Когда появилась телереклама и где брать идеи для неё?
Во второй половине прошлого века телевидение было очень популярно. Оно считалось самым выгодным коммуникационным каналом для продвижения продукции. Совокупное сочетание звуков, движений, цвета и изображения приобщало зрителей к увлекательному путешествию в мир красоты и волшебства.
Популярность телевидения обуславливало наличие огромного количества потребителей. Первооткрывателями в этой области стала Америка (США).
1939-й год ознаменовался тем, что в столице США начала свою работу пробная телевизионная станция. В это же время была выпущена первая экспериментальная бесплатная рекламе. В роли рекламиста выступал диктор, который, кроме проговаривания текста, показывал еще изображения нескольких иллюстраций.
Спустя два года были выданы коммерческие лицензии Федеральной комиссией связи телевизионным станциям (в количестве десяти, в США). За размещенную рекламу стали брать незначительную плату.
Первый товар, который тогда рекламировали по телевидению, оказался часами. Когда в 1941 году транслировали матч по баскетболу, в поле настроек для телевизора возникли часы. За кадром прозвучал голос и сообщил время, и было слышно, как тикают часы.
Только что зарождавшаяся реклама в жанре телевизионных объявлений была еще несовершенна. Дикторы читали текст сразу в эфире. 1948 год ознаменовался тем, что в то время стали использовать мультипликационных персонажей. Что касается видеозаписи, то она появилась лишь в 1956 году. В этом же году первый раз использовали сюжетную запись. Тогда-то и нашли применение рекламные видеоролики.
Попутно вместе с ними стала актуальна в США спонсорская реклама. Именно спонсор становится человеком, взявшим на себя расходы на производство рекламы. И он назначал время выхода передачи и способ ее воспроизведения.
Когда произошел переход на цветное телевидение (1966 год), программы стали более дорогостоящими, и спонсорская помощь сошла на нет. Рекламодатели стали искать возможность размещения своих рекламных объявлений в уже созданных программах. Чтобы воплотить идеи в решении рекламной задачи, творческие люди используют разные методы. Идеи зарождаются в беседах с потребителями, экспертами, разработчиками товара.
Каждый из пользователей при выборе товара руководствуется какими-то определенными критериями. Кто-то пользуется рациональным подходом, кто-то – чувственным, кто-то – общественным, а иногда некоторые просто хотят потешить собственное самолюбие. Творческие работники, создающие рекламу, должны как раз сочетать переживание с вознаграждением, которое хотят получить потенциальные покупатели. И на этой основе можно организовать массу разных видов рекламных обращений.
Они должны быть полезными, исключительными и желательными для покупателей. На телерекламу периодически совершают жестокие нападки.
У телевидения, действительно, велик творческий потенциал, так как оно обладает уникальными возможностями, предоставляющими рекламодателям массово охватить аудиторию. Воспринимаемая информация дает результат, потому что визуальное изображение, движение, звуки, демонстрация продукции – все происходит перед глазами покупателей.
Кто хочет быстрого продвижения продукции, тот должен воспользоваться телевизионной рекламой.
Развитие телевизионной рекламы в России условно можно разделить на три этапа.
Первый этап — это реклама периода СССР. Она не отличалась правильной технологией создания рекламного ролика, а была построена по законам кино того времени.
Самая первая реклама в СССР появилась в 1964 году. Это была реклама кукурузы, она напоминала короткометражный фильм с элементами «мюзикла». Из-за отсутствия какой-либо конкуренции нужда в такого рода рекламе отпадала сама собой, поэтому смысл этого действия весьма неоднозначен.
Первым значимым прорывом в развитии телевизионной рекламы можно считать «Первый всесоюзный смотр-конкурс рекламных фильмов», который прошел в 1984 году. В 1987 году советские рекламисты проводят второй смотр-конкурс. Эти конкурсы позволили оценить ту ситуацию, которая сложилась в стране и «поднять планку» профессионалов советской рекламы. Провозглашение политики гласности в СССР в 1985 году привели к началу преобразований в СМИ, в том числе и на телевидении. И теперь телевидение становится не только основным средством информации, но и основным средством рекламы.
Первые советские рекламные ролики были направлены на продвижение исключительно отечественных товаров, таких как автомобиль «Волга».
Московский вентиляторный завод «Мовен» и т.д.
Вспоминая первые рекламные ролики того времени можно сказать, что телезрители воспринимали рекламу не в своей прямой сути, а как маленький интересный, иногда юмористический клип. Даже в первое время транслирования рекламы по телевидению в газете в рубрике программы передач печаталось время той или иной рекламы. Длительность рекламного ролика порой доходило до 10 минут.
В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам. Заключая между собой торговые сделки, «новые русские» переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых «товаров народного потребления», но и она была демонстративно обращена к «богатым». Реклама, призванная выполнять функцию социального стабилизатора в начале своего существования не только не выполняла функцию, но и действовала наоборот, вызывая резко негативное отношение к себе! Грубо нарушались две священные заповеди рекламодателя — «информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами «простых людей» и «рекламное сообщение не должно быть агрессивным».
Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.
Второй этап развития телевизионной рекламы – это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 года, когда стремление прорекламировать тот или иной вид деятельности или продать товар, сопровождается интересным, практически шедевральным режиссерским решением. Примером являются серии рекламных роликов банка «Империал»
Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, впоследствии ставшие «крылатыми».
В конце девяностых российские телезрители увидели, возможно, первую, настоящую социальную рекламу, до нее аналогию можно провести только с журналом «Фитиль». Примером такой социальной рекламы являлись ролики «Русского проекта», они занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые русские актеры и незатейливые, близкие сердцу жанровые сценки, которые, поистине, доходили до глубины души каждого зрителя. В этот проект входили следующие сюжеты: В космосе (Это моя страна); Я люблю тебя (Мы вас любим), Разговор путейщиц (Дай вам бог здоровья!); Помаши маме! (Помни о близких); Берегите любовь!; Это мой город; Не делите Россию! На концерте (Разговор жестами); Верь в себя (Пугачева); Все у нас получится (комбайнер).
Третий этап становления телевизионной рекламы в нашей стране – реклама как двигатель торговли. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создают и поддерживают образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.
В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», яркий слоган «Свежее дыхание освежает понимание» сразу привлек внимание потребителей. Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме. Изготовление рекламных роликов становится со временем более качественным.
Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа», «Принцесса Нури», «Майский чай». Впервые в российской рекламе появляются рисованные персонажи (применительно к чаю «Беседа» — символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай).
Из года в год, российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем те, что были в конце 90-х годов, начале 21 века. Увеличивается число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы.