Жизнь и звук: основные правила радиорепортажа
Все не так просто
Бывают и несобытийные репортажи. Скажем, вы оказались в уникальном месте — на самой длинной деревенской улице мира где-то под Улан-Удэ. Вы идете от одного дома к другому и у вас есть все признаки репортажа: картинка, ваш рассказ, рассказ героев. Вы можете что-то добавить в студии, «сжав» сюжет, чтобы он не был такой же длинный, как эта улица. Подобные репортажи одновременно и записные и несобытийные. Обычно мы называем их «Есть и такая жизнь тоже». Важно просто чувствовать себя репортером и, выбрав какой-либо жанр для сюжета, идти по этому пути до конца.
Микрофон — продолжение тебя
…Основное правило радио — заменять собой слушателей, выразить реакцию простого человека, ощущения, которые возникли бы у него, если бы кто-то сказал ему что-то потрясающее. Вы тоже должны быть потрясены, потому что вы — часть аудитории. Если вы пересказываете свои чувства в студии, это не так эффективно. Как, не нарушая объективности и сбалансированности, выразить удивление, изумление, восхищение? Мой совет: в каждой истории оставлять хотя бы один момент, когда журналист присутствует в документальной записи со своей живой реакцией. Это сразу улучшит историю.
Чикагское общественное радио (WBEZ)
Из книги «Хорошее радио. Как это делается»
Что видишь — о том и поешь
Елена Упорова
Вспомним работу журналистов в Новом Орлеане во время и после урагана «Катрина». Продюсер популярного шоу This American Life едет в эту горячую точку, чтобы сделать записной репортаж. Она не боялась говорить о том, что видит вокруг себя, даже если это были разрушенные здания, тела людей, потоки воды и так далее. Но это должны быть настоящие эмоции, ответы на вопросы самому себе, а не просто набор междометий, причитаний, прилагательных и ненормативной лексики. Актуальны фразы здесь: «Я не верю своим глазам…», «На моих глазах…», «Здесь и сейчас происходит… » и так далее. Выбирайте слова, которые смогут передать всю палитру ваших эмоций, но не растекайтесь мыслью по древу, избегайте пафоса. Не надо бояться быть дураком и задавать вопросы, потому что ты, как и твои слушатели, не понимаешь, что происходит, и пытаешься разобраться.
Когда ситуация небуквальная и не совсем понятно, что происходит, или ты по каким-то причинам не можешь озвучить что-либо прямо — делай предположение, высказывай теорию, возможное развитие ситуации. Но не стоит описывать одно и то же, когда ситуация ясна: например, все 120 машин какой-нибудь бронетехники, каждую лошадь на параде или школьников в форме с цветами.
Репортаж в записи
Другая ситуация — когда идет, например, запись репортажа с Байконура о запуске новой ракеты или начале новой экспедиции. Тут ты готовился, гуглил, читал статьи, книги, изучал тему, у тебя есть намеченный план — пункты, которые ты обязательно должен осветить в своем материале. Это очень важно. Ты самому себе составляешь питч, прописываешь 5–7 вопросов, которые ты точно не забудешь задать.
Но полностью отрепетированный репортаж — никому не интересен. Это уже другой формат — документально-информационная программа, так называемый пакет. Разница в том, что в репортаже ты главный рассказчик, а в «пакете» этот угол смещен в сторону героев.
Когда журналист работает с героем, он зачастую как бы влюбляется в него и начинает терять остроту восприятия, критичность, объективность. Следуйте правилу «Убить своих любимых»: вы должны отстранится от героя, иначе получится приторно и отвратительно. Многие журналисты боятся задавать вопросы — это нехорошо и совершенно не похоже на реальность.
Работа с техникой «в поле» и монтаж
Будьте внимательны во время работы с рекордерами — не стучите по ним пальцами, держите аккуратно, но крепко, не мусольте в руках перед спикером; если рекордер лежит на столе, не бейте по столу руками — все это отразиться на качестве материала. Чтобы качество звука было приемлемым, обязательно пользуйтесь ветрозащитой, на ее отсутствии погорели многие. «Голый» микрофон уместен, только если вам необходимо показать свист ветра, непогоду или что-то подобное.
Помню, как один из журналистов писал репортаж о сельском хозяйстве и удобрениях и не учел погодные условия — работал без ветрозащиты. Когда в какой-то момент что-то сильно задуло-засвистело, он театрально вздохнул: «Ах, какой же ветер тут на орловщине!», — и таким образом выкрутился. Если ветрозащита не спасает — прикрывайте рекордер курткой, шапкой, хоть варежку или носок на него надевайте.
Очень важно чувствовать расстояние между ртом собеседника и микрофоном и помнить, что есть звуки первого плана и атмосферы, фона. Выбирайте соответствующий случаю микрофон — узконаправленный, двунаправленный или всенаправленный. Впрочем, многие современные рекордеры со встроенными микрофонами позволяют менять угол записи. Обязательно записывайте в наушниках, чтобы слышать, если что-то пойдет не так. В противном случае вы обнаружите дефекты или отсутствие записи слишком поздно — в студии.
Помните, что хорошего монтажа не слышно. Не отрезайте первые буквы и звуки. Не должно быть никаких «стыков», тишины и дырок. Следите за «интершумом»: если он меняется, объясните, что вы перешли из одного помещения в другое, плавно микшируйте один фон с другим. Когда работаете на месте — не поленитесь, запишите пару минут «атмосферы», в которой происходит действие. Это значительно поможет при монтаже. Не пишите подводки в студии и в прошедшем времени, старайтесь найти ту же атмосферу и записать текст. Любая студийная постановка проигрывает реальным героям. Если же зачитать текст в студии необходимо — подложите под него нужную атмосферу.
Помните о звуках первого и второго плана. Будьте осторожны: записанные звуки не всегда звучат буквально и похожи сами на себя — ищите правильный ракурс, наклон микрофона и его удаленность от объекта.
«Когда ты делаешь радио, старайся рассказывать ту историю, которую ты хочешь рассказать, а не то, что тебе кажется важным. Ты можешь не знать, почему это будет важно, вплоть до последнего момента. У тебя с собой должен быть работающий рекордер, и нужно знать, как с ним обращаться. Если тебе нужен совет или вдохновение, зайди на сайт www.transom.org. Смотри хорошие фильмы. Хичкок научит тебя драматургии и сюжету. […] Посмотри Тарковского, чтобы сверить свои внутренние часы…»
Программа Studio 360 (WNYC), США
Подготовка — залог успеха
Елена Упорова
И к прямым включениям и к записным репортажам необходимо серьезно готовиться, подробно изучать тему, вникать в нюансы, а главное — быть собранным. Это можно сравнить с неким трансом, в который входит шаман.
Еще один важный момент для журналиста — ты должен быть незаметным, почти невидимым, не надо привлекать к себе внимание окружающих слишком резкими лишними движениями, суетой, громкими возгласами, яркой вызывающей одеждой, громоздкими сумками и рюкзаками, — все это может помешать вам делать свою работу, особенно если речь идет о каких-то массовых мероприятиях, будь то митинг, парад, концерт, городской праздник и т. д. Надо все делать максимально четко, быстро, аккуратно, целенаправленно. Взгляд должен быть цепкий, как у вышедшего на охоту детектива, должен видеть цель. По возможности не стойте в очередях на вход, идите вперед, говорите, что вы журналист и вам нужно пройти прямо сейчас, вам нужно работать. Обязательно иметь при себе паспорт и журналистское удостоверение.
Елена Упорова
Важно также помнить об ответственности и гуманистических целях, подумать о рисках: готовы ли вы к ним? Не посеете ли ты напрасную панику, не подвергнете ли вы кого-то опасности? Например, если прошла информация, что в аэропорту или на вокзале заложена бомба — стоит ли сразу это давать в эфир? Надо сначала постараться убедиться в этом, проверить, присмотреться, что происходит вокруг — иногда даже просто по количеству сотрудников спецслужб, пожарных и т. д. становится понятен масштаб угрозы.
Остановиться и подумать
Видео- и текстовые трансляции сегодня гораздо популярнее радиорепортажей, потому что картинка и твит — это быстро. Но с репортажи — это сложный многослойный жанр. Поэтому, когда ты делаешь репортаж, ты должен понимать, зачем он тебе.
Надо ли его выпустить быстро или есть смысл немного покопаться, что-то добавить, чтобы получилось нечто более глубокое.
Я приведу пример из истории журналистики. 26 апреля 1937 году во время Испанской гражданской войны произошел налет немецкого «Легиона Кондор» на город Герника. По разным оценкам во время бомбардировки погибло от 150 до 300 человек. Авиаудар вызвал сильный пожар и город был почти разрушен. Когда корреспонденты узнали об этом, они стали тут же передавать информацию в свои газеты и новость разлетелась довольно быстро. Репортаж журналиста The Times Джорджа Стира вышел только на следующий день. Он поговорил с очевидцами, собрал детали и смог не только дать описание событий, но и разоблачить участие Германии в Испанской гражданской войне, которое до этого отрицалось. Эта публикация вошла в историю, многих поразив до глубины души, в том числе Пабло Пикассо. После этого появилась картина «Герника», которая стала символом войны.
То есть, если нужен быстрый проходной материал — хорошо, но если ты хочешь создать что-то глубокое, важное, запоминающиеся, не стоит торопиться. Необходимо понимать, что нужно в данный момент твоей аудитории и тебе самому.
Дурной тон
Елена Упорова
Но жизнь — отнюдь не схема. Ошибки могут привести и к удаче. Но для репортеров, тех из нас, которые любят и умеют работать «в полях», существуют табу. Например, это студийная музыка: отбивки внутри репортажа понижают его ценность на 78%, потому что исчезает ощущение реальности происходящего. Выбор темы «Рейд с полицией» и «Крещенские купания» обычно определяют суть и форму репортажа, превращая его «в отчет о проделанной деятельности». Журналист постоянно решает, броситься ему в прорубь или нет. Вопрос гамлетовский, но банальный. Главный вопрос — в фокусе, ракурсе и смелости, в том, как репортер умеет видеть и слышать.
Елена Упорова
Независимый журналист, работающий с 19 лет. В прошлом — корреспондент и ведущий эфира «Радио России», заместитель главного редактора «Фонда независимого радиовещания» Тренер школы журналистики Академии «Немецкой волны» и Академии ОБСЕ в Центральной Азии. Финалист и лауреат российских, европейских и американских фестивалей журналистики: «Приз Европы» (Берлин), «Третий берег» (Чикаго), IFC (Копенгаген). |