«Медиаоператор» — готовое телевидение для абонентов небольших интернет-провайдеров

С ростом популярности комплексных услуг (телевидение + Интернет) на рынке появилось несколько компаний, предлагающих владельцам сетей готовую услугу телевидения.

В этой статье мы расскажем об одной из них — компании «Медиаоператор» из Санкт-Петербурга. В своей работе она ориентируется на небольших интернет-провайдеров, которые не могут позволить запуск собственного легального телевидения. На вопросы об особенностях и перспективах такого бизнеса нам ответил Дмитрий Давыдов, генеральный директор компании «Медиаоператор».

Свое развитие «Медиаоператор» начал в качестве подразделения при системном интеграторе (компании «Перфект») из Санкт-Петербурга, занимающемся поставками и внедрением операторского оборудования.

«У клиентов системного интегратора встал вопрос об организации телевизионных услуг. Им необходимо было либо самостоятельно строить телевизионное решение (что было слишком дорогостоящим мероприятием), либо вставать на путь пиратства. Мы смогли предложить альтернативу: создали компанию, которая смогла объединить абонентов небольших сетей в рамках одного проекта. Изначально мы даже не планировали на этом зарабатывать. Просто хотели помочь нашим друзьям сделать легальную услугу, повысив одновременно их лояльность по отношению к системному интегратору. Позже услуга превратилась в отдельное направление бизнеса: внедрив проект в нескольких сетях, мы поняли, что с текущей абонентской базой на этом зарабатывать не получится, поэтому решили предложить ту же услугу всем желающим», — рассказывает Дмитрий Давыдов.

Состав и монетизация услуги

Схема бизнеса довольно проста: «Медиаоператор» арендует сеть провайдера и доставляет до конечных абонентов готовый набор телевизионных пакетов, беря на себя вопросы тарификации и развития услуги, заключение лицензионных договоров с правообладателями и различные технические вопросы. Провайдер, со своей стороны, обеспечивает доставку сигнала до абонента, за что получает «агентское вознаграждение», представляющее собой процент от расходов абонента на телевизионный контент.

«Набор пакетов у нас стандартный: такой, какой абоненты ждут от телевидения. Есть бесплатный первый эфирный мультиплекс, который мы ретранслируем в открытом виде (удовлетворяя требования законодательства), есть базовый пакет, в котором более 100 телеканалов, есть каналы высокой четкости и отдельные тематические пакеты», — рассказывает о составе услуги Дмитрий Давыдов.

Компания постоянно расширяет свое предложение по каналам, заключая договоры с новыми телекомпаниями. Подбор контента осуществляется на основе собственной статистики и пожеланий абонентов сетей, где уже работает «Медиаоператор».

«Через некоторое время после начала работы в сети, мы собираем статистику просмотров, доступную через используемую платформу. Отключаем каналы, не пользующиеся спросом. И наоборот, подключаем те, что просят абоненты», — говорит Дмитрий Давыдов.

Обеспечивая легальность предоставления услуги, «Медиаоператор» напрямую заключает договоры со всеми абонентами. А сбором денег с абонентов занимается оператор-партнер. На этапе заключения соглашений его биллинг интегрируется с биллингом «Медиаоператора».

«Чтобы работать с нами, оператор должен научиться списывать деньги с абонента за телевизионный контент. 99% операторов довольно быстро справляются с этой задачей. Стандартный алгоритм там аналогичен взаимодействию с платежными терминалами. Для этого требуется небольшая доработка их текущего биллинга по Интернету и телефонии. Как только оператор списывает деньги у себя, он сообщает об этом нам, и мы выдаем абоненту ключ на дешифрацию потока», — дополняет Дмитрий Давыдов.

Территория охвата и развитие базы партнеров

На момент написания данного материала компания работала только на рынке Санкт-Петербурга. Если рассматривать общую абонентскую базу интернет-провайдеров, где была представлена телевизионная услуга от «Медиаоператора», то ее проникновение составило не более 2-3%. Дмитрий Давыдов объясняет столь низкие данные по Санкт-Петербургу: «У нас в городе самая ожесточенная конкуренция по телевидению, даже выше, чем в Москве. В каждом многоквартирном доме в Петербурге есть как минимум один, а часто и больше кабельных операторов, которые дают то же самое телевидение существенно дешевле. В таких районах проникновение наших услуг минимально. Но есть среди наших клиентов провайдеры, работающие по новостройкам, т.е. приходящие в новые дома на каких-то эксклюзивных условиях. Там либо кабельщиков до сих пор нет, либо присутствующий оператор работает по завышенному тарифу. Поэтому в этих районах мы имеем более высокое проникновение».

Учитывая низкую конкурентоспособность отдельно телевизионной услуги на фоне того же «Ростелекома», «Медиаоператор» работает совместно со своими партнерами, разрабатывая более выгодные пакетные предложения: телевидение + Интернет. Это помогает продвигать услугу вне новостроек.

Рынком Санкт-Петербурга «Медиаоператор» ограничиваться не собирается. Компания уже установила свое оборудование в Москве в точках обмена трафиком и ведет переговоры по подключению операторов по всей России, в том числе через посредничество магистральных провайдеров. В частности, на момент написания данного материала проводились тестирования по доставке сигнала за Урал. «Магистральным операторам самим интересно доставить наш сервис до провайдера-клиента. Этим самым они привязывают его к себе, продавая ему заодно и Интернет. Им это выгодно. По сути, они повышают свою привлекательность для сетей на местах, так что многие даже не стремятся зарабатывать на доставке нашего сигнала», — дополняет Дмитрий Давыдов.

Планируется, что услуга в других регионах будет копировать предложение в Санкт-Петербурге, за исключением набора каналов. Из-за ограничений территории вещания некоторых телеканалов пакеты для разных регионов будут формироваться по-разному.

На данном этапе развития «Медиаоператор» очень четко определяет свою целевую аудиторию: это компании, которые по тем или иным причинам не могут позволить себе самостоятельно запустить телевидение внутри сети. Для «среднестатистического» клиента компании телевидение не является источником прибыли, но рыночные условия диктуют его необходимость.

«Многие наши клиенты не зарабатывают на телевизионной услуге. Те деньги, которые мы платим им за доставку сигнала, далеко не у всех окупают эксплуатационные затраты. Но услуга телевидения операторам нужна, вне зависимости от масштабов. Многие даже потенциально готовы за нее сколько-то платить из своего кармана, чтобы услуга просто была и они не отставали от развития рынка. При этом самостоятельно организовать трансляцию телеканалов они не могут не только из-за дороговизны оборудования, но и из-за минимальных гарантий, на которых настаивают правообладатели. Для наших потенциальных клиентов это слишком большие деньги», — уточняет Дмитрий Давыдов.

К операторам, которые могут запустить подобную услугу самостоятельно, «Медиаоператор» даже не обращается. Связано это не только с желанием лучше закрепиться в собственной рыночной нише, но и с особенностями взаимодействия с правообладателями.

«В договорах с правообладателями у нас прописаны ограничения на сети, с которыми мы можем работать. Наши партнеры так защищаются от ситуации, когда оператор разрывает с ними прямые отношения, предпочитая работать через посредника. В принципе, эти ограничения вполне совпадают с нашим миропониманием. В первую очередь мы ориентируемся на тех, кто самостоятельно услугу организовать не может, т.е. предлагаем правообладателям дополнительный доход, не являясь конкурентами на привычном рынке. Быть может, доход от наших клиентов и не высок, но для правообладателей важно, что эти мелкие операторы не занимаются пиратством, а подключаются к легальной услуге. Таких мелких пиратов было бы поймать довольно трудно, а затраченные на их поимку ресурсы в будущем никак не компенсируются», — добавляет Дмитрий Давыдов.

Техническая сторона вопроса

С технической точки зрения «Медиаоператор» обеспечивает прием телевизионных каналов со спутников, шифрование и пакетирование, а также отправку готового потока в сеть оператора-клиента. У клиента при этом не устанавливается никакого дополнительного оборудования: достаточно подключиться к «Медиаоператору» в одной из точек обмена трафиком или через магистрального провайдера, имея коммутатор третьего уровня.

Для доставки сигнала до конечных абонентов достаточно стандартной Ethernet-сети с пропускной способностью 100 Мбит/с (сейчас предлагается только один поток с максимальным качеством). Пока что операторы, использующие альтернативные технологии доступа к Интернету (к примеру, ADSL), услугой воспользоваться не могут, поскольку на предоставляемых ими для абонентов скоростях не будут работать HD-каналы. Но «Медиаоператор» рассматривает возможность формирования второго потока с уменьшенным битрейтом для абонентов таких сетей.

Для ретрансляции каналов используется система, построенная на основе решения OFT Media. Учитывая нестандартную задачу — работу одной «копии» платформы на сетях нескольких операторов, — стандартное решение OFT Media еще на этапе внедрения дорабатывалось разработчиками до уникальной «мультиоператорской» версии.

«Производитель OFT Media уже больше года не существует как самостоятельная организация. И хотя поддержка такого решения, в принципе, не требуется, все налажено и отлично работает, мы подумываем о выборе альтернативы. К сожалению, продукт OFT Media уже несколько устарел. Ранее его возможности нужны были для формирования всей телевизионной картинки, всех визуальных элементов (на стороне middleware). Сейчас мы постепенно переходим на другие телевизионные приставки, которые самостоятельно обеспечивают всю обработку и визуализацию. Виджеты для этих приставок мы уже пишем самостоятельно, включая или выключая соответствующий функционал», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Сейчас «Медиаоператор» рассматривает возможность параллельного запуска платформы IPTV Portal. Связано это не столько с особенностями самого решения, сколько с тем, что в последнее время в компанию обращается много потенциальных клиентов (сетей), которые ранее работали с другими агрегаторами через IPTV Portal. Наличие собственной аналогичной платформы существенно упростило бы подключение таких компаний.

«Для оператора (нашего клиента) переход с одной системы на другую может привести к замене приставок или их массовой перепрошивке. Это неудобно в первую очередь для абонентов. Если же мы предложим услугу на базе той же платформы, абонент даже не заметит перехода. Единственное, что поменяется — список каналов. Ну и договор абоненту надо будет заключать заново (но это тот минимум, который ему в любом случае придется сделать)», — отмечает Дмитрий Давыдов.

Для шифрования контента применяется система Verimatrix. В сети, в принципе, поддерживаются все абонентские приставки, работающие с Verimatrix. Некоторые из них «Медиаоператор» рекомендует для использования. На данный момент наиболее распространенные приставки среди конечных абонентов — устройства MAG. Но сейчас, как было отмечено выше, происходит постепенный переход на медиаплееры Dune HD.

«Нельзя сказать, что мы форсируем переход на новые приставки. Мы просто рекомендуем абонентам их использовать. Они быстрее работают, есть возможность удаленной перепрошивки, к примеру, для добавления сервисов. Абонентам больше не надо обращаться в сервисный центр, чтобы что-то добавить. Более того, все преобразования в сервисах мы можем выполнить самостоятельно в довольно короткие сроки, и для этого не нужно содержать в штате какого-то специализированного программиста», — поясняет Дмитрий Давыдов.

Пока «Медиаоператор» предлагает только линейную трансляцию телеканалов. Интерактивных услуг нет.

«Интерактивные услуги мы пока не предлагаем по нескольким причинам. Во-первых, не готов функционал. Потенциально мы могли бы запустить услугу паузы на базе записей на наших серверах. Но все договора, которые мы до сих пор заключали с телекомпаниями, содержат в себе строгий запрет на запись. В перспективе и оборудование, и юридическую сторону вопроса можно будет доработать», — отмечает Дмитрий Давыдов.

В рамках продвижения сервиса компания планирует запуск интерактивных услуг с записью контента непосредственно на приставки (на тех каналах, где это будет разрешено договором). По словам Дмитрия Давыдова, существует два варианта развития событий, каждый из которых связан со своими сложностями:

«На данный момент мы используем традиционную систему IPTV, в которой вещание осуществляется в форме multicast-потока. Такая форма распространения имеет некоторые особенности. К примеру, если в процессе доставки пакетов происходит сбой, абонент это сразу видит на экране: появляются артефакты, картинка замирает. Т.е. любой сбой сразу же отражается на качестве услуги. И какой бы идеальной ни была сеть, подобные флуктуации картинки могут возникнуть. С учетом необходимости устранения этих проблем есть два возможных пути развития. Во-первых, можно перейти на unicast-вещание: каждому абоненту предоставлять свой сигнал. Unicast имеет систему буферизации, которая позволяет компенсировать сбои при доставке. Качество услуги повысится, а для телекомпаний ничего не изменится, соответственно нам не придется менять договоры и т.п. Нужно будет просто поставить систему, которая немного изменит технологию доставки. Это недорого. Второй вариант развития событий — переходить на полноценное OTT-вещание с возможностью доставки сигнала не только на приставку и компьютер, но и на Smart TV, планшет и т.п. Но здесь мы сразу переходим в другую плоскость юридических взаимоотношений с телекомпаниями. Чтобы сделать OTT-сервис легальным, нам за тех же абонентов придется платить больше, т.е. услуга станет дороже на 20-30% (в среднем). Многие правообладатели придерживаются мнения, что за право вещания на Smart TV (т.е., по сути, на приставку, встроенную в телевизор) оператор должен платить существенно больше. Расходы при этом, естественно, лягут на абонентов. Мы же пока не уверены, что абоненты будут готовы заплатить за возможность посмотреть каналы на планшете или Smart TV без приставки. Перейти на такую систему можно (условно) месяца за 3-4, но мы пока считаем, что рынок к этому особо не готов».

В будущем также планируется предложить клиентам видео по запросу от одного из существующих операторов, к примеру, Vidimax. На данном этапе рассматривается именно работа со сторонним партнером, т.к. при текущей абонентской базе запуск собственного сервиса не будет рентабелен.

 

«Медиаоператор» пока только начинает свою активную деятельность на рынке, поэтому о рекламе среди операторов или об особой политике, привлекающей клиентов, речи не идет. Но у этого бизнеса, определенно, есть большие перспективы.

«Мы не так давно занялись массовой услугой. Поэтому нам сейчас в первую очередь важно наладить бизнес-процессы и подключить всех желающих, кто уже к нам обратился. После этого будем думать о развитии и прочих вещах. Причем развиваться планируем в направлении улучшения услуги. Хочется создать в чем-то уникальный сервис, который будет радовать абонентов, чтобы они подключались и не отключались, даже если ему предлагают те же каналы по более низкой цене», — подводит итог Дмитрий Давыдов.

 

Источник