Интернет-вещание организовать гораздо легче
Генеральный директор компании G-Core Labs в России Михаил Шурыгин в своей экспертной колонке сравнивает особенности доставки телеканалов через спутник и через интернет, а также объясняет недостатки и преимущества обеих технологий.
ЗЕМЛЯ И НЕБО — ТАКИЕ БЛИЗКИЕ И ТАКИЕ РАЗНЫЕ
Вещание через спутник, как правило, ассоциируется с более широкими возможностями охвата аудитории, в первую очередь, в удаленных районах и глубинках, куда еще не протянуты сети широкополосного доступа в интернет или его последние мили. Но здесь важно понимать, что в данном случае мы говорим о России с ее огромной территорией, а также о ряде других развивающихся рынков. В развитых странах, в том числе Европы и Северной Америки, вопрос с доступом конечных пользователей к качественному интернету практически полностью решен.
На этом, пожалуй, ощутимые преимущества доставки сигнала через спутниковое телевидение заканчиваются и начинаются минусы, главным из которых является цена. Например, если вы небольшой телеканал, который не вещает в Ultra HD или в HD, разница в стоимости трансляции через спутник и интернет у вас будет примерно в 10—15 раз. Если вы захотите организовать трансляцию через спутниковые телесети в Ultra HD, то, вполне возможно, заплатите и в 50 раз больше, чем если бы использовали интернет-вещание.
Цена входа в развитые спутниковые телесети может быть и ниже, но, как правило, этого можно достичь, если вы предлагаете какой-то качественный эксклюзив, который операторы сами захотят добавить в свои стандартные или специальные пакеты. Например, что-то уровня сериала «Чернобыль». Если же вы предлагаете еще один магазин на диване, стоимость вещания через спутниковые телесети покажется вам просто космической в сравнении с тем, что предлагает интернет.
И опять же, возвращаясь к вопросу охвата. Если вы, к примеру, не федеральный телеканал, транслирующий важные с точки зрения государственной политики новостные программы и передачи, которые посредством спутника должны увидеть даже небольшой гарнизон на далекой Камчатке или племя оленеводов на Крайнем Севере, а вещатель с пакетом последних востребованных сериалов или реалити-шоу, рассчитанных на платежеспособную аудиторию 25—45 лет, то вам нужно понять, насколько критичным для вас будет показ вашего контента группам пользователей, которые не смогут приобрести рекламируемые на вашем телеканале товары, даже если захотят.
Каковы преимущества вещания через интернет? Во-первых, как я упомянул выше, это значительно дешевле. Во-вторых, если абстрагироваться от территории только лишь России, вы можете получить гораздо больший охват при меньшей цене, лучшей картинке и бесшовном опыте для аудиторий, ведь сеть интернета позволяет практически моментально доставлять видеоконтент по всему миру. Для этого достаточно подключить облачную медиаплатформу и сеть одного из CDN-операторов с присутствием на всех континентах. Передачу сигнала с таким высоким качеством и по такой цене сегодня и в обозримом будущем вам не сможет обеспечить ни одна спутниковая телесеть.
Третий аспект — качество и гибкость картинки. Конечно, сегодня оптимальнее всего вещать в Full HD. К примеру, вы вещатель, и у вас есть видеоконтент в форматах HD или Full HD. Вы отправляете сигнал на медиаплатформу к CDN-оператору, и он преобразует ваше Full HD во все возможные форматы — и для больших городов, и для региональных центров, и для глубинки, и для совсем труднодоступных районов. На выходе без каких-либо дополнительных усилий и затрат с вашей стороны вы получаете и Full HD, и HD, и SD, и LD — сигнал телеканала подстраивается под возможности просмотра аудитории и ее устройства. На спутнике, в свою очередь, у вас нет автоматического битрейта, то есть либо аудитория смотрит вас в заданном качестве, часто с задержками, либо не видит вашего контента вовсе, если есть несоответствующие условия. Еще одна сторона вопроса — устаревшие приемники, которые нередко можно встретить на действующих спутниковых группировках и которые не могут воспроизводить телесигнал, компрессированный кодеком MPEG-4. В этом случае они сжимают видео с помощью MPEG-2, чтобы быть везде доступными. Получается ужасный уровень компрессии и соответствующее качество картинки.
Наконец, вещание через интернет — это гораздо легче с организационной точки зрения. С помощью облачной медиаплатформы и CDN-сети вы можете создать полноценный телеканал, не вкладывая ни копейки в инфраструктуру. Вы отправляете свой сигнал на медиаплатформу CDN-оператора либо загружаете видео и делаете плейлист. Дальше эта медиаплатформа сама преобразует сигнал в те форматы, которые нужны и удобоваримы для любых устройств: компьютеров, планшетов, смартфонов, OTT-приставок. С точки зрения времени это занимает 5—10 минут. Аренда облачного сервиса гораздо дешевле, чем аренда или покупка профессиональной студии со штатом разных инженеров и организация отправки сигнала на спутник.
КОГДА СТОИТ КОМБИНИРОВАТЬ ИНТЕРНЕТ И СПУТНИК?
Спутниковое и интернет-вещание можно комбинировать в тех случаях, если вам нужно получить максимально возможный охват аудитории и если под спутником вы подразумеваете спутниковые телесети, а не аренду одного либо нескольких транспондеров в рамках доставки сигнала через спутники, принадлежащие госкорпорациям. Такая комбинация, наверное, будет наиболее востребована у федеральных телеканалов, которые должны охватывать все население, или у тех же магазинов на диване, которые могут обеспечивать доставку по всей России. Если ваши бюджеты не безграничны и нет задачи охватывать каждую глубинку, выбирайте интернет или кабель.
Сегодня и в ближайшие 10—15 лет распространять сигнал Ultra-HD-телеканала стоит через CDN-сети или кабельных операторов. Дело в том, что показывать Ultra-HD-телеканалы c помощью кодека H.264 нецелесообразно, для них специально создан кодек H.265, который достаточно хорошо сжимает сигнал, и с небольшим битрейтом получается отличное качество. Но, насколько мне известно, практически никто из операторов спутникового ТВ не установил в своих приемниках возможность такой сигнал принимать. А если транслировать через спутник в формате H.264, получается слишком большой битрейт и, соответственно, дорогой объем данных.
Другая сторона вопроса — техническая готовность принимать Ultra-HD-телеканалы в глубинках, для которых и нужно использование спутников. Есть сомнения, что больше 1—3% телевизоров там поддерживают формат Ultra HD.
ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ НА ДОСТАВКУ СИГНАЛА
В зависимости от того, какого оператора доставки сигнала выбирает телеканал — спутниковую телесеть, CDN-сервис или кабельного провайдера, — возникает и своя структура затрат. Как правило, исходный сигнал доставляется через интернет до всех трех вышеупомянутых типов операторов (и в случае спутникового вещания, только если ваша студия не расположена на Останкино), в связи с чем первый шаг — приобретение оборудования для преобразования вашего цифрового сигнала (HD SDI или SD SDI) в мультикаст.
Далее мультикаст по сетям операторов связи отправляется до студии подъема сигнала на спутник, CDN-сервиса либо кабельных операторов, и это вторая статья расхода на доставку сигнала.
Наконец, дальше все зависит от того, с кем вы работаете. Если вы выбираете облачную медиаплатформу, интегрированную с CDN-серверами, она автоматически транскодирует сигнал, интегрирует в него адаптивный битрейт и распространяет эфир в интернете. Если вы вещаете через кабельных операторов, то доводите свой сигнал до точки обмена трафиком (в случае Москвы это М9), где представлены все крупнейшие операторы, и те из них, с кем у вас есть договор, забирают и распространяют его сигнал. Аналогично со студией подъема сигнала на спутник. Соответственно, это третья статья расходов.
Каких-то особенных требований к вещателям для корректной и беспроблемной передачи сигнала нет. Если вы отдаете сигнал на спутник, то он должен быть зарезервирован и подан в требуемом спутником формате. Что касается интернета, вы отправляете свой сигнал по протоколу (RTMP, RTSP), который можно получить даже со стационарного компьютера или ноутбука, на медиаплатформу CDN-оператора, и далее она сама преобразует сигнал в те форматы, которые нужны и удобоваримы для любых устройств (компьютеров, планшетов, смартфонов, OTT-приставков). Но с точки зрения технической организации вещание в интернете в разы легче.