Рынок платного ТВ в России в 2014 году достиг 57 млрд рублей

Объем рынка платного телевидения в России в 2014 году вырос на 6,1% и составил 57 млрд рублей, абонентская база операторов увеличилась на 8,3%, до 37,8 млн домохозяйств, свидетельствуют данные, представленные в отчете компании «ТМТ Консалтинг«.
По оценкам аналитиков компании, проникновение платного ТВ в России составило 68%. В 2015 году прогнозируется рост рынка на 4,2%, до 59,4 млрд рублей, и увеличение абонентской базы на 3,8%, до 39,2 млн. Проникновение услуги, как ожидается, превысит 70%.
Как отмечают исследователи, состав крупнейших игроков за 2014 год не изменился. Первое место занимает «Триколор ТВ» с 29% рынка, второе – «Ростелеком» (21%). Также в пятерке лидеров – МТС, «ЭР-Телеком» и «Орион-Экспресс», у каждого примерно по 7%.
В отчете отмечается, что МТС преодолела негативный тренд, связанный с оттоком пользователей соцпакетов в процессе перевода сетей компании на цифровые технологии, и впервые за три года показала рост абонентской базы. Темпы роста «Триколора» снизились до 8% по сравнению с 14% годом ранее. Практически остановился рост компании «ЭР-Телеком» в связи с насыщением рынков крупных городов, где действует оператор. А лидер рынка по выручке «Ростелеком» продолжает увеличивать число подписчиков IPTV за счет строительства сетей PON.
«Благодаря опережающему росту цифровых технологий заметно изменилась структура рынка по абонентам: доля крупнейшего сегмента – кабельного телевидения, 81% которого составляют абоненты аналогового ТВ, снизилась с 52% до 49%», — сообщает также «ТМТ Консалтинг». Спутниковое телевидение занимает 39% рынка, IPTV – 12%.
В то же время в структуре рынка по доходам доля кабельного ТВ значительно выше (60%), что, по мнению исследователей, связано с низким ARPU крупнейших операторов спутникового ТВ. В результате ввода компанией «НТВ Плюс» новых тарифов ARPU спутникового ТВ снизилось за год на 21%, что привело к сокращению среднего счета на абонента в целом по рынку до всего лишь 131 руб.  На спутниковое ТВ в итоге сейчас приходится 23% доходов, на IPTV – 17%.
В числе основных трендов 2015 года на рынке платного ТВ аналитики называют развитие цифрового эфирного вещания. Как ожидается, к концу 2015 года каналы первого мультиплекса смогут принимать 97% населения России, в связи чем прогнозируется снижение роста абонентской базы спутникового ТВ, которое ранее было безальтернативным в удаленной местности.
Кроме того, эксперты ожидают опережающего роста цифровых технологий платного телевидения. Рост аналогового кабельного ТВ практически прекратился, и с 2015 года можно ожидать сокращения этого сегмента за счет миграции абонентов на предлагающее больше возможностей цифровое ТВ, отмечается в отчете.
Кроме того, «ТМТ Консалтинг» прогнозирует распространение OTT-видеосервисов. По мнению экспертов, рост скоростей интернет-доступа и растущее предложение со стороны провайдеров OTT-видеосервисов ведут к росту популярности модели теле- и видеосмотрения через интернет.
Наконец, аналитики не исключают, что в связи с вступившим с 2015 года запретом на рекламу на платных телеканалах часть каналов, работающих по рекламной модели, закроется. Более того, ожидается в целом негативное влияние текущей экономической ситуации на российский рынок платного ТВ. «В связи с прекращением ряда договоров с зарубежными правообладателями можно ожидать заметного сокращения объема зарубежного контента в предложениях российских операторов», — считают эксперты.