Кабельная индустрия России: консолидация или олигополизация?
2-3 июня 2016 года в Алуште при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Института развития Интернета Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) совместно с «Первый канал. Всемирная сеть» (ПКВС) провела Третью общероссийскую отраслевую конференцию кабельной и медиаиндустрии «Глобализация рынка и развитие бизнеса операторов цифрового телевидения».
Более 300 человек: вещатели эфирных и кабельных тематических каналов, представители кабельных операторов (больших и малых), отраслевых министерств и ведомств, регулирующих органов, операторы платформ ОТТ, провайдеры услуг широкополосного доступа к сети Интернет, системные интеграторы — приняли в ней участие.
Количеством конференций в сфере медиаиндустрии сегодня вряд ли кого в отрасли удивишь. Поэтому, выбирая ту или иную для участия, хочется потратить время с пользой. По оценкам многих участников третьей кабельной конференции в Алуште, они не ошиблись с выбором: мероприятие, сразу заинтересовавшее анонсированным организаторами списком спикеров, и по факту оказалось весьма успешным.
Среди тех, кого обещали в качестве центральных докладчиков, были заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Роман Чуйченко, заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Елена Заева, заместитель генерального директора РТРС Виталий Стыцько, генеральный продюсер компании «Первый канал. Всемирная сеть» Дмитрий Борисов, генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков, куратор РГ «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ Ирина Левова, а также представители ведущих кабельных и спутниковых операторов отрасли, основных вещательных организаций тематического телевидения и аналитики.
О тенденциях российского рынка ТВ и консолидации
В своем докладе Алексей Волин назвал ряд тенденций, которые Минкомсвязь РФ отмечает в сфере телевизионного вещания. Первая из них — сокращение доли эфирного телевидения, которое уступает рынок кабельным сетям, спутниковому ТВ, интернет-телевидению (ОТТ — Over the Top, IPTV) и другим современным способам передачи контента, а потому уже сегодня не является доминирующим способом распространения сигнала. Однако, поскольку значительная часть населения страны, по оценке Минкомсвязи, не будет иметь в ближайшей перспективе возможности смотреть никакого иного ТВ, кроме эфирного, то шаги государства по цифровизации эфирного телевещания были правильными.
Вторая — интерактивность и многокранность, в которой Минкомсвязь видит предпосылки для развития кабельной индустрии, потому что именно кабельщик, по словам Алексея Волина, может обеспечить обратную связь зрителя с тем, что он видит на экране, и предоставить зрителю дополнительные сервисы.
Третья тенденция — увеличение доли платных сервисов и услуг. Уже более половины населения РФ пользуется телевидением, оплачивая эту услугу. По большому счету, телевидение все меньше и меньше является бесплатным сервисом, но при этом, как сказал Алексей Волин, очень многие граждане сами не подозревают, что платят за телевидение, а при опросе не могут сказать, сколько они платят за ТВ. Но есть особенность российского зрителя (замминистра назвал ее психологической), уверенного, что телевидение ему государство предоставляет бесплатно, и ему, гражданину, от этого хорошо. Более того, как показали опросы, подавляющее большинство населения России не различает, какое телевидение они смотрят: эфирное или кабельное, аналоговое или цифровое.
Четвертой тенденцией (которая, по словам спикера, может нравиться или не нравиться), проявляющейся все отчетливее, Алексей Волин назвал процесс консолидации рынка крупными игроками. По данным Минкомсвязи, сегодня уже свыше 70% кабельного рынка РФ находится в руках 5 крупнейших игроков. Эта тенденция, по словам спикера, наблюдается не только у кабельных операторов, но и у телевещателей, где также в руках нескольких основных игроков сосредоточен основной объем телевизионного вещания. «На наш взгляд, — продолжает Алексей Волин, — это позитивная тенденция. Потому что, если мы говорим о повышении конкурентоспособности российских игроков и о вызовах, которые мы получаем со стороны глобальной медиаиндустрии, то совершенно понятно, что конкуренцию крупным зарубежным игрокам могут составить только крупные российские игроки. К тому же, по мнению Алексея Волина, именно борьба нескольких основных игроков рынка за потребителя приводит к серьезному снижению тарифов. При этом замминистра считает, что у мелкого и среднего бизнеса остается своя ниша для выживания и развития, так как небольшие игроки более мобильны, более творчески, способны на неординарные находки и решения, которые необходимы для запуска специализированных продуктов и услуг, более клиентоориентированы и способны на создание «медиабутиков».
Отступив от основного повествования, замечу: на тему консолидации, которую (и тут я соглашусь с мнением значительного количества мелких кабельных операторов) правильнее было бы называть олигополи- зацией, на конференции говорили не один раз. Те, кто с 80-х — 90-х годов выстраивали свои сети в регионах, развивали отношения и с абонентами, и с телевещателями, а теперь вынуждены продавать эти сети крупным федеральным игрокам, конечно, считают эту тенденцию угрозой своему бизнесу. И таких на конференции в Алуште было много. Позицию других — крупных игроков рынка (таких, как «Ростелеком», «Фанет» и др.) — очень метко отразил в своем замечании с места генеральный директор «ЭР-Телеком» Андрей Семериков, сказав, что это закономерная тенденция, поскольку на смену этапу активного роста в любой отрасли всегда приходит этап консолидации, как показатель зрелости рынка, и это надо понимать, принимать и учитывать в своих бизнес-планах. Тогда тенденция из угрозы превратится в дополнительную возможность для развития.
Вернемся к основному повествованию. Следующая, пятая тенденция — все большее слияние трансляционных сервисов с Интернетом и увеличение внимания к ОТТ. Еще два года назад, по словам замминистра, собираясь на правлении АКТР, руководители кабельных операторов называли ОТТ не иначе как «слово из трех букв», и слово это имело сугубо ругательное значение. Конференция продемонстрировала, что значительное количество операторов видят, что в ОТТ-сервисах для них кроются дополнительные возможности, и вместо борьбы с этим явлением, они берут его на вооружение и стараются максимально использовать в своей деятельности. «Недавно мы организовали первые встречи крупных операторов с крупными телевизионными холдингами, — рассказывает Алексей Волин,—для того чтобы попытаться выработать правила игры и практику взаимодействия с ОТТ. Потому что один из главных вопросов, который встал: распространяются ли на ОТТ правила трансляции или не распространяются, должны ли ОТТ бесплатно транслировать те же первый и второй мультиплексы. Со стороны крупных телевизионных игроков общий подход следующий: ОТТ должна быть отдельной регулируемой сферой, но правила должны вырабатываться из опыта взаимодействия».
Шестая тенденция — сочетание стри- мингового просмотра с отложенным просмотром. «При том что отложенный просмотр приобретает определенную популярность, мы тем не менее видим, что стриминговый просмотр никуда не девается, — уверен Алексей Волин. — С другой стороны, в подавляющем количестве случаев отложенный просмотр все равно будет происходить в рамках имеющейся телевизионной сетки, потому что ТВ сегодня — это не только производство контента, а определенное событие».
«Еще одной проблемой, которая перед нами стоит» назвал замминистра вопрос телеизмерений. И мотивировал: «Мы уже давно наблюдаем картину, когда ведущие телеканалы продают свои рекламные возможности по панели Gallup, а альтернативные способы потребления телевизионной картинки (в том числе через кабельные сети, ОТТ и т.п.) зачастую никак не измеряются и не анализируются. При том что мы знаем, что у подавляющего большинства кабельных операторов, операторов ОТТ и IPTV есть возможность получать статистику. Тут мы вступаем в полемику с коллегами из TNS Gallup Media, которые говорят: «Мы можем предоставить информацию о каждом зрителе», а мы отвечаем: «Скорее— о каждом включенном телевизоре». Потому что про количество включенных телевизоров они точно знают все. Несколько дней назад я встречался с представителями телекомпаний, которые жаловались на то, что кабельные операторы официально не предоставляют им статистику просмотров, мотивируя тем, что это коммерческая тайна», — поделился Алексей Волин с присутствующими в зале своими размышлениями на тему, почему надо менять подходы к телеизмерениям.
И наконец, в качестве восьмой тенденции нынешнего развития отечественного телевещания замминистра связи и массовых коммуникаций назвал то, что современные технологии позволяют получить информацию о каждом телезрителе, о его предпочтениях—а затем использовать эту информацию и для производства контента, и для размещения рекламы.
Замглавы Минкомсвязи России сообщил, что государство не планирует новых крупных вложений в отрасль после завершения Федеральной целевой программы по созданию инфраструктуры цифрового телевидения. По его словам, на этом социальная функция государства, направленная на преодоление информационного неравенства, будет завершена. Далее развитие отрасли должно вестись силами самой индустрии. Алексей Волин также сообщил, что Минкомсвязь России осторожно подходит к инициированию новых законодательных и нормотворческих инициатив, исходя из того, что большинство вопросов уже урегулированы. По его мнению, любое регулирование отрасли необходимо тщательно прорабатывать с участниками рынка.
Выступивший следом заместитель генерального директора РТРС Виталий Стыцько подробно познакомил участников конференции с промежуточными результатами реализации ФЦП и перспективами развития наземного телевещания в России после ее завершения в 2018 году. Как оказалось, у кабельных операторов, внимательно его слушавших, есть и вопросы к РТРС, и свои примеры. Но об этом — несколькими абзацами позже.
О международном опыте и регулировании медиарынков
Участники отраслевых конференций (и эта не стала исключением) всегда с интересом ждут выступления Дмитрия Колесова, директора департамента ТВ и контента консалтинговой компании J’son&Partners. Темой выступления Дмитрия Колесова на этот раз стал анализ развития ОТТ-сервисов в мире и то, какую долю эти сервисы занимают в общем объеме доходов операторов.
Традиционный интерес вызвал сравнительный анализ положения дел в мире и в России. Оказалось, что платное телевидение в России — одно из самых дешевых в мире: средняя ARPU составила у нас в 2015 году $2,4 в месяц (такая же, как в Индии), в США — $89,1, в Бразилии — $31,81, в Польше — $13,1, в Казахстане — $4,6. Невелика и доля затрат на телевидение в бюджете российских домохозяйств — 0,2%. Были выявлены и причины пока еще не активно развивающегося спроса на ОТТ-сервисы в России: средняя стоимость ежемесячной подписки на просмотр фильмов из онлайн-кинотеатров на 100% превышает ARPU. Кстати, благодаря тому же — значительной разнице в цене — российский рынок еще достаточно продолжительное время может не волноваться, что Netflix «откусит» часть зрителей: месячная подписка на Netflix в России на 310% дороже подписки на платное ТВ.
Что же делать операторам ТВ? Развивать ли ОТТ-сервисы? Ответ — да. Потому что за последние 3 года, согласно данным PWC, доля доходов с ОТТ-сервисов у операторов мира удвоилась: с 2% в 2012 году до 4% в 2015 году. В России в 2015 году дополнительные доходы операторов платного телевидения достигли 2,03 млрд рублей (всего за Multiroom, Multiscreen, VOD, Catch Up), в том числе доходы от предоставления услуги VOD, составили 994 млн рублей (1,4% от общего объема всех доходов).
Завершая выступление, Дмитрий Колесов заверил кабельщиков и иных операторов платного ТВ, присутствовавших в зале: количество подписчиков на ОТТ- сервисы вырастет в мире за 5 лет до 300 млн, проблема отказа населения от кабеля сильно преувеличена, но все-таки операторам нужны ОТТ-решения — для удержания абонента и увеличения ARPU.
С не меньшим интересом слушали участники конференции и доклады второй сессии, посвященной регулированию медиарынка. Но особо живо реагировали, пожалуй, на два доклада. Первый представила Ирина Левова, куратор рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ, и был он посвящен теме «Нужно ли специальное регулирование ОТТ? Опыт зарубежных стран».
В качестве возможных направлений регулирования ОТТ-сервисов Ирина Левова назвала: лицензирование, требования к качеству обслуживания, требования к тарифам, работу в рамках той юрисдикции, где получена лицензия, требования возрастной маркировки ресурсов и контента, требование идентификации пользователя, обеспечение безопасности, обязанность уплачивать налоги, обеспечивать работу комплексов (аналогичных СОРМ) и другие — по аналогии с операторами связи.
Говоря о европейском опыте, докладчик обратила внимание, что в 2016 году ЕС планирует пересмотреть Директиву Европейского парламента и Совета ЕС № 2010/13/ЕС от 10.03.2010 г. об оказании аудиовизуальных медиауслуг (Directive 2010/13/EU on audiovisual media services). К числу вопросов, которые вызывают особую обеспокоенность Европейской комиссии и требуют регуляторного решения в новой редакции директивы, по мнению Европейской комиссии, относятся следующие:
— Директива не распространяет свое действие на онлайн-платформы, раздающие видеоконтент, хотя процессы конвергенции приводят к тому, что границы между традиционными медиасервисами и медиасервисами, предоставляемыми ОТТ- провайдерами, все больше стираются.
— Директива распространяет свое действие только на провайдеров услуг на территории ЕС, таким образом, аудиовизуальные медиауслуги, которые оказываются зарубежными провайдерами через Интернет или спутник, не регулируются.
Среди прочих изменений Директивы Совета Европы такие «знакомые» нам, как: усиление ответственности аудиовизуальных ресурсов за обеспечение безопасности детей и защиты граждан от подстрекательства к ненависти, а также поддержка европейского контента (он должен составлять не менее 20% каталогов). Есть и более демократичные, как независимость контролирующих органов (от правительства или бизнеса), предоставление вещателю более гибких условий выбора времени показа рекламы, а также сохранение принципов ограничения ответственности информационных посредников, саморегулирование и точечное регулирование «там, где это необходимо».
О некоторых парадоксах подключения к сетям РТРС
Об этих парадоксах шла речь во втором вызвавшем повышенный интерес в зале (и даже несколько раз сорвавшем аплодисменты) докладе «Проблемы реализации требований закона о связи по присоединению к сети РТРС» — его сделал вице-президент АКТР, президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко.
«Как в английском праве, я буду говорить только конкретику, — пообещал спикер и начал свое выступление. «Когда в начале реализации ФЦП по развитию сети цифрового эфирного телерадиовещания на 2009—2018 годы РТРС была назначена единственным исполнителем мероприятий этой ФЦП и стала естественным монополистом на предоставление доступа к каналам первого и второго мультиплексов, нас, кабельных операторов, уверяли: это нужно государству, а раз надо, значит, все равно примут, да и вообще, там нет ничего страшного, и плата за присоединение символическая (всего-то 6000 рублей). И всем казалось, что некие остающиеся шероховатости удастся решить по ходу, в рабочем порядке. И вот сегодня, на конференции, в присутствии представителей Минкомсвя- зи РФ и РТРС настало время поправить эти самые шероховатости.
Первый пример — это вопрос формального подхода к решению вопроса о присоединении кабельного оператора к сетям РТРС. Есть оператор в городе Дубне Московской области, имеющий лицензию на работу в Московской области. Ему предложили три возможных точки подключения: Останкино, Шатура и Зарайск. Останкино в качестве возможной точки подключения отпадало сразу — через здания и подземные коммуникации до точки подключения не дойдешь. А до ближайшей из двух оставшихся (в обход той же Москвы) получалось 240 км. РТРС заняла позицию, что хотя фактически технической возможности и нет, но на территории Московской области техническая возможность должна быть непременно. И на этой позиции замерли.
И вот это одна из проблем, региональные представили РТРС уверяют, что техническая возможность есть (или «обязательно будет» через непонятный промежуток времени, или «должна быть» в этом районе точно), хотя фактически такой возможности нет. Но сегодня по формальному принципу региональное представительство РТРС не может отказать в присоединении, но просит приходить через… полгода.
Точка подключения к сетям РТРС может находиться в другом городе, в нескольких десятках километров, а может — где-то в глуши, где-то в горах. И никто не считает затрат, которые должен понести кабельный оператор (у которого, например, всего 500 абонентов), а все помнят про стоимость подключения в 6000 рублей…» — грустно резюмирует Олег Грищенко. Второй приведенный неравнодушным президентом ассоциации «Ростелесеть» пример поразил цифрами и скрупулезно выверенным маршрутом прокладки кабеля: оператору, обслуживающему 1000 абонентов, для выполнения требований закона о связи придется прокладывать более 15 км кабельной канализации. Через болото, лес, встречающиеся на пути автостраду, водопровод, газопровод, пересекая сети федерального оператора и проходя под асфальтированными площадками (т.к. из-за плотной застройки прокладывать «воздушку» нельзя).
В конце выступления Олег Грищенко предложил предоставить кабельному оператору законодательное право самостоятельно определять способ подключения к РТРС (поскольку именно оператор наиболее заинтересован в получении стабильного ТВ-сигнала с наилучшим качеством) из нескольких возможных: подключаясь к РТРС напрямую или через сторонних операторов связи, или получая сигнал РТРС через эфир (DVB-T2).
Вместо заключения
Не идеализируя создавшуюся ситуацию и понимая, что просто для обсуждения проблем присоединения выбрано удачное место (отраслевая конференция), хочется все-таки верить, что Алексей Волин и Виталий Стыцько (вернувшиеся в зал специально, чтобы ответить на наболевшие вопросы кабельщиков) подсказали разумный вариант действия. Если региональные отделения РТРС, боясь нарушить букву закона, переходят все границы логики и разумности, кабельный оператор (не дожидаясь момента, когда техническая возможность присоединения в регионе появится) обращается напрямую в центральный офис РТРС и в Минкомсвязь РФ. Наверно, после таких обращений и отшлифуются шероховатости в законах и подзаконных нормативных актах. И как хорошо, что «Ростелесеть» (весной) и АКТР (летом) предоставляют кабельным операторам вот такую возможность: на 2-3 дня очутиться в одном, достаточно ограниченном, пространстве с представителями регуляторов, монополистов и органов власти, чтобы напрямую задать им вопросы и получить ответы.