5 распространенных цветовых схем в фильмах
Использование цвета для создания гармонии, либо напряжения внутри сцены, либо для привлечения внимания к ключевой визуальной идее порой приводит к потрясающим результатам. В этой статье мы рассмотрим 5 наиболее распространенных цветовых схем, что поможет вам лучше понять, как работает цветокоррекция в кинематографе.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, почему определенные цвета или комбинация цветов вызывает или пробуждает эмоциональный отклик, или просто создает приятную картинку, данное объяснение азов теории цвета может собрать все детали пазла в единое целое, а может пробудит в вас интерес к дальнейшему изучению.
В постпродакшне колористу, очевидно, приходится работать с тем, что имеется, поэтому можно утверждать, что общее впечатление и ощущения от изображения — это зона ответственности художника-постановщика. Все тщательно планируется художественным отделом съемочной группы, который заранее консультируется с режиссером и оператором прежде, чем включаются камеры. Но если это так, то скольким из нас доводилось работать с профессиональным художником-постановщиком?
Может быть и довелось, но определенно не в каждом проекте. Часто бывает, что мы просто берем помощника либо зовем стилиста для быстрого поиска одежды на локации, или подбираем что-то из имеющегося у нас в наличии. И та базовая информация, которая приводится ниже, может быть крайне полезной в этих ситуациях.
Эффект цвета
Цвет может воздействовать на нас психологически и физически, и часто мы этого не замечаем. Он может быть сильным инструментом внутри истории. Познания в теории цвета дают вам контроль, т.е. вы можете управлять цветом для усиления эффекта и визуального улучшения изображения.
Изучая работы лучших кинематографистов, которыми мы так восхищаемся, нужно признать, что нет ничего случайного. Насыщенный красный цвет используется для усиления эмоций, для поднятия кровяного давления, в то время как синий цвет несет успокаивающий эффект. Некоторые цвета отчетливо ассоциируются с каким-то местом или локацией, другие — со временем или эпохой.
Для начала рассмотрим основные принципы работы с цветом, которые одинаково применимы для художников и для постпродакшна. Все начинается с цветового круга (колеса), палитры цветов. Он знаком всем, кто когда-либо имел опыт работы с Трехсторонней коррекцией цвета. Это стандартный инструмент как в работе с цветокоррекцией, так и в теории цвета в целом, где необходимо определять набор комбинаций наиболее привлекательных цветов.
В упрощенной форме цветовой круг состоит из 12 цветов, основанных на цветовой модели RYB (субтрактивного синтеза). В цветовой модели RYB первичные цвета — это красный (Red), желтый (Yellow) и синий (Blue). Три вторичных цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый — являются производными от смешивания первичных цветов. И остальные 6 третичных цветов возникают от смешивания первичных и вторичных.
Посмотрим на круг внимательнее. Обратите внимание, что теплые цвета находятся справа, а холодные — слева. Теплые цвета — яркие и энергичные. Холодные цвета имеют эффект успокоения и тишины.
Мы будем рассматривать популярные цветовые схемы или гаммы цветов, основанные на 2 или более цветах, на базе определенной модели или связки на цветовом круге.
Все ниже приведенные примеры кадров с цветовыми схемами взяты с сайта moviesincolor.com художника-оформителя Roxy Radulescu. Стоит уделить некоторое время и ознакомиться с той работой, которую он проделал.
5 популярных цветовых схем
1. Дополняющие (комплементарные) цвета
2 цвета, размещенные друг напротив друга на цветовом круге, составляют комплементарную пару. Это наиболее распространенная цветовая схема для 2 цветов. Наверняка всем знакома цветовая гамма голубого и оранжевого (teal&orange). Это сочетание теплого и холодного цвета, часто воспринимаемое нами как гармоничное, создает контрастную и живую картинку. Вы можете менять насыщенность, но в большинстве случаев дополняющие цвета хорошо воспринимаются нашим глазом.
Оранжевый с голубым могут часто ассоциироваться с конфликтом в действии, будь-то внешним либо внутренним. Часто внутренний конфликт внутри персонажа может быть отражен в цветах окружающей его обстановки.
Цветовая палитра фильма «Амели» Жан-Пьера Жене — прекрасный пример комплементарной цветовой пары «красный-зеленый».
В этой сцене из «Бойцовского клуба» очевидно использование цветовой гаммы «teal&orange». Teal (зеленовато-голубой) часто усиливают в тенях, а желто-оранжевый усиливают в наиболее ярких участках.
Аналогичный пример из фильма «Драйв».
Комплементарные пары не всегда заметны, и часто контраст между двумя дополняющими цветами относителен. Еще в одном кадре из «Бойцовского клуба», который, на первый взгляд, имеет один ярко выраженный голубой цвет на всем изображении, при более внимательном рассмотрении обнаруживается оттенок желтого на лице, противопоставленный насыщенному зелено-синему.
2. Аналогичные цвета
Аналогичные цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются и могут создавать гармоничную цветовую палитру в целом. Это либо более теплые, либо более холодные цвета, и в них нет того контраста, как в дополняющих цветах.
Аналогичные цвета легко использовать в пейзажной съемке и в экстерьере, т.к. они часто встречаются в природе. Обычно выбирается один доминирующий цвет, второй — дополнительный, третий — для тонирования черных, белых и серых оттенков.
В этой сцене из фильма «Афера по-американски» присутствуют красный, оранжевый, коричневый и желтый цвета, которые расположены рядом на цветовом круге, создавая общее теплое изображение, с минимальным эффектом напряженности в сцене.
3. Триады
Триады — это три цвета, равноудаленные друг от друга на цветовом круге. Один цвет доминирует, остальные оттеняют. Они вызывают чувство оживления на сцене, даже если цвета ненасыщенные.
Триады — одна из менее популярных цветовых схем в кинематографе. Она хоть и сложная в реализации, но дает довольно поразительный эффект.
Фильм Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро» (1964) использует схему «триада» из красного, синего и зеленого цветов.
4. Расщепленные дополняющие цвета
Расщепленные дополняющие цвета (split-complimentary) очень похожи на дополняющие, но вместо того, чтобы использовать один противоположный базовому на цветовом круге цвет, используется 2 соседних цвета. Возникает аналогичный контраст в цвете, но менее вызывающий по сравнению с комплементарной парой.
В этой сцене из фильма братьев Коэнов «После прочтения сжечь» использована схема расщепленных дополняющих цветов из красного, зеленого и голубого (teal).
5. Тетрады
Тетрады состоят из 4 цветов, которые представляют из себя 2 комплементарные пары. В результате мы получаем полную палитру цветов со множеством возможных вариаций. Как и в большинстве из приведенных гамм цветов, один цвет, как правило, доминирует.
В фильме «Мамма MIA!» красочная сцена вечеринки — пример использования тетрады, где цвета в сцене создают хорошо сбалансированную и гармонирующую палитру, создавая впечатление от сцены как от плохой дискотеки.
Некоторые часто используемые цветовые вариации можно воссоздать в постпроизводстве, причем независимо от того, какие цвета присутствуют в вашем кадре. Например, популярный teal&orange создается путем добавления оранжевых оттенков в ярких и светлых участках кожи, а teal (зеленовато-голубой) цвет добавляется в тенях.
Сцена из фильма «Магнолия» демонстрирует очередной пример Голливудской приверженности к этой цветовой гамме. Зеленовато-голубой оттенок добавлен в тенях, а оранжевый — преимущественно на коже в средних и светлых участках.