Выигрывают все: и вещатели и аудитория

Интервью со специалистами отдела технического развития службы генерального продюсера, дирекции спортивного вещания и дирекции интернет—вещания Первого канала.

2018 год навсегда войдет в историю России как год проведения Чемпионата мира по футболу. Мы показали себя достойной футбольной державой. Стадионы заполнялись на 98%, в страну-хозяйку мундиаля прибыло более миллиона болельщиков, и свыше трех миллиардов телезрителей наблюдали за матчами по телевидению. Каким образом было принято решение организовать трансляцию встреч Чемпионата мира в 4К и звуковом формате Dolby Atmos?

Во время подготовки к Чемпионату мира по футболу компания HBS, официальный производитель и поставщик контента для Чемпионата мира, объявила вещателям о том, что контент будет доступен в 4К и со звуковым сопровождением пространственного звучания Dolby Atmos. В свою очередь, Дирекция спортивного вещания Первого канала не упустила шанса воспользоваться данной возможностью.

За счет современных технологий, улучшающих восприятие изображения, выигрывают все: вещателям удается удержать старых и привлечь новых зрителей, а зрителям – потреблять видеоконтент наиболее удобным для них способом. На наш взгляд, внедрение окружающего звука и изображение сверхвысокого качества является одним из инструментов повышения лояльности аудитории.

Изначально планировалось задействовать окружающий звук Dolby Atmos и формат UHD только в Интернет-трансляциях матчей мундиаля. Ведь Интернет – идеальная среда для доставки контента самого разного формата и качества, а также интеграции интерактивных сервисов. Однако было принято решение протестировать Dolby Atmos и UHD и в классической телевизионной среде – сделать «шаг в завтра».

Переговоры с Dolby и дальнейшая совместная работа над проектом начались в 2017 году. В тесном сотрудничестве с компанией, команда специалистов Первого канала в течение полугода осуществляла тестирование и моделирование процессов, многочисленные технические пробы и оценивала различные варианты реализации вещания.

Мы поставили перед собой стратегическую задачу обеспечить контентом всех зрителей, независимо от каналов доставки сигнала, которыми они пользуются. В итоге, футбольную программу Первого канала в формате UHD и Dolby Atmos зрители смогли увидеть в спутниковых сетях «Триколор» и «Орион», спутниковых и кабельных сетях МТС, «Эр-Телеком» и других операторов платного ТВ, в Москве и ближайшем Подмосковье – на 58-м цифровом эфирном канале с Останкинской телебашни. Кроме того, посмотреть матчи можно было на официальном сайте Первого по адресу www.1tv.ru/fifaworldcup, в эксклюзивном мобильном приложении Первого, а также в сверхвысоком разрешении в приложении Smart TV для телевизоров LG. Благодаря насыщенному иммерсивному звуку, владельцы устройств, поддерживающих технологию Dolby Atmos, смогли по-настоящему оказаться в эпицентре игры, не выходя из дома.

Первый канал показал в прямом эфире 27 встреч Чемпионата мира по футболу 2018, а также предложил уникальный показ всех 64 игр на сайте, в мобильных приложениях и на Smart TV в формате 4K. Онлайн-спецпроект Первого предоставил расширенный функционал второго экрана и позволил каждому зрителю отслеживать самые опасные и яркие фрагменты матчей на любом мобильном устройстве.

У болельщиков открылась уникальная возможность самостоятельно выбирать камеры для просмотра игр турнира, в любой момент переключаться на повторы ключевых эпизодов матчей и оценивать их со всевозможных ракурсов. Некоторые ракурсы, за которые отвечает «камера-паук» на подвесных тросовых системах, можно было увидеть только во время трансляции.

Специальное онлайн-приложение позволило просматривать полные версии всех финалов чемпионатов мира с 1930-2014 гг., а также видеосюжеты, посвященные легендам мирового футбола и самым памятным датам футбольной истории.

Могли бы Вы поделиться техническими деталями проекта?

С технической точки зрения вся работа построена следующим образом: для контроля и микширования была создана специальная аппаратная, для работы с иммерсивным звуком – установлены дополнительные акустические системы для контроля потолочных каналов.

Исходный сигнал Первый канал получал от HBS в формате 4K с HDR, с так называемой «чистой» звуковой программой в формате 5.1.4. Далее  звукорежиссер добавлял комментатора на русском языке, формируя окончательную звуковую картину с русским комментарием, а также стерео-даунмикс, сформированный из Dolby Atmos. Звук Dolby Atmos кодировался в формат Dolby Digital Plus JOC.

В свою очередь, на смарт-платформы подавался 4К-видеосигнал с HDR со звуком Dolby Atmos.

Для традиционного эфира видео 4К с HDR преобразовывалось в 4К со стандартным динамическим диапазоном (SDR) со звуковым сопровождением Dolby Atmos и передавалось спутниковым, кабельным и наземным операторам. Программа в формате HD со стереозвуком передавалась через мобильное приложение Первого канала.

Столкнулись ли Вы с какими-либо трудностями при реализации проекта? Каким образом выстраивалась работа с техническими партнерами при подготовке и обеспечении тестового вещания Первого канала в формате сверхвысокой четкости и Dolby Atmos?

Основной сложностью было связать воедино все используемые форматы доставки видеосигнала на конечные устройства аудитории. Определенные проблемы возникали как при формировании входящего сигнала, так и при обеспечении Интернет-вещания. Как камеры постоянно подстраивались под различные объекты съемки в ходе матчей, так и мы динамически адаптировали качество изображения налету, во время прямой трансляции. Наряду с ограничениями полосы пропускания и отсутствием современной системы компрессии сигнала у некоторых операторов связи, мы также столкнулись с техническими ограничениями принимающих устройств: не все телевизоры на данный момент способны проиграть контент в высоком качестве, ввиду того что их процессоры не успевают мгновенно обрабатывать компрессированный сигнал.

Над проектом работала команда Отдела технического развития, Дирекция спортивного вещания, Дирекция Интернет-вещания Первого канала и команда специалистов Dolby. Немаловажно, что нам удалось договориться с рядом зарубежных вендоров, а также российских компаний-провайдеров и дистрибьюторов о безвозмездном использовании их оборудования и программного обеспечения в рамках реализации тестового вещания Первого канала в формате 4K UHD. Нашими техническими партнерами, помимо компании Dolby, стали ФГУП ТТЦ «Останкино», а также «Телерент», Evertz, Ateme, Dell, Ericsson, Canon, Sony, «Cинтерра-медиа», ФГУП «РТРС» и «СВН Групп».

Вместо звуковых каналов, Dolby Atmos работает со звуковыми объектами – любой звуковой информацией, сопровождаемой метаданными о ее положении в трехмерном пространстве. Технология позволяет перемещать и размещать звуковые объекты в любой точке помещения, включая область над головой зрителя, благодаря чему любители спорта становятся частью происходящего. Максимально реалистичный и естественный звук позволяет погрузиться в игру и услышать все вокруг в малейших деталях: события на экране оживают, а зрители будто оказываются на стадионе.

Расскажите об эксклюзивных сервисах, которые были доступны телезрителям в специальных онлайн-приложениях Первого канала, насколько они были востребованы аудиторией?

Если ранее замедленные повторы и выбор оптимального ракурса просмотра были прерогативой режиссеров трансляций, то теперь, благодаря специальному онлайн-плееру Первого канала, зрители могли сами решать, с какой камеры им наблюдать за игрой. Интерактивный сервис, появившийся на сайте Первого, позволил каждому пользователю одним кликом оказаться в любой точке игрового поля на любой секунде матча. Как показывает статистика, с помощью нашего онлайн-плеера многие зрители пересматривали кульминационные моменты матча с самых разных ракурсов, а также оценивали почему и как именно происходили нарушения во время турнира. Таким образом, зрители могли самостоятельно выстраивать драматургию матча и не потерять нить происходящего в режиме реального времени.

Помимо этого, на сайте Первого можно было просматривать полные версии всех финалов чемпионатов мира с 1930-2014 гг., а также видео, посвященные легендам мирового футбола и памятным мгновениям футбольной истории. Дирекция спортивного вещания Первого канала проделала кропотливую работу и пригласила известных комментаторов для переозвучки всех 19 финальных матчей, предоставленных нам FIFA.

Как Вы оцениваете итоги и перспективы данного проекта?

Это, безусловно, удачный эксперимент. Первый канал стал единственным европейским вещателем, который транслировал футбольные матчи Чемпионата мира по футболу в формате UHD с пространственным звуковым сопровождением Dolby Atmos, а всего в мире таких телекомпаний было пять: в Великобритании, Бразилии, Китае, Японии и ОАЭ. Это сложный и масштабный проект, который стал важной вехой в развитии российского телевидения. Его реализация стала возможной только благодаря консолидации множества сил на рынке. Чемпионат стал настоящим праздником футбола – ярким, зрелищным, насыщенным. И с помощью технологий UHD и Dolby Atmos болельщикам было необязательно покупать билеты на стадионы, чтобы по-настоящему погрузиться в игру. Они могли просто включить прямую трансляцию Первого канала.

Обеспечив доступ к эксклюзивному контенту для всех жителей России, где бы они ни находились и какими бы устройствами ни пользовались для просмотра, Первый канал добился высочайших показателей по охвату аудитории не только в эфирном вещании, но также на остальных своих медиаплатформах и в социальных сетях. Телекомпания показала 27 встреч турнира в прямом эфире, охватив трансляциями более 71% населения России.

Благодаря онлайн-спецпроекту на сайте Первого, с его беспрецедентно широким освещением Чемпионата мира по футболу 2018 года, телеканалу удалось довести число пользователей легального контента Чемпионата до десятков миллионов. Более 40 млн уникальных пользователей более 173 млн раз посмотрели контент Чемпионата мира по футболу в России на всех digital-площадках Первого канала.

Мы не говорим о том, что уже в ближайшее время Первый канал начнет вещать в UHD HDR и со звуковым сопровождением пространственного звучания Dolby Atmos, это огромнейшие затраты! Плюс ко всему, на телевизионном рынке сейчас не выработано окончательных рекомендаций для перехода к регулярному вещанию в UHD HDR.

На сегодняшний момент мы хотели доказать, что российская вещательная компания может справиться с задачей такого масштаба. Самое ценное в процессе практических работ – это опыт и знания, полученные как на стороне формирования, так и доставки сигнала. Основным драйвером нашего успеха стал высокий профессионализм специалистов, которые на волне куража реализовали задумку в рекордно сжатые сроки. Нам хотелось сделать то, что никто никогда не делал, и у нас это получилось!

Заместитель директора дирекции спортивного вещания Сергей Похоменков.

В рамках проекта отвечал за подготовку, организацию, координацию и руководство трансляциями Первого канала с Чемпионата мира по футболу.

Заместитель руководителя  отдела технического развития Первого канала Игорь Ядыкин.

Осуществлял руководство разработкой и подготовкой технологии трансляций Чемпионата мира в формате UHD со звуком Dolby Atmos.

Технический директор дирекции общественных связей и интернет-вещания Сергей Сторожев.

В рамках проекта курировал организацию и обеспечение трансляций Чемпионата мира по футболу в среде ОТТ в формате UHD со звуком Dolby Atmos для смарт платформ, разработку и поддержку мобильного приложения Первого канала.

Главный специалист отдела технического развития Первого канала Андрей Макашов.

В рамках проекта Чемпионата отвечал за проектирование, построение трактов вещания и техническую поддержку трансляций Чемпионата мира в формате UHD со звуком Dolby Atmos.

Заместитель директора дирекции сетей распространения программ Алексей Дронов.

По проекту Чемпионата: организация и обеспечение каналов доставки и вещания.

Звукорежиссер дирекции спортивного вещания Александр Шмелев.

Осуществлял подготовку инфраструктуры и формирование трансляций Чемпионата мира со звуковым сопровождением  5.1.4 Dolby Atmos.

Комментарии партнеров проекта

  1. Какова роль Вашей компании в организации вещания ЧМ-2018 в формате 4K на Первом канале?
  2. Какие ноу-хау, решения Вашей компании использовались в рамках данного проекта? В чем их главные технические особенности?
  3. Возникли ли сложности при реализации проекта на Первом канале, какие положительные уроки Вы вынесли по итогам участия?

Вадим Морозов, генеральный директор компании «СВН Групп»

1. Первый канал обратился к нам с предложением принять участие в организации вещания игр ЧМ-2018, и мы не могли остаться в стороне. Являясь официальным дистрибьютором решений компании ATEME (Франция) – признанного лидера в области высококачественной компрессии видеосигнала, мы предоставили на тесты кодер ATEME TITAN Live. А после удачного завершения тестов, подтвердивших поддержку требуемых стандартов обработки UHD-видео и аудио в Dolby Digital Plus, развернули полномасштабную систему.

2.Мы предложили решение, которое считаем лучшим на сегодняшний день – универсальную платформу кодирования и транскодирования TITAN Live, которая славится высоким качеством изображения при относительно невысоком битрейте и позволяет уменьшить требуемую полосу пропускания при сохранении качества видео. Предложенный нами комплекс включал в себя основной и резервный кодеры, а также систему управления AMS. В качестве аппаратной платформы мы использовали серверы DELLс платами SDI-входов производства ATEME. Особенностью платформы TITAN Live является ее универсальность: она поддерживает все принятые в настоящее время стандарты сжатия изображения и позволяет производить кодирование и транскодирование, а также мультиплексирование и пакетирование и ориентировано как на спутниковое, кабельное, эфирное и IP-вещание, так и на ОТТ. Отдельно нужно отметить широкую вариативность настроек, что дает возможность реализовать практически любые требования вещателей и операторов.

3. Нет, трудностей с реализацией проекта не было, благодаря тесному взаимодействию с нашими партнерами: представительством DELL EMCв Москве и компанией «Треолан», мы смогли выдержать требуемые сроки, определенные для тестирования и развертывания системы. Кроме того, представители Первого канала обеспечили необходимое взаимодействие между всеми участниками проекта, что позволило быстро провести необходимую настройку.

Дмитрий Буневич, руководитель отдела развития комплексных решений компании «Сони Электроникс»

1. Как известно, формирование основной картинки происходило на базе оборудования Sony, куда входили камеры HD, 4K, видеомикшеры, видеосерверы и пр. Если говорить про HDR, то он передавался в IBC в формате S-Log. Именно здесь возникло наибольшее количество вопросов и трудностей, о которых расскажу чуть ниже.

2. Первое, что сразу бросается в глаза – это первый ЧМ, во время которого формировалось одновременно множество сигналов – HD, 3G, 4K, VR, USM и HDR. Данный опыт стал уникальным не только для локального телевизионного сообщества, но и для индустрии в целом.

3. Самый большой урок, который получили не только мы, но и все участники процесса – работа с HDR. Во время проведения мероприятия коллеги по рынку смогли понять и отработать различные режимы, стандарты и многое другое. Как показала практика, формирование HDR контента на одном конце, дальнейшее переконвертирование в другой формат и передача сигнала потребителям, вызвало немало трудностей, особенно в плане настроек. Однако, благодаря слаженной работе коллег, все проблемы удалось устранить, и мероприятие прошло успешно. Данный опыт однозначно ляжет в основу формирования HDR-производства на отечественном телевидении. Более того, для нас стало очевидным, что требуется отдельная совместная дискуссия по теме HDR между вещателями и производителям по причине множества вопросов и неясностей как при формировании, так и при передаче сигнала.

Павел Иоффе, менеджер по продажам вещательных продуктов компании Canon в России и СНГ

1. Компания Canonпредоставила демо-оборудование на время проведения ЧМ-2018: два монитора Canon DP-2411 и DP-1710+, а также объектив CJ12ex3B IASE.

2. Были использованы наши новые мониторы с возможностью отображения и контроля 4K-изображения и HDR. Впервые на территории РФ это решение было использовано в студии.

3. Проблем не возникло. Благодарим за помощь специалистам ТТЦ «Останкино» и Первому каналу.

Макс Попов, региональный менеджер по продажам компании Evertz

1. ТТЦ «Останкино» и Первый Канал вместе с Dolby начали переговоры со мной еще за несколько месяцев до Чемпионата Мира по футболу. Идея заключалась в реализации вещания в разрешении UHD4K HDR и формате Dolby Atmos во время соревнований.  Для этого нужно было соответствующее оборудование: как уже существующее в телецентре, так и ориентированное только на UHD. Компания Dolby предоставила свои кодеры для воспроизведения контента в формате Dolby Atmos, в свою очередь, Evertz предоставила техническую поддержку и все необходимые устройства для построения инфраструктуры и организации вещания.

2. Так как географически звенья цепочки формирования вещательного сигнала были разбросаны по помещениям обоих здания телецентра, и размер UHD-сигналав 8 раз превышает традиционный HD, только введенная в эксплуатацию коммутационная система телецентра, построенная на двух IP-матрицах EXE-VSR-40, с системой управления Magnum SDVN, могла справиться с такой задачей. Любая аппаратная могла набрать или перенабрать сигнал.  Очень важным элементом оказался модуль 7814UDX-4K-AES8-HDR. С помощью трех карт мы смогли решить большой круг задач: перевести 2SI в Square Division, сделать из HDR SDR для линейного вещания, а также повысить разрешение HD-контента до UHD для осуществления круглосуточного вещания на Первом UHD (который распространялся в сетях эфирного, кабельного и спутникового телевидения). В рамках данного проекта использовались: система Mediator X (для MAM и автоматизации), серверы вещания и инжеста OVRT live-4K, наряду с Transcode engine Render X, системой повторов Dreamcatcher DC458DE-4K, 3G и IP-мультивьюерами 3067VIP-36×4, VUE Cubes и другими компонентами 4К и 3G-инфраструктуры.

3.Сложности, конечно, были: мы же стали первопроходцами в организации трансляции такого масштабного спортивного события в UHD HDR. В начале подготовительного этапа расходились квадраты 4К от HBS, нужно было конвертировать HDR в SDR  (благо, настроек в 7814UDX-4K-HDR очень много). Кроме того, переключения со стадионов на стадионы не всегда были чистыми. Но благодаря высокому профессионализму специалистов ТТЦ «Останкино», Первого Канала, «Окно ТВ» и Dolby, ни одна из этих «проблем» не проявилась в прямом эфире. Стоит отметить, что наши настройки HDR в SDR были лучше, чем у HBS. И, конечно, впечатлило качество UHD-контента, полученного не без помощи наших решений. Опыт организации вещания UHD HDR и SDR во всех средах распространения показал, что мы можем решать поставленные задачи очень профессионально. Теперь уже слово за производителями контента: студиями, ПТС и т. д. Самое главное, что у нас есть талантливые инженеры, которые смогли развернуть такое сложное производство в сжатые сроки и получили практический опыт работы с новыми форматами.