Невиртуальный взлет: зачем ТВ-операторам MVNO?
Виртуальными могут быть не только операторы сотовой связи (MVNO) – на основе аналогичной бизнес-модели на рынке телевидения можно создавать конвергентные продукты, объединяя услуги связи и ТВ на одном мобильном экране. Перспективы развития MVNO в России обсудили участники конференции «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в РФ», организованной ИАА TelecomDaily.
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Первые MVNO появились в начале 2000-х, вспоминает управляющий партнер «TMT Консалтинг» Константин Анкилов. К примеру, совместный проект «Евросети» и поволжского оператора СМАРТС проработал два года – с 2007-го по 2009-й. По данным «TMT Консалтинг», в 2010-2014 годах количество подключений к MVNO колебалось от 0,9 до 1,2 млн абонентов. Интерес к услуге стал расти в 2015 году – было зафиксировано 2,5 млн пользователей, в 2017-м – 6,7 млн. К началу 2019-го предложениями MVNO воспользовались более 7 млн человек.
Сегмент MVNO занимает 2% российского рынка мобильной связи и 1% телеком-рынка. Лидером в B2C-сегменте является «дочка» «Мегафона» – «Скартел» (бренд Yota), ей принадлежит 72%, следом идет «Ростелеком» – 11%. В B2B-сегменте доли иные – у «Ростелекома» 58 %, у Yota – 22%. На сегмент B2B приходится 11%, так как операторы в первую очередь пытались охватить частный сектор, отметил Константин Анкилов.
ГОТОВЫ ПРИВЕСТИ МИЛЛИОН АБОНЕНТОВ
Директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств ООО «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) Сергей Волков не соглашается с оценками «TMT Консалтинг». По данным Tele2, доля оператора в 2017-2018 годах составила 50%. У компании более 20 партнерских запусков разной степени успешности. Платформой пользуются и международные компании, такие как Mundio, V-Tell, Virgin Connect. Один из крупнейших MVNO-операторов в мире, нацеленный на эмигрантов и этнические группы, Lycamobile начнет оказывать услуги связи в России на базе сети Tele2 до конца июня 2019 года, надеется Сергей Волков. В 2017 году Lycamobile зарегистрировал в России ООО «Лайкамобайл», которое получило лицензию на оказание услуг мобильной связи по модели MVNO. Подробностей о проекте нет. Известно, что в других странах Lycamobile работает по модели дискаунтера.MVNO (mobile virtual network operator – виртуальный оператор сотовой связи) — оператор сотовой связи, использующий инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной торговой маркой.
По данным Yota, в Западной Европе основу MVNO составляют нишевые операторы и лоукостеры – на них приходится от 15% до 20%. «Определенное влияние дискаунтеры в момент запуска оказывают, но после выхода на рынок ситуация стабилизируется», – говорит руководитель направления «Смартфоны» департамента по продуктам Yota Артемий Пономарев.
Сергей Волков отметил, что Tele2 стал тщательнее отбирать партнеров, нежели раньше. «Первоначально мы всех брали на борт. У нас не было базовой цены, четко сформированного предложения. Теперь стараемся не тратить MVNO-ресурсы на компании, не готовые серьезно заниматься этим. К примеру, сейчас приходит много партнеров, которые говорят, что готовы привести миллион абонентов, но за нулевые тарифы от нас», – поясняет представитель Tele2. По словам Сергея Волкова, закрывшихся MVNO на сети Tele2 пока нет, есть только приостановленные или не стартовавшие в коммерческом режиме проекты.
«Российский рынок MVNO разношерстен. Количество выданных операторам лицензий превышает 90. Среди них 76 компаний, которые заявились как MVNO-игроки. При этом десяток из них работает или предоставляет услуги абонентам от нескольких десятков тысяч до миллиона», – отмечает генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
ДОПОЛНИТЬ ЭКОСИСТЕМУ СЕРВИСОВ
Одна из причин заинтересованности компаний в MVNO – рост клиентских баз. К примеру, Danycom.Mobile, запустившийся на сети Tele2 в 2017 году, позволяет материнской Danycom.Global расширять границы основного бизнеса – СМС-агрегации. Danycom.SMS с объемом трафика более 1 млрд СМС в месяц обрабатывает 43% отечественного A2P СМС-трафика (application-to-person, от приложения к пользователю) и 1% мирового. В планах на 2019 год – довести долю на мировом рынке до 1,5%. «В зависимости от оператора сотовой связи маржинальность бизнеса СМС-агрегации в России составляет от 2% до 8%. Теперь же MVNO дает нам 100%-ую маржинальность по A2P СМС-трафику», – говорит директор по развитию Danycom Петр Кушиков.
На апрель 2019 года услугами Danycom.Mobile в России воспользовались 120 тыс. абонентов. До конца года компания рассчитывает расширить географию присутствия с 45 до 69 регионов РФ, а абонентскую базу – увеличить до 600 тыс. человек. Локальные MVNO-проекты по модели Full MVNO (когда оператор арендует все элементы, кроме радиосети – прим. «Телеспутника») будут запущены в Эстонии, Польше, Бельгии, Италии; по модели Light MVNO (арендуется инфраструктура целиком – прим. «Телеспутника») – в Португалии, Франции, Финляндии, Чехии. Одновременно в странах присутствия Danycom.Mobile начинает работу Danycom.SMS. Проект MVNO позволил «Ростелекому» снизить отток фиксированных абонентов, дополнить экосистему сервисов, рассказал директор проектного офиса MVNO ПАО «Ростелеком» Алексей Чернецов. У оператора 1,3 млн активных абонентов, доля на рынке MVNO в 2018 году составила 17%.
MCN Telecom предлагает конвергентный продукт, объединяющий фиксированную, мобильную и корпоративную связь на одном терминале. «Как мобильный виртуальный оператор видим свою нишу в предоставлении абонентам дополнительных услуг на базе фиксированной и мобильной связи», – поясняет генеральный директор ГК MCN Telecom Александр Мельников. Оператор работает в пяти странах (России, Венгрии, Словакии, Австрии, Германии) и постепенно переходит к модели Full MVNO. «У нас свой биллинг, мы интегрировали с ним решение Camel Gateway от румынского вендора Yati, владеем более 30 тыс. мобильных номеров», – рассказывает Александр Мельников.
КЛИЕНТУ ИНТЕРЕСНЫ РЕАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Сергей Волков видит перспективы развития MVNO в ритейле, спорте и новых медиа. По его словам, проекты в ритейле не новость, в качестве примера он привел работавшие на сети МТС «А-мобайл» от «Ашана» и «Алле» от X5 Retail Group. «Однако проекты в этом сегменте существенно отличаются от проектов 2011-2012 годов, – говорит Сергей Волков. – Теперь клиенту интереснее получать реальные услуги, а не копить баллы. Современное MVNO поможет лучше коммуницировать компаниям с клиентом, когда тот заходит в магазин, проходит мимо него или вообще направился к конкуренту. К примеру, провести акцию, по которой посетитель магазина получает 500 Мб интернет-трафика за потраченные на покупки 100 рублей».
Болельщикам футбола MVNO позволит предлагать, к примеру, бесплатный роуминг во время выездов команд, проход на стадион без бумажного билета, участие в автограф-сессиях и сувенирную продукцию по сниженным ценам.
В Tele2 уверены, что мощным толчком развития MVNO может стать также аудитория раскрученных блогеров. Оператор работает над несколькими проектами в этой нише, которые могут стартовать не ранее 2020 года, но подробностей пока не раскрывает.
Артемий Пономарев уверен, что интересны MVNO, работающие на специфическом рынке, с разными демографическими группами либо группами по интересам. «Услуги таких MVNO включают что-то нужное конкретной нише. Например, церковный MVNO в Бразилии, направленный на семейный сегмент Disney Mobile, оператор для пользователей старшего поколения GreatCall. Для клиентов конкретной торговой сети создан Tesco Mobile», – перечисляет он. По мнению директора по маркетингу и системным исследованиям НТЦ «Протей» Владимира Фрейнкмана, узкоспециализированные MVNO в России не прижились.
MVNO-ТВ – РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Как рассказал «Телеспутнику» Сергей Волков, со стороны ТВ-операторов также есть интерес к MVNO. С одной стороны, такие проекты помогут телевизионщикам создавать конвергентный продукт, чтобы все виды связи и ТВ были на одном экране (мобильном). С другой, появляются новые инструменты взаимодействия с абонентской базой. «У нас в разработке есть такие проекты, но о конкретных запусках говорить преждевременно», – был краток Сергей Волков.
В ГК «Орион» уверены, что в эпоху цифровизации экономики MVNO-бизнес – популярная тема в среде крупных игроков медиаиндустрии, торговли, среди крупных банков и некоторых других компаний. «При формировании бизнес-моделей такие компании делают основную ставку на синергию возможностей. Ее результатом становится активный пользователь в режиме онлайн, выступающий потенциальным источником монетизации практически неисчерпаемого ряда услуг цифрового характера», – рассуждает технический директор ГК «Орион» Константин Салтыков. По его словам, в инфраструктуре «Ориона» в области телевидения есть выделенные сегменты заказчиков с признаками «саморазвития», подобного деятельности виртуального оператора. «Для себя мы пока не видим эффективного варианта сопряжения с проектом в области мобильной связи. Но учитывая простоту привлечения ресурсов по схеме MVNO и исторический дрейф классического телевидения к интерактивности, такой сюжет не выглядит фантастическим», – подытожил Константин Салтыков.
MVNO В ОБЛАСТИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ И СОТОВЫХ СЕТЕЙ
Интерес к MVNO проявляют также компании из секторов Интернета вещей (IoT) и межмашинного взаимодействия (М2М). По данным Berg Insight, в 2018 году количество IoT-подключений по сотовой связи выросло на 70%, до 1,2 млрд (13% всех подключений). В 2023-м этот показатель может превысить 9 млрд подключений. В 2018 году было отгружено 221 млн IoT-модулей с подключением по сотовой связи (рост на 18% по сравнению с предшествующим годом). Продано 53 млн устройств NB-IoT, прогноз на 2019 год – 142 млн. Как считает директор департамента беспроводных сетей J’son & Partners Consulting Виталий Солонин, легализация новых технологий (например, eSIM) и бизнес-моделей (к примеру, PVNO – оператор частной виртуальной сети) будет способствовать развитию MVNO.
Сети 5G тоже предполагают новые возможности для MVNO, уверяют участники рынка. Сети пятого поколения позволяют MVNO запускать несколько мини-сетей с определенным QoS для клиентов из различных отраслей. «Одна из возможностей – критический IoT, например беспилотный транспорт, промышленные роботы, телемедицина», – дополняет Виталий Солонин.
По оценкам Qualcomm, мировой рынок Private LTE (построенная локально корпоративная LTE-сеть – прим. «Телеспутника») к 2022 году достигнет $31 млрд. В начале июня 2019 года первую в России Private-LTE-сеть, предназначенную для сбора данных от различного оборудования, протестировали СИБУР, Ericsson и «Энвижн групп» (принадлежит МТС). Как уверяют участники проекта, сети Private LTE позволяют внедрять широкий спектр сервисов на социально значимых и промышленных объектах с повышенными требованиями к безопасности и надежности.