Как выбрать студийный микрофон

Чем следует руководствоваться в поисках подходящей модели: известностью бренда, графиками и таблицами параметров, стоимостью или рекомендациями всезнающих знакомых? Пытаемся выяснить.

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос — а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых — и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы Shure или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы.

 

Типы микрофонов

Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер.

Устройство конденсаторного микрофона

Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.

Устройство ленточного микрофона

Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон SHURE MX391/O

«Двунаправленные» (или «восьмерки» — так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона — кардиоида — напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Кардиоидный микрофон

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Микрофон-«пушка»

Диаграмма направленности гиперкардиоида — остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.Behringer

Немецкая компания Behringer (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия.

Она предлагает микрофоны практически всех рассмотренных типов с различными диаграммами направленности.

AKG

Компания AKG Acoustics GmbH была образована в Вене, Австрия, в 1947 году. Аббревиатура AKG является сокращением от немецкого Akustische und Kino-Geraete. В начале 50-х годов разработчики AKG совершили настоящую революцию в области аудиотехники, представив несколько новых моделей, равных которым не было. В том числе они выпустили первый в мире кардиоидный конденсаторный микрофон профессионального уровня.

Продукцией AKG пользовались такие, не нуждающиеся в рекомендациях музыканты, как Фрэнк Синатра и Питер Габриел, Стиви Уандер и Род Стюарт, группы Simply Red, Rolling Stones, Aerosmith и многие другие.

В числе моделей AKG — и новые разработки, и ставшие легендарными микрофоны. К примеру, производство AKG C 12 VR начиналось еще в 1953 году, и они дошли до нашего времени в модернизированном виде.

Neumann и Sennheiser

Еще одна компания из Германии — Neumann — была основана в Берлине в 1928 году Георгом Нойманном. Она на протяжении многих десятилетий задает тон в производстве студийных микрофонов.

Их выбирают для профессиональных студий, зная, что высокое качество звука и надежность — это верные спутники продукции компании. Там работают уже несколько поколений аудиоинженеров, а в числе клиентов значатся такие звезды, как Beatles, Брайан Адамс, Селин Дион, Бейонсе и т.д. В 1991 году Neumann стала частью Sennheiser Group.

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы — это Neumann M 149 Tube, Neumann M 150 Tube, Sennheiser MKH 800 и другие.

Shure

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию.  Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны Shure SM58 и Shure Beta 58. Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.

RØDE

Австралийская компания RØDE Microphones производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, RØDE NT1-A, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

Больше, чем просто техника

Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь — практика и ее критическое осмысление.

 

Источник