Что такое телевизионный сезон?

Одной из главных организующих структур в телевизионной индустрии является телевизионный сезон.

С точки зрения телевизионной индустрии, телевизионный сезон  это период в деятельности телеканалов, когда  они представляют новые программы. Деление года на телевизионный сезон и не сезон связан с рекламной моделью телеканалов.

После того как рекламодатели стали ориентироваться на объем аудитории телеканалов, управленцы заметили, что в летний период количество зрителей значительно падает – почти в два раза. Люди летом больше времени проводят на свежем воздухе  в дали от телевизора, у детей каникулы, у многих отпуска.

Поэтому рекламодатели выделяют меньше денег на летние программы, и соответственно, доходы от рекламы в программах не позволят покрыть расходы на их производство.

Авторами идеи выделения периоды телевизионного сезона стали американские телевизионные сети, практически, единственные коммерческие телевизионные организации вплоть до 1980-х годов. Постепенно идея телевизионного сезона стала использоваться и на общественном телевидении в Европе.

Продолжительность сезона

В США, первоначально, телевизионный сезон длился 39 недель, с увеличением стоимости телевизионного производства продолжительность уменьшилась до 36 недель. Сейчас фактическая продолжительность телевизионного сезона  составляет 24-30 активных недель.

В Европе и России, не смотря на коммерческий характер, телевизионный сезон имеет больше формальный характер: начинается в сентябре и заканчивается в апреле-мае.

Периодичность сезона

В США телевизионный сезон разделен на три периода: осень, хиатус и мидсезон. Иногда в мидсезоне выделяют “зимнее расписание”.

thumb

 

Телевизионное производство в США имеет циклический характер, что хорошо заметно и в периодах сезона. Например, хиатус, не только перерыв в сезоне, но и период во время которого производится сериалы и шоу, предназначенные для замена провалившихся программа осени. Кроме того, в этот период начинаются продажи DVD-версий сериалов, вышедших осенью. В хиатуса в эфир ставятся повторы программ.

Во второй половине сезона сети дополнительно запускают новые сериалы, часть из них была запланирована изначально, а часть появилась для экстренной замены «дыр» в программном расписании в результате провала осенних премьер.

В России новые программы, обычно, запускаются в начале сентября или в конце августа. Затем при “горизонтальном программировании” происходят замены линеек закончившихся сериалов.

Сбой расписания

В США в первые годы программирования телесезона большинство сериалов также запускалось в сентябре и в декабре. Так, из 44 сериалов запущенных в сезоне 1971/1972 годов, 24 стартовали в сентябре и 14 в декабре. Падение рейтингов и контрпрограммирование заставило телесети существенно изменить даты начало сезонов. Этот эффект стал называться “сбой расписания”.  Помимо, того что мидсезон сместился с декабря на январь, три четверти сериалов запускались уже вне сентября и января.

Начало сезона растягивается на 6 недель. Первой начинает наименее рейтинговая сеть CW: ее сериалы запускаются  8-24 сентября. В 20-х числах сентября стартуют и другие сети, растягивая премьеры своих сериалов вплоть до ноября.

Для кабельных телеканалов деление года на сезон не практикуется – премьерные показы распределяются по всему году, хотя наиболее крупные кабельные телеканалы запускают большинство своих сериалов именно осенью.

Последние годы телесети не один раз пытались перейти с сезонного программирования на круглогодичное.

Для этого они запускали летом новые сериалы, программы, телефильмы и кинофильмы. Однако, всегда эти программы не набирали достаточной аудитории для того чтобы оправдать затраты на их производство. Таким образом, сезонное деление телевизионного года имеет стабильный характер.

Источник