Как открыть радиостанцию: регистрация и выбор оборудования

Что нужно, чтобы получить частоту и лицензию на вещание, грамотно оформить свою деятельность и выйти в эфир — рассказывают специалисты холдинга «Москва Медиа».

Елизавета Матвеюк — руководитель юридического департамента

Первый шаг к созданию радиостанции
Обрисуем ситуацию «крупными мазками»: чаще всего за частотой на вещание обращаются юридические лица. Поэтому первым шагом в создании радиостанции будет регистрация юридического лица. Один из самых важных моментов здесь — оформление устава с указанием вида деятельности. Там должно быть все, чем вы собираетесь заниматься и без чего не может существовать ни радио, ни телеканал: эфирное теле-/радиовещание, использование кабельных сетей, создание теле-/радиопрограмм, кинопродукции, рекламная деятельность в области теле-/радиовещания, приобретение в собственность студийного оборудования, помещений и средств для осуществления вещания, деятельность в области средств массовой информации, и т.д.

Получение частоты и лицензий

Далее обычно следует самая сложная часть — получение частот и лицензий на вещание. Наш холдинг уже закрепил за собой все частоты и лицензии, поэтому мы пропустили этот пункт и сразу занялись переформатированием концепции и оформлением нужных документов. В противном же случае после оформления юридического лица необходимо обратиться в радиочастотный центр (ГРЧЦ) и Роскомнадзор с соответствующими заявлениями.
В свою очередь этот процесс тоже делится на несколько частей. Сначала надо обратиться в ГРЧЦ и провести экспертизу электромагнитной совместимости (ЭМС). В ее заключении должно быть указано, что частота, на которую вы претендуете, никому не мешает, не «шумит» и там можно беспрепятственно вещать. Это может быть не конкретная частота, а диапазон — тогда эксперты подберут ее по техническим характеристикам.

Второй этап – получение непосредственного разрешения на использование этих частот в Роскомнадзоре на основании экспертизы ЭМС. Третий этап — регистрация в Роскомнадзоре ретранслятора, который будет распространять сигнал вокруг. Чем он выше — тем дальше «бьет» сигнал. Высоту и другие технические характеристики необходимо будет указать в документах. Все эти совместные регистрации и оформления документов с ГРЧЦ и Роскомнадзором занимают от полугода до года.

Регистрация новой радиостанции

Также необходимо зарегистрировать средство массовой информации — это можно делать одновременно с получением частот. Для этого необходимо подать документы в Роскомнадзор. Если вы планируете вещание на какой-то один субъект Российской Федерации, нужно обратиться в местные органы. Если два и более — то в федеральную службу.
В заявлении нужно указать название СМИ и приложить к нему пакет документов. По закону название не может совпадать с названиями других СМИ, и лучше избегать пересечений с другими известными торговыми брендами. Проблем с этими процедурами обычно не возникает.

На сайте Роскомнадзора можно найти все зарегистрированные СМИ, регламенты, шаблоны, списки документов и другую информация, которая может вам понадобиться.

Кроме того, от Роскомнадзора необходимо получить две лицензии: одну — вещательную, другую — связную. Обе действуют 10 лет, их нужно вовремя продлевать, чтобы не платить административные штрафы. В течение 30 дней Роскомнадзор проверяет заявления и выдает разрешительные документы, если все в порядке.

Последние штрихи — на основании документов ГРЧЦ зарегистрировать радиопередатчик и получить позывные сигналы в Роскомнадзоре. Теперь можно приступать к вещанию. Еще один важный момент — после получения разрешения нужно начать вещание в течение года, поскольку в противном случае по закону о СМИ Роскомнадзор может аннулировать разрешительные документы.

О формате, авторских правах и требованиях НПА

Холдинг «Москва Медиа» / Фото: Виктор Вытольский

В юридическом лексиконе мы не используем термин «формат», заменив его на «концепцию». Концепция и процентное соотношение информационного и музыкального контента есть в заявлении и лицензии на вещание. Например, в документах нашей Capital FM указано, что в эфире радиостанции звучит 20% информационного контента и 80% — музыкального. При необходимости можно обратиться в Роскомнадзор с просьбой о внесении изменений в концепцию вещания. Допустимый процент рекламы в эфире, а также требования к ней тоже регламентированы и прописаны в законе «О рекламе».

Роскомнадзор проводит периодические проверки СМИ, в том числе на предмет соблюдения указанного в лицензии процентного соотношения контента. Если вы понимаете, что «процентовка плывет», то лучше внести официальные изменения в лицензию в общем порядке. Не стоит относится к этому халатно.

За строгим исполнением закона о СМИ нужно постоянно следить: например, соблюдать требования о выходных данных, исполнять требования о маркировке контента возрастными маркерами и многое другое.

Сайт радио «Москва FM»

Радиостанции должны помнить не только об авторских, но и смежных правах. Мы, например, заключили договор с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая «очищает» права на исполнение и воспроизведение. Мы выплачиваем ежемесячные отчисления за использование фонограмм, которые потом уже ВОИС распределяет между исполнителями. Также нам помогают музыкальные библиотеки: их мы оплачиваем, заключая годовой договор, а также отдельно заказываем библиотеку звукового оформления нашей радиостанции — джинглы, отбивки, межпрограммные ролики. Все это записывается специально для нас и оформляется в виде исключительной лицензии на использование.

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Если вашу радиостанцию включают фоном в общественном месте, например, в парке, торговом центре, или на катке — то эта площадка тоже должна делать отчисления в ВОИС.

Работа творческого коллектива многоступенчатая и включает в себя очень много различных тонкостей, поэтому иногда бывает трудно подогнать все под строгие законодательные рамки, но мы стараемся.

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

4 часть Гражданского кодекса РФ достаточно непростая и с ней бывают сложности. Позиции судов по каким-то запутанным делам иногда разные и даже противоположные. Бывает и такое, что по закону суд выносит абсолютно справедливое решение, основанное на норме права, но, учитывая специфику отрасли, воплотить его невозможно. Поэтому стоит внимательно следить за обновлением законодательства и прецедентами в судах. Анализируя все это, надо находить оптимальные решения для каждого случая, при этом осознавая последствия своих решений и оставаясь ответственным за них.

Андрей Веденеев — технический директор департамента радио

О выборе технического оснащения

Оборудование может быть любым — все зависит от опытности и способностей технического персонала, который будет его обслуживать. Начать вещать можно и со смартфона и никто не услышит, что у вас нет профессионального технического оснащения. Оно зависит исключительно от особенностей радиостанции, которую вы собрались создавать. У нас технические задания сформулировала редакция, а мы подбирали оборудования под специфику своего холдинга. Получилось, что в одной студии шесть спикеров, в других двух — по четыре. По сути это то немногое, с чем творческий коллектив может помочь определиться.

Далее идут сугубо технические тонкости создания радиокомплекса. У нас должны быть все внешние линии, объединенные источники информационных ресурсов, налаженный внутренний обмен данными, вне зависимости от систем автоматизации телеканалов и радиостанций. Есть универсальные технические решения для всех сотрудников.

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

За основу мы выбрали американское оборудование компании Telos Systems, аналоговыми остались только в микрофоны и наушники. Все остальное — цифровой звук, который идет в общих сетях. Мы используем систему автоматизации компании «ТРАКТ»: в частности, для работы ньюсрума —Digispot II.

Следующий пункт — наши собственные наработки, поскольку не все представленное на рынке нам подходило, как по софту, так и по аппаратным решениям.

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Многое мы придумываем буквально на ходу, стараясь подогнать технические параметры под творческую задумку. Например, используя часть технического процесса в системе автоматизации Digispot II, мы сделали так, чтобы один и тот же выпуск новостей шел на двух разных радиостанциях, но с разным эфирным оформлением. Это полностью автоматизированный процесс: звукорежиссеры обеих радиостанций никак в нем не участвуют.

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Недавно на выставке показали систему мониторинга эфира и оповещения нужных сотрудников о наличии сигнала, соответствии его ГОСТу и т.д. У нас ее разработал собственный отдел, и она в ходу уже много лет. Также мы проводим трансляцию из радиостудии, которая сейчас стала модной. При этом нам не подошла ни одна из систем, представленных на рынке и мы сами написали алгоритм для этой задачи. Процесс этот также полностью автоматизирован.

О техническом персонале

Андрей Веденеев — технический директор департамента холдинга «Москва Медиа»  / Фото: Виктор Вытольский

Благодаря этому софту радиостанцию обслуживает смена из всего двух человек. С точки зрения технологического процесса автоматизация всей работы не очень хороша, потому что рядовой сотрудник не всегда знает, что делать в какой-то критической ситуации, в отличие от опытного радиоинженера. Но технологии позволяют всего лишь одному сотруднику мониторить происходящее — в нужный момент он просто грамотно описывает сложившуюся ситуацию.

Сейчас радиоинженер больше похож на айтишника. Классических радиоинженеров, которые могут настроить не только технику, но и звук, почти не осталось. Факультетов, готовящих специалистов, понимающих, как устроено и работает «железо», крайне мало. Тем, кто разбирается в IT, это неинтересно. Так что в сфере радиоинженеров ощущается кадровый голод.

О рынке оборудования

В студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Сейчас, к сожалению, российского оборудования толком нет. Того немногого, что выпускает «ТРАКТ», недостаточно для создания информационной радиостанции, которая вещает в режиме 24/7. Нельзя сделать так, чтобы слушатель не замечал, когда вы уходите на резерв или у вас что-то сломалось. Технику приходится закупать у иностранных производителей: американских, испанских, немецких и т.д. Мы выбирали американского, потому что они постоянно работают с текущими версиями оборудования и все время разрабатывают различные улучшения. Они внимательно относятся к своим клиентам и прислушиваются к их нуждам и замечаниям. Более того, так сложилось, что мы работаем с ними напрямую, не через дистрибьютора и так мы гораздо быстрее получаем фидбек. Когда ты ставишь современное оборудование с гарантией и дополнительной возможностью модернизировать софт — это значительно экономит средства. Мелкий технический ремонт оборудования мы производим также своими силами.