«Игра престолов»: как история Семи королевств изменила телевизионный и кинорынок

15 апреля состоялась премьера первой серии финального сезона “Игры престолов”. За время своего существования сериал стал не просто событием, а уже легендой в истории кино и телевидения. Создатели эпопеи опрокинули все представления о сериалах, практически изменив облик сериального рынка.

Мы обсудили с экспертами, как история Семи королевств изменила телевизионный и кинорынок, являются ли сериалы сегодня двигателем телевидения, какая платформа наиболее подходит для сериалов и когда в России появятся сопоставимые проекты

«Игра престолов» перевернула страницу традиционного ТВ
Сергей Картинцев 
Эксперт рынка развлечений, экс-продюсер телеканала МИР

Главное влияние, которое оказал этот сериал на российский рынок — резкий рост популярности сервисов онлайн-кинотеатров. Модель «видео по запросу» была реализована крайне неудобно в кабельных сетях и сети НТВ +, так что не пользовалось существенным спросом. Выход же «Игры Престолов» и других топовых сериалов, состоявшийся на фоне ограничений к торрент-раздачам, привел к росту числа подписчиков Амедиатеки и других схожих сервисов. Попробовав подписку в ходе просмотра любимого сериала, зрители почувствовали удобство использования приложения, а также комфорт от просмотра в отличном качестве и без рекламы. Бесспорно, «Игра престолов» перевернула страницу традиционного ТВ. Он-лайн кинотеатры стали крайне популярны. Вторым важным достижением «Игры престолов» являются феноменальные рекламные контракты, которые позволяют окупить рекордные затраты на продакшн еще до запуска первой серии в прокат. Прежде о таком мечтать не приходилось.»

Первый брендовый сериал поколения «Y»
Игорь Пылаев
Сопредседатель Комитета по развитию индустрии кино и телевидения «Деловой России», член совета директоров продюсерской компании «Фетисов Иллюзион», автор книги «В объятиях маркетинга»

«Игра престолов» только кажется сериалом, как «Coca-Cola» и IPhone лишь выглядят как газировка или смартфон. В действительности, «Игра престолов» – одна из первых удачных попыток в индустрии, когда практически с самого первого сезона продукт создается как полноценный бренд и продвигается по законам маркетинга. Сериалу практически нет равных по количеству новостных поводов, которые сами же создатели намеренно генерировали чуть ли не в режиме online. Тем самым создание и съемки сериала превратились чуть ли не в реалити-шоу с лихо закрученной интригой, скандалами и провокациями.

Зрители по всему миру гадали, кто из главных героев погибнет в новом сезоне, кто придет ему на смену, в каких постельных сценах еще снимутся героини, и чем еще будут шокировать искушенную публику? Всё это привлекало внимание многомиллионной аудитории по всему миру задолго до выхода новых серий, порождало волну обсуждений сериала в ведущих СМИ, подстегивало интерес рекламодателей и вещателей. Создатели сериала превратились в искусных манипуляторов, заставляя армию фанатов живо интересоваться «Игрой престолов» каждый день, вне зависимости даты выхода нового сезона. По максимуму были задействованы социальные сети, всевозможные медийные офф-лайн и он-лайн форматы. В связи с чем каждый сезон «Игры престолов» выходил на пике ажиотажа, массовой истерии фанатов сериала. И был сродни, по сути, виртуальному оргазму.

На сериал с самого начала работало все . И ограничения по возрасту (18 плюс) из-за обилия постельных сцен, что на момент выхода первого сезона «престолов» было не мыслимо для сериала, ориентированного на массовую аудиторию. И фантастические маркетинговые бюджеты, которые росли от сезона к сезону, и в итоге составили более 20 млн долларов. Для сериала это запредельные цифры.

Ставка на аудиторию «18+» — это, в том числе, и вызов традиционному каналам распространения сериальной продукции – телевидению. Ставка на платные кабельные, спутниковые и интернет-платформы. И безоговорочная ставка на аудиторию поколения «Y», миллениалов, которые навсегда выключили телевизор из своей жизни. Они мобильны и не намерены протирать штаны у телевизоров, как их родители. Он-лайн кинотеатры – это их формат, и уже не важно, где смотреть сериал – в универе на паре, дома или в метро.

Более того, «Игра престолов» — первый брендовый сериал поколения «Y». Когда сопричастность, принадлежность к армии фанов сериала, каждодневная вовлеченность в жизнь сериала становится меткой «свой-чужой». Когда каждый день быть в теме намного круче и важнее, чем собственно просмотр самого сериала в момент его выхода в свет. Когда бренд стал важнее содержания. В этом феномен «Игры престолов», и вряд ли в ближайшее десятилетие кому-то из российских производителей сериальной продукции удастся создать нечто подобное. У «наших» нет ни фантастических бюджетов, ни опыта вывода на мировой рынок глобальных брендов. Между тем, мировая индустрия сериалов будет очень активно развивать это направление – превращать съемки и демонстрацию продукции в явление массовой субкультуры, стирая грани между шоу-бизнесом и телевизионным романом.

Для сериалов линейное ТВ работает плохо
Геннадий Авдеев 
Генеральный директор «ТелКо Групп»

«Игра престолов» (ИП)продемонстрировала, что можно делать длительные масштабные кинопроекты высочайшего качества и удерживать на них зрителя. Хотя были, конечно, у ИП и успешные предшественники. В качестве примера: посмотрите как мировая аудитория за три года «дожала» ВВС «оживить» одну из главных героинь и сделать еще один, шестой сезон «Лютера». Правда ВВС, чтобы окончательно закрыть тему, теперь «убила» уже обоих героев.

Несомненно, сериалы это двигатели современного телевидения. Если сошлись вместе классные сюжет, картинка, актеры и промоушн – это затягивает зрителя в воронку смотрения. Конкурировать с этим могут только крутые блокбастеры и психологические истории где сошлись хотя бы три из перечисленных составляющих.

Для сериалов линейное ТВ работает плохо. Довольно затруднительно и утомительно в течение длительного времени подтягиваться к ящику по навязанному графику. В конце концов, пропустив пару-тройку серий желание «догонять» сериал испаряется несмотря на первоначальный интерес. Так что, на мой взгляд, ОТТ это идеальная поляна для сериалов.

На сопоставимые с ИП проекты у нас креатив и актеры вероятно еще/уже найдутся, а вот воли и ресурсов наверное не хватит. Кроме того, чтобы такой проект окупился, он должен иметь мировой прокат, так как на русскоговорящем зрителе, да еще склонном к халяве, его не «отбить». Из наших сериалов вышедших в мировой прокат припоминаю лишь «Лучше чем люди», хоть он и не плох, но явно не дотягивает до мирового уровня, перечисленные выше четыре необходимых компонента сыроваты.