Накамерный монитор: 10 доводов «за»
Рассказываем зачем нужен накамерный монитор, какие возможности открывает нежадному оператору и как его правильно выбрать.
Зачем нужен накамерный монитор?
Огромное количество профессиональных операторов, которые занимаются коммерческим видео или киносъемкой, предпочитают использовать относительно недорогие современные DSLR или handycam, которые обеспечивают приемлемое качество изображения и позволяют реализовать практически любой творческий замысел.
Но даже с самой лучшей оптикой и прекрасными практическими знаниями вы очень сильно ограничены в контроле съемочного процесса. Встроенные ЖК-экраны или видоискатели обладают маленьким разрешением, плохим качеством цветопередачи, малой контрастностью, яркостью и целым набором других недостатков.
Эти проблемы в полной мере решают накамерные мониторы, которые крепятся на камере или где-то рядом. Они получают живой сигнал с матрицы. Самое главное их преимущество — большой размер. Диагональ большинства моделей составляет не меньше пяти дюймов против двух-двух с половиной у наиболее распространенных DSLR. Это позволяет в деталях рассмотреть получаемую картинку и принять оперативное решение, как ее улучшить. Кроме этого, современные накамерные мониторы могут похвастаться массой дополнительных функций, которые значительно расширяют ваши возможности даже при использовании скромных любительских DSLR-камер.
Но вы должны понимать главное — накамерный монитор, как и любое другое кинооборудование, не делает вас киногением. Таковым вас делают знания, опыт и умение применить все это на практике, а любое оборудование — лишь инструмент, чтобы претворить в жизнь ваши замыслы. Но иногда этот инструмент может оказать прямо-таки чудодейственную помощь.
Чем же он может помочь оператору?
1Помощь при фокусировке
Даже накамерный монитор небольшого формата (от пяти дюймов) позволяет значительно легче разглядеть мелкие детали в кадре. Низкое разрешение встроенных средств контроля кадра не позволит рассмотреть все нюансы изображения. А это особенно важно для точной и правильной фокусировки.
Современные камеры позволяют увеличивать часть изображения, что может помочь в некоторых случаях, но на большом накамерном мониторе делать это во много раз удобнее и проще.
2Детекция мерцания
Если вы хотя бы раз снимали в помещении или с использованием искусственного освещения на улице, то наверняка сталкивались с эффектом мерцания. Специфический стробоскопический эффект возникает из-за рассинхронизации частоты переменного тока, питающего лампы освещения, и частоты кадров вашей камеры.
Справиться с этим эффектом на постпродакшне практически невозможно, поэтому от него нужно избавляться во время съемок. Встроенные видоискатели или ЖК-экраны DSLR-камер имеют низкую частоту обновления картинки, и вы можете просто не заметить мерцание света во время работы. Накамерный монитор поможет вовремя выявить этот вредный эффект и внести необходимые изменения в настройки камеры.
3Лучшее восприятие цвета
Современные накамерные мониторы обеспечивают куда более качественную цветопередачу, нежели встроенные инструменты камеры или зеркального фотоаппарата. Использование накамерных мониторов поможет еще на этапе продакшна обеспечить более-менее приемлемую картинку, что сэкономит кучу времени на последующей цветокоррекции. Но имейте в виду — для точной настройки отображения цвета необходимо калибровать монитор, а бюджетные модели ограничены в этом функционале.
Более дорогостоящие мониторы позволяют использовать LUTы или другие шаблоны цветокоррекции. Это очень удобно при съемке в S-Log или других похожих режимах, когда увидеть реальную цветовую картину непосредственно в процессе съемки просто невозможно.
4Комфорт работы
Накамерный монитор в прямом смысле отвязывает вас от камеры. Вы можете использовать длинный кабель и закрепить монитор не только на самой камере с помощью «горячего башмака», но буквально, где угодно, под любым удобным углом — на штативе, стойке, стуле и даже просто на коленях.
На рынке существует огромное количество крепежных аксессуаров к накамерным мониторам, позволяющих фиксировать их в любом месте. Можно забыть про неудобства съемки под острыми углами сверху или снизу, можно снимать в очень тесных замкнутых пространствах, просто поставить камеру и усесться в кресло, закинув ноги на стол — снимайте как угодно. Это может быть особенно полезно для видеоблогеров, которые снимают сами себя — просто разместите монитор лицом к себе, и во время работы вы сможете контролировать все показатели.
5Демонстрация работы
Большой накамерный монитор позволяет подключить к процессу работы кого-то кроме одного оператора, прильнувшего к видоискателю. Вы можете показывать результат съемки в Live-режиме режиссеру, осветителю или непосредственному заказчику работы, который с волнением следит за тем, как тратятся его деньги.
Кроме этого, с помощью накамерного монитора можно оперативно посмотреть отснятые дубли вместе с режиссером или кем-то из специалистов на съемочной площадке, чтобы внести нужные коррективы.
6Съемка на улице
Съемки на натуре в ясную солнечную погоду могут стать настоящим испытанием для любого оператора — яркое солнце нещадно засвечивает ЖК-экраны и заставляет прильнуть глазом к миниатюрному видоискателю. Снимать приходится буквально «на глаз».
Накамерные мониторы обладают куда большей яркостью и контрастностью, позволяя избежать эффекта «зеркала». В современных профессиональных моделях яркость доходит до 2000-2500 нит, что позволяет комфортно снимать в самый солнцепек посреди песчаного пляжа, даже без использования солнцезащитного козырька.
7Оценка размытия
Играя с длительностью выдержки и частотой кадров вы можете регулировать степень размытия движения в кадре, получая нужную вам «телевизионную» или «киношную» картинку. Увидеть эти нюансы на встроенном ЖК-экране или в видоискателе камеры с медленным обновлением кадров просто не получится — в то время как внешний монитор дает такую возможность.
8Настройка экранного каше
Некоторые накамерные мониторы позволяют настраивать экранное каше — те самые черные полосы в широкоформатном кадре, которые придают ему «киношный» вид. Вы, конечно можете постоянно держать эти области в своей феноменальной памяти или наклеить полоски черной изоленты прямо на встроенный ЖК-экран. Но накамерные мониторы предлагают куда более удачное решение — вы просто выбираете опцию с нужным форматом финального кадра (например,16:9) и получаете две полупрозрачные полосы сверху и снизу — теперь можно быть точно уверенным, что ни одна важная деталь вашего кадра не попадет «под обрез».
9Запись сигнала высокого качества
Более дорогие модели накамерных мониторов имеют встроенный рекордер, который позволяет записывать сигнал напрямую в самом высоком качестве, обходя программные ограничения камеры. Преимущество комбинации монитора и рекордера, что вы можете записывать высококачественный звуковой и видеосигнал, который может значительно превышать программные возможности встроенного в камеру рекордера. Вы также можете быть уверены, что получите футаж с одинаковыми характеристиками, независимо от того, какую камеру вы используете. Это значительно упростит работу на постпродакшне.
10Вспомогательные инструменты
Даже бюджетные любительские модели современных накамерных мониторов предлагают целый ворох встроенных полезных функций: «зебра», гистограмма, False Color, контроль звука, пикметр, фокус-пикинг и многое другое. Таким образом, покупка хорошего накамерного монитора значительно повышает функционал даже самой простой камеры, добавляя вам массу возможностей для контроля процесса съемки и делая его намного удобнее.
Как выбрать накамерный монитор?
Смартфоны и планшеты
После недолгих «плясок с бубном» вы можете подключить к своей камере в качестве монитора смартфон или планшет. Это самый бюджетный, но самый неудобный вариант — вы выиграете в деньгах, но потеряете в мобильности, универсальности и качестве. Мало какие смартфоны могут похвастаться качественной цветопередачей и яркостью, пригодными для использования в продакшне видео.
Любительский уровень
Бюджетные мониторы можно приобрести за сумму в диапазоне от 5000 до 10 000 руб. Основной минус бюджетных решений — дешевая матрица, которая не обеспечивает правильной цветопередачи и не может похвастаться хорошей яркостью.
Потолок для лучших бюджетных моделей сегодня составляет около 500 нит, что ограничивает сферу применения студией или другими закрытыми помещениями. Фактически бюджетные модели могут помочь только с настройкой фокуса и отслеживанием ключевых параметров: гистограммы белого и уровня записываемого звука. Но и это уже немало.
Самыми удачными моделями в 2019 году называли китайские Lilliput A7S 7’ (от 8 500 руб.) и FeelWorld FW568 (от 10 800 руб.). Они обеспечивают приемлемое качество картинки, поддерживают Full HD и 4К (FeelWorld FW568), а также предлагают довольно большой набор дополнительных функций, например, фокус-пикинга, «зебры», гистограммы и уровня аудио-сигнала.
Полупрофессиональный уровень
Мониторы более высокого класса отличаются лучшим качеством матрицы, большей яркостью и контрастностью. А также наличием дополнительных разъемов, позволяющих комбинировать сигналы и передавать их на внешние записывающие устройства.
По сумме можно ориентироваться от 15 000 до 50 000 руб.
Стоит обратить внимание на монитор FeelWorld FW279 7» (от 17 000 руб.) http://www.feelworld.cn/ShowInfo.aspx?id=308&py=7-IPS-Ultra , который показывает внушительную яркость в 2200 нит. Он поддерживает воспроизведение 4К с 24 кадрами в секунду, а также предоставляет широкий угол обзора — до 160 градусов.
Относительно недорогие модели накамерных мониторов типа Lilliput Q5 (от 25 000 руб.), расширяют ваши возможности, добавляя 3G-SDI входы, которые позволяют управлять сразу несколькими видеосигналами в высоком качестве.
Профессиональный уровень
Это «высший пилотаж» среди накамерных мониторов. Как правило, профессиональные мониторы совмещены с рекордером, что выводит вас на принципиально иной уровень и позволяет повысить профессиональное качество работы. Рекордер выводит максимально качественный несжатый сигнал «наружу». Работать с ним на постпродакшне гораздо интереснее.
Такие флагманские модели, как Atomos Shogun Inferno (от 140 000 руб.) и Sumo 19 (от 190 000 руб.) с обновленной прошивкой позволяют записывать RAW-сигнал в формате Cinema DNG и новейшем формате Apple ProRES RAW в полном цветовом пространстве 4:2:2 в профессиональных форматах ProRes или DNxHD с разрешением вплоть до 4K/UHD.
Большой популярностью среди профессиональных видеографов пользуется Design Video Assist 4K модель от Blackmagic — Design Video Assist 4K (от 80 000 руб.). Модели этого ряда оснащены разъемами 6G-SDI и HDMI и обеспечивают возможность записи высококачественного 10-битного видео с цветовой субдискретизацией 4:2:2.
Монитор оснащен балансными аналоговыми входами mini XLR для подключения микрофонов с фантомным питанием, что решает проблему автоматической регулировки усиления и синхронизации с видео. За счет низкого порога шума — 128 дБ он позволяет получать более качественную аудиодорожку.
Если для вас крайне важна яркость монитора следует обратить внимание на серию Ultrabright от SmallHD (от 250 000 руб.). Эти мониторы оснащены LTPS-матрицей, которая обеспечивает непревзойдённые 2500 нит.
Большинство людей приступают к поиску того или иного инструмента, заранее ограничив себя рамками ценового диапазона. Но гораздо правильнее сперва определиться не с психологически комфортной ценой, а с теми функциями, которые будут вам нужны. Это в полной мере касается и выбора накамерного монитора. Потратив немного больше времени сейчас, вы сможете выбрать монитор, который полностью удовлетворит все ваши потребности и прослужит намного дольше, чем модель, выбранная только исходя из ее цены.