Навигация в потоке: как собрать программу за 5 часов, если отснято 120

Как разобраться в море видеоматериала, особенно если эфир не за горами? Разбираемся в вопросе на примере системы для записи, хранения и обработки медиаданных, которую использует команда реалити-шоу «Дом-2».

Поговорим о «Доме-2». Не о героях, сюжете, долголетии, смысле существования. А о том, что:
  • съемки этого проекта проходят круглосуточно на 3 площадках одновременно;
  • задействовано более 50 камер;
  • ежедневно записывается более 120 часов исходного материала;
  • новые выпуски шоу выходят каждый день.

Вопрос: как редакторам и монтажерам быстро ориентироваться в таком объеме информации? Как им удается оперативно готовить ежедневные выпуски, не сходить с ума от ритма работы, не допускать ошибок, понимать друг друга на каждом этапе производства?

В поисках ответа мы познакомились с разработчиками программного обеспечения HTS Production — именно на их системе работает команда «Дома-2». Вот что они рассказали.

Как это работает


Заместитель директора компании HTS Людмила Барсукова:

— Любой проект, который снимается большим количеством камер на протяжении длительного времени и у которого сжатые сроки на подготовку программы, требует детальной проработки отснятого материала и его подготовки для финального монтажа.

Система HTS Production специально разрабатывалась для съемок различных развлекательных телеформатов. Она позволяет создавать в режиме реального времени подробные описания всего происходящего на съемочной площадке с привязкой к таймкоду. Есть возможность добавлять теги из различных категорий: участники, зоны, темы разговоров и так далее. Таким образом создается подробная структура съемочного дня, которая позволяет редактору быстро сориентироваться и понять все ключевые события. Это первая часть рабочего процесса, связанного с нашим решением.

Вторая — это черновой монтаж по структуре отснятых данных, созданной на первом этапе. Можно осуществлять контекстный поиск по ключевым словам, по набору тегов и меток, отбирать те фрагменты, которые пойдут в предмастер. При этом работа с материалом возможна уже через несколько секунд после съемки.

Директор компании HTS Алексей Чупахин: 

— Ключевой момент — это экономия времени на создание качественных описаний снятого материала, потому что, как правило, проекты используют постобработку: сначала снимают, а потом отсматривают материал. У нас получается, что все описания можно создать непосредственно в процессе съемки. По ним оперативно собираются черновые версии сюжетов, которые передаются на монтажные станции для создания серии-мастера в высоком разрешении. При этом у редактора в любой момент есть доступ ко всем логам и видеоматериалам проекта через web-клиент, запущенный на рабочей станции вместе с монтажной программой.

Система меток для описания медиаданных в приложении Production Logger

Также наше ПО позволяет создавать текстовые отчеты, которые могут включать в себя логи и скриншоты событий, описания сюжетов с указанием их таймкодов. Эти отчеты можно отправить по электронной почте или через популярные мессенджеры.

Людмила Барсукова:

— Благодаря созданию структуры данных и черновому монтажу наша система позволяет выдать шеф-редактору на монтаж не 100 и более часов материала, а, допустим, 7 часов без технической грязи, без неинтересных моментов, только ключевые события съемочных дней. С таким предмастером шеф-редактор делает окончательную сборку серии и финальный мастер. Остается больше времени на творческую составляющую работы.

HTS Production можно взять в аренду вместе с необходимым оборудованием под ключ на время проекта. В стоимость входит техническая поддержка и обучение по работе с системой.

 

Запись видео

 

Алексей Чупахин: 

— Наша система не требует видео полного разрешения. То есть, чтобы материал занимал меньше места, пишется прокси-копия. При этом выбирается качество, достаточное для просмотра и предварительного монтажа. Можно писать и в 4К, но на практике — для производстводства этого не требуется. Мы просто привязываемся по таймкоду и создаем лист монтажных решений (EDL) с теми же метками, которые соответствуют высокому разрешению.

Людмила Барсукова:

— Наша задача — обеспечить быструю навигацию для всех. Быстрая навигация — это низкое разрешение.

Алексей Чупахин: 

— Форматы записи могут быть любые, мы не привязаны к какому-то конкретному кодеку. Но файловый контейнер у нас свой: внутри системы собственный формат хранения. Это обусловлено тем, что нам приходилось решать задачи быстродействия, покадровой точности и так далее. Наружу мы можем выгружать в любом общеупотребительном контейнере: mp4, mxf и так далее.

 

Что делает редактор

Аппаратная «Дома-2»

Алексей Чупахин: 

— Редактор отсматривает то, что идет в прямом эфире или записи. В приложении Logger отмечает моменты, которые показались интересными: например, пошла какая-то важная дискуссия — редактор отмечает событие. Точки таймкода этого события фиксируются автоматически. К ним можно написать неограниченное количество комментариев, задать предустановленные теги, если вы их заранее составили: фамилии участников, местоположение, темы бесед и так далее.

Таким образом формируется описательная база данных, которая позволяет четко структурировать весь материал по сюжетам. Зафиксированные события можно объединять в группы, мы их называем «истории». На выходе получается набор событий с тегами и текстами описания. Через несколько секунд после съемки мы видим структуру данных, которую создали.

Людмила Барсукова:

— На «Доме-2» получается примерно такая схема работы: редакторы три часа логируют материал, а потом где-то час у них занимает предварительный монтаж. Описывает материал и делает черновой монтаж один и тот же человек, потому что ему безусловно проще ориентироваться в уже отлогированном им материале. Кстати, недавно мы были на встрече с редакторами «Дома-2» и обсуждали, какой еще функционал им нужен. Были крайне удивлены ответом: «Пожалуйста, ничего не меняйте, всё нам удобно!» Для нас как для разработчиков это самый лучший отзыв.

 

Монтаж

Приложение для монтажа Production Spotter 

Алексей Чупахин: 

—  В приложении Spotter отображается база данных отмеченных событий. Можно просмотреть записанный материал при клике на метку, что-то подкорректировать. Можно фильтровать по ключевым словам, выкладывать на таймлайн все события, связанные с историей и/или этим тегом. Нарезка выгружается в виде монтажного листа. Он может быть для любой станции — AVID, Adobe, Final Cut, — поддерживающей импорт EDL. Мы готовы к любым модификациям, если по этим системам есть открытая информация. В нашей практике большинство использует Adobe. Для него мы создали специальный модуль, с помощью которого в интерфейсе Adobe Premiere добавляется вся база описаний с возможностью поиска нужных фрагментов. При выборе необходимого описания в монтажную программу загружается соответствующий исходный материал.

Людмила Барсукова:

— Монтажный лист можно получить нажатием одной кнопки. Монтажеры берут черновую сборку, импортируют в высокое разрешение и собирают финальную версию программы.

 

Мобильные решения

 

Людмила Барсукова:

— Число наших проектов постоянно растет — вместе с ними мы развиваем нашу технологию. Для работы «в поле», на выездных съемках, мы разработали мобильную аппаратную часть. Это легкое, компактное решение, которое можно взять с собой в самолет.

Алексей Чупахин: 

— Обычно для запуска HTS Production нужны сервер, рабочая станция и плата видеозахвата. Для мобильного варианта мы подобрали аппаратные комплектующие, позволяющие надежно производить запись материала. В результате получили компактный баребон, в корпусе которого стоит плата захвата для записи SDI-сигнала. Там достаточно места, чтобы хранить отснятый материал в течение месяца.

Так выглядит компактный сервер HTS Production

Людмила Барсукова:

— Недавно мы выпустили версию нашего решения для мобильных телефонов и планшетов. Если у редактора нет доступа к ноутбуку, он может со смартфона логировать и тегировать видеоматериал с последующим поиском в полной версии приложения.

Алексей Чупахин: 

— Видео на телефоне или планшет в этом случае писать нельзя, но можно создавать описания и добавлять теги. Потом, вернувшись в аппаратную, синхронизировать это с центральной базой и спокойно смотреть описательные данные уже с привязкой к видео.

Людмила Барсукова:

— Если продолжать тему новинок, мы выпустили web-версию системы, которая позволяет осуществлять просмотр описаний, поиск по ним и навигацию без установки клиента на рабочую станцию. Это сокращенное в своем функционале решение, но редакторы активно его используют.

Реализация на других проектах

Людмила Барсукова:

— Изначально наша технология разрабатывалась для съемок крупных реалити–шоу, как «Фабрика звезд». Сейчас у нас достаточно большое количество запросов для других форматов. Мы сделали много выездных проектов. Один из них, «Возможно все», особо запомнился. Он интересен тем, что запись велась на недорогие видеорегистраторы. С таким оборудованием мы раньше не сталкивались, но справились. Продюсеры этого проекта большие молодцы, и мы со своей стороны уложились в минимальный бюджет.

Людмила Барсукова и Алексей Чупахин, HTS Production

Сейчас мы работаем с сербским телеканалом «Хэппи ТВ». У них огромное телевизионное реалити-шоу, идет более 20-ти лет. В Болгарии HTS Production использует канал «Глобо ТВ». Они делают очень интересный проект: записывают вещательные телеканалы и отмечают их «телеляпы». Мы наслаждались, пока настраивали их рабочий процесс.

В целом, наша система применима для съемок разных форматов развлекательных программ — от такого типа, как телепередача «Модный приговор», до выездных проектов вроде кулинарного шоу «На ножах». А с классическим форматом реалити-шоу с зазеркальным периметром и съемками 24/7 мы работаем уже более 13 лет.