все специалисты, профессионально работающие в области звука), если они одинаково устроены? Давайте разбираться вместе.

Кабели бывают разные

Один из наиболее распространенных кабелей, с которыми приходится сталкиваться бытовым потребителям и профессионалам, — коаксиальный. Его название происходит от латинских «сo» — «вместе» и «аxis» — «Ось» (т. е. перевести названия можно как «соосный»). Технически коаксиальный кабель представляет собой цилиндрический проводник, состоящий из центральной жилы, заключенной в изоляционный материал (диэлектрик), экранирующей составляющей в виде металлической оплетки и внешней оболочки. Если кабель, кроме металлической оплетки, имеет еще и слой фольги, тогда он называется кабелем с двойной экранизацией. В качестве диэлектрического наполнителя и оболочки кабеля могут применяться полистирол, полиэтилен, поливинилхлорид или фторопласт.
Коаксиальный кабель
Коаксиальный кабель предназначен для передачи цифровых и аналоговых сигналов в небалансных (несимметричных) цепях. Теоретически сигнал, распространяющийся по этому кабелю, не должен ни выходить за его пределы, ни контактировать с внешними полями, однако на практике дело обстоит иначе: в частности, вполне реальны помехи от любого источника переменного магнитного поля, например, от трансформатора блока питания. Еще один источник помех определяют конструктивные особенности: экранирующая оплетка такого кабеля соединяется не только с корпусом прибора, защищая сигнальную жилу от помех — по ней передается и полезный сигнал. В этом и заключается недостаток конструкции: в некоторых ситуациях при наличии внешних помех они проникают на экранную оплетку и, естественно, сказываются на качестве сигнала.

Кабели такого типа характеризуются следующими электрическими параметрами: волновое сопротивление, индуктивность, зависимость затухания сигнала в кабеле от его частоты и т.д.

Кабель «витая пара»

Еще один тип кабеля — так называемая «витая пара» (от английского «twisted pair»). Самый простой пример такого кабеля — скрученные по всей длине два провода: при этом шаг свивания (расстояние между местами скручивания) должен быть как можно меньше. Это напрямую влияет на защиту такого кабеля от помех. Если эту простейшую «витую пару» защитить экранированной оплеткой (экранировать), то получится кабель для балансного соединения двух единиц оборудования. Дополнительной защитой от помех как раз и стал экран, который соединяется с корпусом либо источника, либо приемника аудиосигнала. По экранной оплетке в данном виде кабеля не проходит ток сигнальной цепи. С помощью таких кабелей можно выполнять симметричное (балансное) подключение, защищенность от помех у них выше, чем у коаксиальных, так что по ним можно передавать сигналы с достаточно низким уровнем — к примеру, от микрофона. Характеризуются они при этом теми же самыми электрическими параметрами.

Бурное развитие цифровых технологий добавило много новых типов кабелей, которые соединяют компьютерные серийные шины с цифровыми рекордерами, процессорами, видеооборудованием и остальной техникой. К примеру, появились оптические аудиокабели с целым рядом преимуществ при передаче цифровых сигналов перед коаксиальным:

— оптика обладает способностью передавать гораздо больший объем цифровой информации;
— оптоволокно позволяет сделать качественную «развязку» между двумя аудиокомпонентами: в данном случае практически не будет помех и наводок.

Предназначена оптика для подключения, к примеру, CD или DVD-проигрывателя, но у нее есть и серьезный недостаток: качественный оптоволоконный кабель стоит недешево, как и его подключение. Если в студии бюджетное оборудование, очень часто вместо оптического кабеля выбирают более дешевый коаксиальный кабель.

Технологические особенности изготовления кабелей

Поговорим об экранировании кабелей, веть в аудиооборудовании оно очень важно. Экран может быть выполнен из фольги, проволочной сетки или проволочной спирали. Проще всего защитить кабель от помех, экранируя (оплетая) проводники сигнала металлической (обычно алюминиевой или медной) фольгой. Такой экран обеспечивает практически полную защиту сигнальных проводов. Однако экранирование фольгой имеет недостатки, главный из которых — механическая ненадежность, поэтому его в основном применяют в кабелях, предназначенных для стационарного использования.
Гораздо более гибкая и механически устойчивая форма экранирования — сетчатая оплетка. Она устойчива к изгибанию, растяжению, другим механическим воздействиям, возникающим в процессе эксплуатации кабелей. Недостатки — такая оплетка более сложна в изготовлении, и трудно добиться полного покрытия сигнальных проводников: в лучших образцах их удается защитить до 95%.

Выше мы уже писали, что электрические сигналы в кабелях передаются по жиле (проводнику). Жила может быть конструктивно выполнена в виде провода (сплошная) или в виде пучка проводников: изготавливается она, как правило, из меди (это для обычных бюджетных типов кабелей).

В более качественной продукции сигнальная жила выполнена из так называемой бескислородной меди. Она получается из обычной меди путем удаления примесей и кислорода (содержание меди 99,999%). Проводники бескислородной меди обладают более высокой электропроводностью.

В кабелях самой высокой ценовой категории при изготовлении сигнальных проводников используются добавки золота или серебра: их стоимость очень высока.

Распределяем кабели по назначению

Довольно-таки условно все виды кабелей можно разделить по возможности их использования.

Акустические кабели (в английском варианте «speaker cable»), соединяющие выходы усилителей мощности и акустические системы. Основное требование к ним — достаточно большой диаметр проводников, так как по ним протекают токи, достигающие нескольких ампер. Проводники кабелей изготавливаются из бескислородной меди, многожильными. Данные изделия представляют собой неэкранированные двухпроводные кабели, имеющие на концах разъемы типа SpeakON (разработаны швейцарской компанией Neutrik для профессиональных аудиосистем). Бюджетные варианты могут комплектоваться разъемами «банан» («banana»), Binding Post и т.д.

Акустические кабели​

Микрофонные кабели состоят из двух центральных (сигнальных) проводов в изоляции, экрана и внешней оболочки. Сигнальные провода свиты между собой и представляют собой традиционную «витую пару»: именно в микрофонных кабелях часто применяется двойная экранизация. Сечение центральных проводов кабеля может колебаться от 0,14 до 0,5 мм². При выборе типа кабеля обычно исходят из длины линии трансляции сигнала и применяемого оборудования, микрофонные кабели могут быть объединены в мультикоры, если их количество велико.

Микрофонные кабели​

Межблочные кабели предназначены для передачи аналоговых сигналов низкого уровня. Они соединяют аудиовыходы и аудиовходы аппаратуры и могут быть двух видов: симметричные и несимметричные. Симметричные чаще используются для подключения оборудования, где шумы и наводки должны быть минимизированы. Заканчиваются они разъемами типа XLR или TRS. Несимметричный кабель обычно заканчивается RCA-разъемом (иногда в быту его называют «тюльпан»).

Межблочные кабели​

Силовые кабели, соединяющие аппаратуру с сетью электропитания, должны без нагрева и замыканий выдерживать довольно большие токи, быть устойчивыми к перемещениям, изгибаниям и прочим нагрузкам. Комплектуются разъемами PowerCON (все той же фирмы Neutrik), PCE (Австрия, дополнительно к студийным кабелям выпускается серия Midnight специально для сценической работы).

Силовые кабели​

Еще один вид кабелей — многоканальные (snake cable, часто употребляется название «мультикор», «мультикорный кабель»). Они состоят из нескольких одиночных кабелей, заключенных в одну общую изоляционную оболочку, применяются для многоканальной передачи аналоговых и цифровых сигналов. Для придания мультикорам прочности на растяжение под изоляцию добавляется пластиковый шнур. Набор одиночных кабелей в мультикоре может быть разнообразным. Как правило, на одном конце мультикора можно видеть множество различных разъемов (по числу каналов). На противоположном конце находится металлическая коробка, в которой закреплена панель с «гнездами» под разъемы. Существует также тип мультикоров для студий, где разделение различных кабелей необходимо для подключения студийного оборудования. Экранирование и изоляция одиночных кабелей могут быть как индивидуальными, что хорошо, так и общими, что плохо из-за невозможности разделения общих проводов для отдельных каналов передачи. Это стоит учитывать при покупке данного.

Многоканальные кабели

Что надо помнить перед покупкой

Ну и несколько советов по выбору и подключению кабелей. Несимметричные кабели не стоит делать очень длинными. Если уж так получается, то нужно приобретать кабель с качественным экраном и сечением центрального проводника 0,3 — 0,5 мм². Кроме того, при прокладке несимметричного кабеля нужно исключить близкое параллельное расположение с кабелями электропитания, чтобы избежать наводок.
При выборе симметричного кабеля следует учесть его назначение. Для прокладки в коробах и для межблочного монтажа лучше использовать кабель меньшего диаметра (у некоторых производителей они значатся как инсталляционные), для подключения сценических микрофонов нужен кабель в толстой оболочке. Для сигнала линейного уровня сечение проводников в принципе роли не играет, поскольку в оборудовании существует возможность регулировки уровней, что позволяет компенсировать потери, и при небольших расстояниях (до 20 метров) можно взять кабель с сечением проводников 0,16 — 0,35 мм². Для подключения микрофонов и для трансляции линейного сигнала на расстояние до 50 метров лучше использовать кабель с сечением проводников 0,35 — 0,5 мм².