Как российские телеканалы выходят в ОТТ

Для российского рынка платного телевидения текущий год пройдет под знаком запуска OTT-версий эфирных телеканалов. Ключевую роль в этом процессе должны сыграть специализированные агрегаторы, значение которых для медиарынка по мере расширения масштабов «ОТТ-революции» будет только возрастать.

АГРЕГАТОРЫ НА МЕДИАКАРТЕ

Изменение технологий доставки ТВ‑ и видеоконтента до потребителя с одной стороны и децентрализация производства телепрограмм — с другой стимулировали развитие относительно нового класса участников медиарынка: компаний-агрегаторов, аккумулирующих и доставляющих телевизионный контент до операторов. ТВ-сигнал, на протяжении почти полувека получаемый вещателями через спутник, радиорелейные или кабельные линии, в конце XX века начали транспортировать по выделенным цифровым каналам, а сегодня к этому списку добавился и Интернет. Агрегаторы, развивающие именно сетевой способ доставки ТВ-контента кабельным и IPTV-операторам непосредственно от телеканалов как альтернативу спутниковым головным станциям, в последние годы отмечают расширение спроса на свои услуги со стороны OTT-сервисов. Директор проекта «Медиалогистика» АО «Центр взаимодействия компьютерных сетей «МСК-IX» Григорий Кузин на примере своей платформы так описывает эволюцию агрегирующих сервисов: «Изначально мы построили B2O-платформу для решения задач операторов кабельного и IPTV по наполнению ими своих абонентских сетей необходимым ассортиментом ТВ-каналов. Но с запуском услуги обнаружили устойчивый спрос также и со стороны ОТТ-платформ, причем здесь задача оказалась совсем нетривиальной. Недостаточно просто взять телеканал и доставить его без потери качества по нашей сети до ОТТ-платформы. Для ОТТ-платформ потребовались особенные версии телеканалов».

Григорий Кузин поясняет, что для большинства эфирных телеканалов невозможно через Интернет транслировать эфирную версию один в один, поскольку, как правило, у самого телеканала есть интернет-права не на все телешоу. Но, по его словам, сами телеканалы «рвутся в ОТТ-среду», а значит, адаптированных для показа в сети вещательных сеток будет все больше. Так, уже создали специальные версии для интернет-вещания «Первый канал» и «Матч ТВ», доступные для ОТТ в том числе через платформу «Медиалогистики». «Готовятся к запуску ОТТ-версий все основные российские телеканалы. Именно в 2017 году ожидается бум запуска ОТТ-версий эфирных телеканалов», — подчеркивает Григорий Кузин.

Один из наиболее масштабных и показательных проектов такого рода — платформа для легального вещания в OTT-среде общедоступных телевизионных каналов I и II мультиплексов, презентованная на выставке CSTB-2017. Инициаторами проекта выступили «Первый канал», медиаселлер «Национальный рекламный альянс» (НРА) и провайдер ОТТ-, IPTV- и mobile-TV-решений SPB TV.

По словам технического директора НРА Антона Петухова, платформа преследует четыре основных цели: представление OTT-сервисам легальной версии ТВ‑программ, очищенной от контента, не разрешенного для трансляции в Интернете, контроль распространения ТВ‑контента в сети, врезка рекламы, аккумулирование данных о телесмотрении в OTT-среде. Экс-директор дирекции интернет-вещания «Первого канала» Илья Булавинов уточнял, что телевизионный контент на платформе будет предоставляться OTT-сервисам бесплатно, отчисления в их пользу части рекламных сборов не предусмотрено. Со своей стороны, техдиректор НРА говорил «Теле-Спутнику», что платформа может стать единой «точкой входа» для получения легальных трансляций 20 общедоступных телеканалов. При этом SPB TV выступает как системный интегратор, которому принадлежат права на разработку технологической платформы. В то же время OTT-сервисы разрабатывают и собственные платформы для получения контента телеканалов в партнерстве с ними. В частности, по данным генерального директора онлайн-кинотеатра Megogo Виктора Чеканова, у компании есть технологическое решение с функционалом, аналогичным платформе SPB TV, через которую обеспечивается вещание «Первого канала» в Megogo.

АГРЕГАТОРЫ — АГРЕГАТОРАМ

В логистической OTT-цепочке агрегаторы могут играть критически важную роль. «Нам достаточно легко подключить телеканал, если он уже заведен на один из агрегаторов интернет-вещания, которые собирают сигналы телеканалов по запросам онлайн-площадок или по желанию самих каналов. Если телеканал не подключен к агрегатору, то возникает технологический барьер между нами и самим каналом. Для его устранения необходимы затраты, как временные, так и финансовые», — говорила в интервью «Теле-Спутнику» руководитель группы развития видеорекламы компании «Яндекс» Ирина Скрипникова. В то же время Григорий Кузин обращает внимание, что ОТТ-версии телеканалов нельзя принять со спутника: «Их там просто нет и не может быть».

Источники: TelecomDaily, J’son & Partners Consulting

С другой стороны, правообладатели заинтересованы в сотрудничестве с агрегаторами для расширения охвата аудитории. «Телекомпания «Первый ТВЧ» с 2014 года активно работает практически со всеми платформами, представленными на рынке агрегации контента. Несколько лет назад мы решили расширить возможности доставки нашего телевизионного контента до кабельных операторов и ОТТ-платформ, сформулировав для себя главную задачу — сделать контент доступным для всех наших партнеров. Мы предоставили возможность нашим партнерам самостоятельно выбирать удобный, оптимальный способ доставки наших каналов, ориентируясь на параметры «цена — качество», — рассказывает руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Кузьмина.

АГРЕГАЦИЯ ДОХОДОВ, РАЗДЕЛЕНИЕ УБЫТКОВ

Несмотря на относительную молодость агрегаторов как участников медиарынка, уже можно говорить о нескольких ключевых трендах в их коммерциализации. По словам основных игроков, чаще всего потребителями их услуг выступают операторы и OTT-сервисы, хотя есть плательщики и со стороны телеканалов. «Суть агрегации — объединение большого количества телеканалов в один пакет. Эта услуга востребована операторами, но не нужна телеканалам. Им интересна дистрибуция собственного канала, у них нет задачи оказаться в пакете с конкурентом. Поэтому за услугу агрегации платит потребитель, то есть оператор и ОТТ-сервис», — объясняет Григорий Кузин. Он добавляет, что, со своей стороны, телеканалы всегда оплачивали собственную дистрибуцию, в основном спутниковую. Если агрегатор будет в состоянии предоставить такой же масштабный сервис наземной дистрибуции с охватом сотен операторов, способный заменить спутник, тогда это станет интересно телеканалу и он переключит «спутниковый» бюджет на агрегатора.

Технический директор компании «Майкроимпульс» Константин Шпинев замечает, что бизнес агрегирующих сервисов можно рассматривать в двух плоскостях: как агрегатора контента, то есть оператора, предоставляющего ОТТ- или IPTV-сервис конечным абонентам ШПД или кабельного оператора под своей операторской лицензией, и агрегатора-платформы, которая позволяет ШПД или кабельному оператору действовать на рынке под своей лицензией и получать выручку от продажи услуг ТВ, не делегируя такие полномочия третьей стороне. При этом во втором случае оператор получает технологический инструмент для формирования цифровых услуг широкого спектра: от онлайн-потребления видеоконтента до современного ОТТ-функционала, с дополнительными возможностями: видеонаблюдения, чатов, «своего канала» и множества других. Константин Шпинев отмечает, что пока агрегаторы контента показывают опережающую динамику по сравнению с агрегирующими платформами: «крупные игроки могут и должны быть проводниками всего сложного технологического процесса, сопровождающего «ОТТ-революцию». В то же время в «Майкроимульсе» говорят о тренде по стабилизации и установлению равновесия в развитии двух указанных бизнес-моделей: «В нашей стране абоненты настроены не столько на потребление «везде и на любых гаджетах», сколько на традиционное телесмотрение в условиях своего дома и семьи, и это — главное, для чего операторам надо развивать свои «домашние» сети».

При этом Григорий Кузин делится скепсисом относительно потенциала операторского рынка: «Не думаю, что у операторов есть дополнительные деньги на новые сервисы агрегации. Мы видим свою миссию в построении профессионального, надежного и унифицированного сервиса, в котором ТВ‑оператор получит весь необходимый набор из 200–250 телеканалов, закроет свою спутниковую головную станцию и освободившиеся ежемесячно 50 тыс. рублей принесет к нам. Эта сумма, умноженная на количество IPTV-операторов и OTT-сервисов, на мой взгляд, отражает потенциал рынка».

Еще более скептическую позицию в части дополнительной монетизации телеканалов за счет OTT и соответствующего развития агрегаторов высказывал в рамках CSTB‑2017 директор по региональному развитию оператора связи для бизнесов ТВ‑производства и вещания «Синтерра Медиа» Григорий Урьев: «Синтерра Медиа» много лет работает с региональными вещателями. Мы плотно участвуем в проекте «Бонус ТВ» вместе с несколькими десятками региональных телеканалов. У нас есть статистка о линейных просмотрах телеканалов на их сайтах. Статистика очень печальная: никакой возможности заработать на OTT у регионального вещателя нет», — сетовал Григорий Урьев.

Со своей стороны, Константин Шпинев видит ограничительные факторы развития агрегирующих платформ в юридически несовершенных механизмах взаимодействия всех партнеров, включенных в процесс. Речь идет об авторском и лицензионном праве, законодательстве в сфере медиапространства. Другие проблемы, по его мнению — состояние и стоимость транспортных сетей до конечного зрителя, создание таких технических моделей доставки видеосигнала, при которых «плечо» доставки до конечного устройства абонента было бы минимальным. «В этом бизнесе оборачиваются не такие большие деньги, чтобы специально под ТВ‑операторов строить дорогую инфраструктуру, поэтому сервис агрегации необходимого качества может предоставить только тот, кто уже имеет необходимую инфраструктуру», — констатирует Григорий Кузин, ограничивая таким образом рынок агрегации в перспективе уже работающими игроками.

Источник: экспериментальная панель Big TV Raiting телеизмерителя Mediascope, оценивающая совокупный рейтинг популярных телепроектов в эфире и Интернете