12 ноября в Москве стартовал форум RIW, в рамках которого Медиа-коммуникационный союз представил обещанную концепцию развития отрасли. Данный документ затрагивает перспективные продукты, сервисы и бизнес-модели, формирующиеся на пересечении телеком, медиа и интернет индустрий, и преследует цель посредством своей реализации создать синергию медиа-компаний и операторов и «выработать шаги, необходимые для движения в согласованном направлении».
По заявлению представителей МКС, над концепцией работало около 110 экспертов разных направлений отрасли медиа-коммуникаций: собственники и топ-менеджеры, стратеги, маркетологи, технические специалисты, юристы и многие другие. Совместными усилиями они провели всесторонний анализ рынка, который позволил выявить основные тренды, включая тренды по технологиям, изменению предпочтений пользователей, регуляторной среде, инновационным сервисам и бизнес-моделям, и разработали потенциальные сценарии развития отрасли в зависимости от факторов неопределенности, т. е. таких факторов, которые трудно однозначно предсказать на долгосрочную перспективу.
Ниже приводим дословную выдержку из документа, проясняющую суть концепции и основы ее выработки:
«Из нескольких потенциальных сценариев развития был выбран базовый сценарий, обеспечивающий сбалансированное развитие как сегмента медиа, так и сегмента коммуникаций. Для реализации базового сценария развития необходима совместная работа по двум основным направлениям — 1) снижение уровня пиратского потребления и насыщение рынка востребованным контентом и сервисами и 2) создание условий для устойчивого развития инфраструктуры доставки контента. Каждое стратегическое направление предполагается развивать путем реализации ряда инициатив (всего выработано 15 инициатив). При этом, инициативы сгруппированы в три последовательных этапа — в зависимости от важности и сложности реализации. Более подробно предпосылки и направления инициатив приведены в тезисах ниже.
В ходе анализа было выявлено, что подавляющую часть доходов российского медиарынк) составляет реклама: в 2013 на каждый $1, заработанный по «платной модели», приходились $3 полученных от рекламы (в России ~ 0,4% дохода домохозяйств расходуется на платное ТВ, по сравнению с — 1,8% ). Зависимость от состояния рекламного рынка (2 года рынок рекламы восстанавливался после падения в 2009 г.), макроэкономические и геополитические факторы могут стать сдерживающими факторами развития медиарынка при сохранении текущей структуры доходов.
Необходимым условием для интенсивного роста медиарынка и стратегической задачей отрасли является формирование условий для развития платной и смешанной моделей потребления, что подразумевает изменение структуры отрасли и архетипа массового пользователя, а также переход от накопления абонентской базы к её капитализации (наращивание сборов за контент, а не за услугу доступа).
На данный момент можно выделить 3 ключевых фактора, сдерживающих развитие платной и смешанной моделей:
• Исторически сформировавшийся в России архетип потребителя, воспринимающего контент бесплатным;
• Высокий уровень пиратства, позволяющий находить практически любой контент бесплатно;
• Доступность качественного и премьерного контента в бесплатных моделях потребления.
Только согласованные действия крупнейших игроков при поддержке государства способны дать качественно новый импульс для развития медиаотрасли в перспективе 10 лет.
• Продвижение платной и смешанной моделей — разработка и следование общеотраслевым принципам приоритезации платной модели при размещении контента, создании каналов:
— Общие подходы к монетизации контента;
— Развитие неэфирного ТВ совместно с операторами;
— PR — совместное продвижение платного потребления и формирование негативного общественного отношения к пиратству;
• Борьба с пиратством в сети
• Насыщение всех каналов потребления легальным, качественным и релевантным контентом по общим принципам монетизации
• Консолидация онлайн-видео среды — объединение библиотек прав на ТВ контент многочисленных игроков для обеспечения его доступности и монетизации в «одном окне», создание крупных платформ для повышения удобства пользователей.
Телекоммуникационный сегмент показывал высокие темпы роста за счет развития услуг широкополосного доступа к Интернет (среднегодовые темпы роста доходов ШПД составили 12% за период 2010-2013 гг.). Дальнейшее развитие фиксированного ШПД будут более медленным из-за давления на ARPU и высокого проникновения услуги в крупных городах. Беспроводной ШПД покажет высокие темпы роста в связи с ростом количества активных пользователей и появления новых сервисов, ориентированных на мобильное потребление.
Дальнейшее развитие коммуникационного сегмента зависит от реализации ряда предпосылок:
• Устранение инфраструктурных барьеров и обеспечения равноправного доступа операторов к жилой и нежилой инфраструктуре для роста проникновения телекоммуникационных услуг;
• Четкое определение статуса онлайн видео-сервисов для снижения рисков развития таких сервисов операторами;
• Формирование новых источников доходов для операторов за счет предоставления услуг с добавленной стоимостью для олайн сервисов;
• Формирование новых источников доходов для операторов за счет предоставления услуг по поиску и потреблению медиа-контента конечными абонентами;
• Повышение прозрачности деятельности операторов для обеспечения равноправных условий деятельности.
Дополнительно в концепции особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала, включая такие шаги как: повышение популярности профильного образования, развитие партнерских отношений с вузами в части стажировок и трудоустройства талантливых выпускников, повышение эффективности системы развития персонала и пр».
Помимо презентации концепции МКС на RIW также состоялась дискуссия представителей телеком-рынка на тему развития отрасли, где большая часть спикеров еще раз выразила серьезную обеспокоенность уровнем пиратства в стране. По мнению легальных игроков, в России существует большое количество малых компаний, которые делают своим конкурентным преимуществом бесплатный доступ к пиратскому контенту, и это является серьезным препятствием на пути развития рынка. Однако, отрасль намерена централизовано бороться с этой «напастью» и приучать российского пользователя к легальному контенту.
Возможно, отчасти этому поможет планируемый к запуску участниками «Медиа-коммуникационного союза» онлайн-кинотеатр. Его планируют представить в 2015 году, участие в поректе уже подтвердили «СТС-Медиа», «Проф-Медиа», «Ростелеком», все три мобильных оператора, «ЭР-Телеком» и другие. Инвестиции в онлайн-кинотеатр должны составить порядка $100 млн.
«Самостоятельный выход на рынок онлайн-видео требует от компаний высоких затрат и не позволит обеспечить большую аудиторию из-за недостаточно широкой библиотеки контента. Это ограничивает потенциальный объем доходов от рекламы и подписок. Создание данной площадки позволит вывести на рынок единую онлайн-платформу с большим выбором контента от нескольких игроков», — цитирует слова президента МКС и замгендиректора «СТС Медиа» по управлению вещанием Сергея Петрова издание «Известия».
Также он заявил, что модель монетизации этого проекта, скорее всего будет смешанной. То есть часть контента будет доступна по подписке, а часть — бесплатно и окупаться за счет рекламы.
Помимо планов о запуске онлайн-кинотеатра участники сессии «Концепция отрасли 2025″ подняли тему того, как сделать так, чтобы интересы производителей контента и операторов не противоречили друг другу. А гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева поделилась обеспокоенностью засилья иностранного контента на российском телевизионном рынке. На ее взгляд, зарубежный контент должен сосредоточиться на платном телевидении, а на бесплатном должны увеличиваться объемы отечественной кино- и телевизионной продукции.