Пытаемся найти и купить хороший российский радиоприемник и выясняем, что случилось с налогом «за свободу эфира».
Несмотря на повсеместное развитие интернет–технологий, в обычной жизни радиоприемники по-прежнему востребованы. Территория нашей страны огромна, и не все жители могут (а старшее поколение не всегда умеет) воспользоваться интернет-сервисами. Долгое время на территории СССР выпускались качественные приемники и не всегда их можно было просто включить и слушать интересующие радиостанции.
Начало вещания и абонентская плата
В нашей стране официальная дата начала радиовещания — это 1924 год: тогда на свет появилось постановление Совнаркома (СНК) СССР «О частных приемных радиостанциях». Оно позволяло людям иметь частные приемники, однако предусматривало ежегодную абонентскую плату и вынуждало регистрировать их (даже самодельные модели) в органах связи. Модели, созданные самостоятельно, подлежали опломбированию сотрудниками Наркомата почт и телеграфов.
В паспорте на любого аппарата обязательно была информация, что гражданин, купивший радиоприемник, в трехдневный (в крупных городах) или 10-дневный (в прочих населенных пунктах) срок обязан зарегистрировать его по месту жительства в почтовом отделении. Там же содержалось требование о перерегистрации аппарата при переезде на новое место жительства. Ежегодную абонентскую плату вносили в почтовых отделениях по месту регистрации радиоприемника.
Первое радио в деревне, 1925 год / ТАСС
В 1926 году вышло постановление правительства «О радиостанциях частного пользования», определявшее размер абонентской платы за слушание радиопередач на разных типах радиоприемников (детекторных, ламповых, батарейных или с питанием от сети).
Эти нормативные документы и, соответственно, сборы «за радиоприемник» благополучно пережили военные годы, смерть Сталина и последовавшую за ней относительную гуманизацию советского общества.
Появление налога на продажу
Только в 1961 году в постановлении Совета министров СССР можно было увидеть заветные слова:
«Отменить с 1 января 1962 г. регистрацию радиоприемников и телевизоров в предприятиях связи, а также взимание абонементной платы за пользование радиоприемниками и телевизорами…»
Тут же, однако, отмечалось, что взамен государство устанавливает торговую надбавку, которая составила 15% для радиоприемников и 20% — для телевизоров. Выходило, что отныне каждый завод в СССР, выпускавший эту продукцию, должен был перечислять налог (или сбор) вместо радиослушателей. Но суть-то осталась: радиослушатель (телезритель) по-прежнему, хотя и разово, оплачивал из своего кошелька сбор из-за повышения стоимости приобретаемого аппарата.
Напрашивается вывод, что в социалистической реальности за свободу эфира приходится платить. Увы, жители нашей страны не одиноки: подобный налог существует до сих пор во Франции, в Великобритании и многих странах Европы. В Германии, которую часто приводят в пример как цивилизованного члена ЕС, налог составляет около 18 евро в месяц с квартиры за пользование телевизором и радиоприемником, вне зависимости от количества проживающих там человек. Он так и называется — «Rundfunkbeitrag». Платить обязаны все, кроме глухонемых и безработных, и даже в том случае, если в квартире нет ни телевизора, ни радиоприемника. Таблица подобных сборов в Европе опубликована в Википедии.
Первоначальное предназначение подобного налога — компенсация за отсутствие рекламы и политической ангажированности на общественных электронных СМИ, или, говоря проще – оплата существования и работы подобных деполитизированных общественных средств информации.
Благое дело? Безусловно, но при этом остается ряд вопросов. Как и кто осуществляет контроль за этими средствами, а они огромны? Видел ли кто-нибудь отчеты о расходовании этих налогов — какой радиостанции (телеканалу) и сколько перечислено? И последнее. Объяснение государства, что эти налоги улучшат качество радиопередач или документальных фильмов, не выдерживает критики, так как для производителя контента нет смысла в улучшении качества своей продукции: ее заранее вынужденно оплачивают налогоплательщики.
Покупка радиоприемника отечественного производства
В России, тем временем, практически не выпускают отечественных бытовых радио- и телевизионных приемников, поэтому налог на их продажу практически автоматически исключается. Мы попытались выяснить, сможет ли пользователь при желании слушать радио именно на отечественной модели. Давайте посмотрим, что же предлагает отечественная промышленность простому обывателю.
Сразу оговоримся, что на территории России практически отсутствует вещание в диапазонах длинных, средних и коротких волн на «великом и могучем» (не считая Москвы и Санкт-Петербурга — да и здесь на средних волнах радиостанции можно сосчитатьпо пальцам одной руки).
Былые заслуги
В СССР существовал государственный стандарт на выпускаемую бытовую радиоприемную аппаратуру, который определял ее параметры. К примеру, согласно ГОСТ 5651-89, на рынке присутствовали приемники трех групп сложности: высшей (0), первой (1) и второй (2). У каждой из них были свои участки диапазонов, на которых возможен прием, полоса частот звукового тракта, выходная мощность и т.п. Все радиоприемники того времени делились на стационарные, переносные и носимые.
Радиоприемник «Ленинград-015С»
Среди переносных устройств на вершине «пирамиды» были приемники высшего класса «Ленинград-010С» и «Ленинград-015С», которые выпускал Ленинградский завод «Радиоприбор». К ним вплотную примыкал радиоприемник «Салют-001», который с 1980 года выпускал Рижский радиозавод имени А. С. Попова (аппарат создавался в содружестве с предприятием «Штерн-радио» ГДР). Отличный приемный тракт, масса интересных технологических решений, отличное звучание — вот что их выделяло из общей массы.
Среди приемников первого класса можно выделить модель «Рига» (с порядковыми номерами 103 – 105), тоже выпускавшуюся в столице Латвии.
Радиоприемник второго класса серий «Океан»
Ну, а мечтой многих советских людей (без тени иронии) были радиоприемники второго класса серий «Океан» и ВЭФ. Они были доступнее по стоимости, меньше в размерах, позволяли прослушивать станции в тех же диапазонах волн, что и высококачественные, зато их можно было брать в турпоходы. К слову сказать, помимо всего вышеперечисленного, одновременно в стране существовало не менее десяти моделей приемников второго класса под различными именами — «Меридиан», «Геолог», «Восход» и т.д.
Что же касается так называемых «карманных» радиоприемников, то их выпускалось очень много — практически любое оборонное предприятие страны производило свою модель: наиболее популярными были «Селга», «Нейва», «Сигнал», «Сокол» и т.д.
Радиоприемник «Нейва»
Конечно, приемники высшего и первого классов были малодоступными для населения — и по цене (в первую очередь), и по наличию в магазинах. А вот все остальные, упомянутые выше, можно было встретить на прилавках. Сейчас многие из них значительно устарели: как по дизайну, так и по «начинке» — нет диапазона FM, ограничена возможность приема на коротких волнах (вышеупомянутый ГОСТ разрешал советским слушателям только строго ограниченные участки КВ-диапазонов), отсутствуют функции «будильника», нет показаний настройки на частоту и многое другое.
Современные «успехи»
Теперь, ознакомившись с тем, какие радиоприемники были раньше, попробуем виртуально присмотреть (а может и купить) отечественную модель. Ведь отечественные промышленность и технологии, несмотря ни на что, развиваются, да и модное ныне слово «импортозамещение» тоже хочется познать на практике.
Вбиваем в поисковике «Купить отечественный радиоприемник» и находим продукцию Ижевского радиозавода. Первое, что можно понять — все аппараты под торговой маркой «Лира» не попадают в категории высшего, первого и даже второго классов (хотя в серийных номерах намек на второй класс). В лучшем случае это аппараты, способные заменить кухонную «радиоточку». Про дизайн особо сказать нечего (в большинстве моделей он напрочь отсутствует), а вот при настройке на радиостанции FM-диапазона (особенно, если их много в вашем городе) удивляет обилие т.н. «зеркальных» каналов, ухудшающих качество приема, что весьма странно для завода, изготавливающего аппаратуру космической связи и навигации.
Радиоприемник «Лира РП-260»
Радиоприемник «Лира РП-249»
Радиоприемник «Лира РП-246»
Еще один российский производитель радиоприемников — ФГУП ПО «Октябрь»: его продукция маркируется торговой маркой «Нейва», и имеет второй класс сложности. Сам перечень продукции можно посмотреть
на сайте предприятия. Там особо оговорено, что аппараты соответствуют второму классу сложности по вышеприведенному ГОСТу. Три модели имеют цифровое отображение частоты принимаемой радиостанции, часы и таймер. Посмотрите экземпляр
РП-227МК. Полагаю, что дизайнер не присутствовал при разработке аппарата. Это же примечание касается и прочих радиоприемников: не покидает ощущение, что они плавно перешли из времен «развитого социализма» в наше время, ничуть не изменив по дороге свой внешний вид.
Радиоприемник «Нейва РП-225МК»
Радиоприемник «Нейва РП-224F»
В свое время очень популярной была продукция Бердского радиозавода: она имела торговую марку «Вега». К сожалению, годы перестройки не прошли для этого производственного объединения незамеченными: к 1997 году завод стал банкротом, а затем вообще закрылся, породив НПО «БЗРП», которое тоже создает
аппаратуру для радиоприема. Модели радиоприемников с торговой маркой БЗРП (не «Вега») можно отнести к более низкому, третьему классу, хотя их дизайн иногда очень даже неплох. Но все эти аппараты, от корпуса до сборочных изделий, полностью изготавливаются в Китае. И хотя нынешняя Поднебесная научилась производить и запускать космические аппараты, сюда прогресс дошел в меньшей степени: чтобы более полно представить, что вы купите и принесете в дом, почитайте вначале отзывы на форумах — не помешает.
Радиоприемник «БЗРП РП-321»
В былые годы в Челябинске местный радиозавод ПО «Полет», кроме продукции военного назначения, например, радиолокаторов для авиации, выпускал и линейку бытовой радиоаппаратуры под торговой маркой «Россия». Так, среди них были «Россия-303» с диапазонами длинных, средних и двумя поддиапазонами коротких волн и «Россия-306» (с добавлением диапазона УКВ). Сейчас в разных интернет-магазинах распродаются остатки его былой продукции, к примеру «Россия РП-221» (с модификациями). Больше ФГУП НПО «Полет» радиоприемники не производит.
На всякий случай я посетил и сайт знаменитого когда-то производственного объединения «Горизонт» в братской Беларуси, где производились популярные серии радиоприемников модели под торговыми марками «Океан» и «Селена». Увы, данную продукцию здесь больше не производят.
Также я узнал о судьбе знаменитого латвийского электротехнического завода, который выпускал аппаратуру под марками ВЭФ и «Спидола»: на большей части территории предприятия сейчас возведены торговые центры и жилые дома. Фактически оно не существует с конца 1990-х годов.
Итоги и перспективы
В завершение обычно полагается подвести итог: увы, нам не удалось (да и вряд ли удастся в ближайшем будущем) приобрести радиоприемную аппаратуру высшего или первого класса отечественного производства — с фиксированными настройками, с возможностью запоминания полюбившихся частот, с функцией RDS («Radio Data System» — информационные сообщения при приеме радиопередачи), с возможностью включения в заданное время или приема в формате DAB+, с высококачественным аудиовоспроизведением и т.п. Такая аппаратура в России и в ближнем зарубежье сейчас не производится.
Что же касается приемников из разряда «громко кричит и ловит волну» (выражение на одном из форумов), то их достаточно, однако выбирать нужный предстоит вам. Может оказаться так, что при поездке на дачу (рыбалку) аппарат, который успешно работал в магазине, не принимает сигнал даже при небольшом удалении от города. Это основная беда современных, конструктивно плохо проработанных изделий.
В целом же, на основании всего увиденного ясно, что радиопромышленность в России для бытовых нужд населения практически ничего качественного и интересного не производит.