Не время выкидывать пакеты

Пакетная модель — фундамент, на котором стоит рынок платного ТВ — внезапно оказался под угрозой. Дело в том, что подход оператора, при котором абонент может получить доступ к каким-то сервисам (например, к подписке на определенные тематические пакеты) только при условии оплаты базовой услуги, можно представить как ущемление прав потребителей. За подобной трактовкой могут последовать и судебные иски.

Нормативная база в области оказания услуг связи допускает взимание платы за организацию абонентской телефонной линии и подключение оконечного оборудования пользователя — но только единовременно и однократно. И поэтому схема «тематический пакет только при подписке на базовый» достаточно уязвима для судебного иска со стороны абонента. Понимая, что такое применение действующих норм отраслевого законодательства может оказать негативное влияние на весь рынок платного ТВ и породить ряд неприятных прецедентов, «Теле-Спутник» попросил прокомментировать данную проблему игроков рынка и экспертов.

ЛЮДИ НЕОХОТНО ИДУТ В СУДЫ

Денис Кусков, руководитель агентства TelecomDaily, не считает вероятность подачи исков абонентами высокой. «Люди неохотно идут в суды, не думаю, что это может получить повсеместное распространение», — комментирует он. Также, по его мнению, операторы, даже поменяв пакетную политику, ничего не потеряют. «Операторы делают так, чтобы максимально удобно было предлагать интересный контент по интересной для оператора цене для повышения выручки. Уход возможен, но в ту сторону, где снова оператору будет хорошо», — говорит Денис Кусков.

Что касается онлайн-вещания, то оно может изменить общую парадигму, но не так, чтобы прямо сейчас и немедленно. «Пока доля людей, которые смотрят онлайн-видео, мала, хотя и растет большими темпами. 13 млн потребителей услуг ОТТ против 43 млн телезрителей на сегодня. Но ввиду роста, это может произойти в среднесрочной перспективе», — прогнозирует глава TelecomDaily.

МОЖЕТ ВНЕСТИ СУМЯТИЦУ

Генеральный директор ГК «Орион», предоставляющей услуги платного спутникового ТВ под брендом «Телекарта», Кирилл Махновский считает, что всем игрокам необходимо задуматься о новых формах работы на рынке. По его словам, если законодательство будет трактовать модель «основной пакет плюс дополнительные» как ущемление прав потребителя, это внесет сумятицу в устоявшуюся рыночную модель взаимоотношений в цепочке «оператор — телеканал — абонент».

Кирилл Махновский обращает внимание на тот факт, что исторически структура бизнеса большинства операторов платного телевидения сформировалась из наличия базового пакета и дополнительных.

Руководитель «Ориона» уверен, что пока возможность возникновения юридических коллизий не может подтолкнуть участников рынка к немедленной смене существующей парадигмы. Но он считает, что для профессионального сообщества это хороший повод задуматься, не пришло ли время для альтернативных форм взаимодействия. А для получения подсказки Кирилл Махновский советует обратиться к потребителю: возможно, именно он подскажет ответ на данный вопрос.

Его беспокойство понятно: «Орион» строит свою пакетную политику по традиционной модели: у оператора есть три базовых пакета и большое количество дополнительных — спортивных, детских, фильмовых, эротических. С одной стороны, в российской судебной практике не принято применять прецедентное право, но с другой — возможное решение о незаконности существующей модели может послужить спусковым крючком для других похожих инициатив и в итоге очень сильно перетрясти рынок. При этом рядовой потребитель вряд ли выиграет от этих потрясений.

ЕСЛИ ЧТО, ПОСТРАДАЮТ ВСЕ

Основатель и владелец компании «Катков и партнеры», член совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков считает, что если суды воспользуются трактовкой «Нельзя привязывать предоставление дополнительного пакета к обязательной подписке на основной пакет» и станут массово придерживаться ее в случае возникновений претензий к операторам со стороны абонентов, это может создать проблемы другим операторам. Павел Катков напоминает, что в деловой практике давно укоренился принцип пакетного предоставления данных услуг абонентам, но в документах вещателя может быть брешь, которой потребитель способен воспользоваться в суде. Он считает, что было бы интересно услышать позицию антимонопольного ведомства по данному вопросу. Впрочем, Певел Катков предостерегает, что эта позиция, возможно, также будет не в пользу оператора. Он считает, что в дальнейшем, если мы рассматриваем судебные перспективы исков абонентов против операторов, необходимо смотреть, будут ли вообще возникать подобные прецеденты. Но инструментом конкурентной борьбы такие иски не станут, и обращения конкурентов с заявлениями друг на друга по таким кейсам маловероятны — ведь в этом случае пострадают все, кто реализует пакетное предоставление каналов и услуг.

КАБЕЛЬЩИКИ ГОТОВЫ

А что наземные операторы, у которых есть и классическое ТВ, и ШПД? Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru») сообщила «Телеcпутнику», что считает возможным отход от традиционной модели пакетирования услуг. «Да. Мы учли интересы клиентов и предоставили им такую возможность. Даже если абонент не пользуется нашим цифровым ТВ, а только Интернетом или домашним телефоном, он может подключить дополнительные сервисы — тематические пакеты каналов, телеархив, видеотеку. Это можно сделать в мобильном приложении “Дом.ru ТV” для iOS и Android и в приложении для Smart TV для телевизоров Samsung и LG. Дополнительно приложение для Smart TV открывает доступ к ТВ-каналам и интерактивным сервисам», — комментирует представитель пресс-службы оператора. Что касается онлайн-вещания, то его (а особенно мобильное ТВ) оператор рассматривает именно как причину перейти на новые схемы взаимодействия с абонентом: «Мобильное ТВ — одно из наиболее перспективных направлений развития цифрового телевидения. Это связано с широким распространением мобильных устройств и естественным желанием пользователей получать доступ к контенту с разных экранов и тогда, когда им это удобно. Мы планируем и дальше развивать мобильное ТВ, учитывая тренды рынка и потребности пользователей. Также в наших планах — дать клиенту возможность персонализировать ТВ-просмотр на основе индивидуальных предпочтений каждого пользователя. Поскольку персонифицировать просмотр на телевизоре, который смотрят все члены семьи, очень сложно, мы предложим решение для мобильного ТВ. Смартфоны и планшеты — это, как правило, не общие, а персональные гаджеты, поэтому эта система будет реализована именно для них».

ЗАПАСНОЙ ВЫХОД

Риск, что российских операторов в судебном порядке заставят менять модель, существует, но у них всегда есть достаточно простой выход: дополнительные пакеты не привязываются к базовому, а просто оператор называет связку «базовый плюс какой-то еще дополнительный пакет» каким-то отдельным сервисом. Собственно, именно так, не мудрствуя лукаво, поступают два американских оператора платного ТВ Direc TV и Dish Network. Первый предлагает шесть пакетов по цене от $35 до $110, и каждый последующий пакет включает в себя каналы предыдущего. У Dish Network четыре пакета от $59,99 до $89,99, организованные по тому же принципу.

То, как предлагают свои сервисы российские операторы, выглядит удобнее и понятнее для абонента, но в случае необходимости этим удобством, скорее всего, придется пожертвовать.

Мы упоминали онлайн-вещание. Так вот, американский сервис Hulu, предлагающий телеканалы (Netflix предлагает только тайтлы), предоставляет пакет из 50 каналов, и все остальные, например премиальные HBO и Cinemax, идут уже дополнением к этому пакету.

Пока основная схема пакетной политики любого оператора остается неизменной: абоненту предлагается некий базовый сервис — базовый набор каналов, и уже в довесок к нему можно приобретать либо дополнительные пакеты, либо каналы, либо даже отдельные передачи и фильмы. Развитие ОТТ-вещания пока не внесло в эту картину серьезных изменений: онлайн-кинотеатры продают отдельные тайтлы (по подписке или же транзакционно) или, при наличии стримингового сервиса — все те же пакеты.

Рыночная модель будет меняться, операторам в условиях жесточайшей конкуренции приходится постоянно адаптировать свою пакетную политику под требования все более капризных абонентов. Но, в отличие от регуляторного, это процесс естественный, эволюционный и не грозящий рынку серьезными потрясениями.

 

Источник