Офлайн- и онлайн-кинотеатры: кто приобретет, а кто потеряет
Пандемия коронавируса резко отбросила назад все достижения офлайн-кинотеатров и продолжает засасывать кинопрокат в черную дыру. Пальма первенства теперь у видеосервисов, которые всеми силами стараются нарастить базу подписчиков, при этом перечеркивая своими промоакциями привычку потребителя платить за легальный контент, сетуют эксперты.
НАСТОЯННЫЕ НА КОРОНАВИРУСЕ
Большая часть инициатив онлайн-кинотеатров нацелена на расширение абонбазы. Кинотеатр ivi (43 млн уникальных пользователей на начало 2019 года, — прим. ред.) по 15 апреля предложил для всех новых пользователей подписку за 1 рубль. Ранее столько же стоила подписка в течение пробного 14-дневного периода.
«КиноПоиск HD» (1 млн уникальных подписчиков в январе 2020 года, — прим. ред.) привлекает подпиской до конца апреля по промокоду. Обычная цена составляет 269 рублей в месяц. Воспользоваться промокодом смогут и «отказники» — те, кто раньше оформлял подписку на пробный период, а потом не продлил ее. Также промокод открывает доступ к возможностям «Яндекс.Плюс».
Клиенты видеосервиса More.tv, принадлежащего «Национальной Медиа Группе» и «СТС Медиа» (запущен в сентябре 2019 года вместо «Видеоморе», количество подписчиков не раскрывается, — прим. ред.), по промокоду получают бесплатный доступ ко всему контенту на месяц, в том числе в подписке. В обычное время за сериалы и шоу в обмен на просмотр рекламы надо заплатить около 300 рублей в месяц. «У More.tv в целом за четыре дня со старта кампании трафик вырос на 40%, смотрение ежедневно растет на 20—30%», — рассказали «Телеспутнику» в пресс-службе More.tv.
Онлайн-кинотеатр Okko (принадлежит Rambler Group, общая ежемесячная аудитория к началу 2020 года 2,8 млн человек, — прим. ред.) в сотрудничестве со Сбербанком (совладельцем Rambler Group) запустил проект «Искусство онлайн». Зарегистрировавшись на онлайн-ресурсе, подписчики получают доступ к контенту от российских культурных площадок. Okko также выдает новым пользователям бесплатный промокод на пакет подписок на 14 дней.
Промокоды предложила и «Амедиатека», по ним доступна скидка на подписки на 3 месяца, на полгода и на год, а также бесплатный доступ на месяц для действующих абонентов.
Подписка Combo от Mail.ru Group (данные по пользователям не раскрываются, — прим. ред.) дает скидку 50% (100 рублей) по промокоду. Подписка, в частности, открывает бесплатный доступ к онлайн-кинотеатру «МегаФон ТВ» до 30 апреля. «Мы ожидаем рост трафика на сервисе “МегаФон ТВ”, так как в условиях карантина люди вынуждены больше времени проводить дома, при этом потребность в развлечениях есть всегда. Тренд роста активности пользователей заметен уже сейчас», — отметили в пресс-службе «МегаФона».
В Tvzavr (40 млн уникальных пользователей в месяц по итогам 2019 года, — прим. ред.) подошли к ситуации креативно. «Всем, кто пришлет номер больничного листа или приказа работодателя о переводе на удаленный формат, дарим бесплатную подписку на ресурс на три месяца», — говорит вице-президент по стратегическим коммуникациям онлайн-кинотеатра Tvzavr Олеся Теплова. По ее словам, количество покупок фильма «Заражение», который вышел еще в 2011 году, увеличилось в 10 раз за последний месяц в сравнении с таким же периодом прошлого года.
На втором месте по количеству акций — расширение услуг, входящих в пакеты, или библиотек контента. «Ростелеком» открыл бесплатный доступ к коллекции отечественных фильмов и сериалов, мультфильмов, образовательного контента для детей на платформе Wink. Инициатива оператора действует в течение месяца с 17 марта, но может быть продлена. Кстати, это единственный видеосервис, который уточнил, что временное действие акции может быть увеличено. В целом подписки на месяц, в зависимости от наполнения пакета, стоят 300—650 рублей. По данным «Ростелекома», в марте 2020 года свыше 5,6 млн семей пользуются интерактивным телевидением и Wink. «Мы фиксируем увеличение подключений домашнего ШПД, например, в московском регионе количество заявок в марте по сравнению с февралем увеличилось на 24%. По предварительным данным, просмотр фильмов, сериалов и мультфильмов в Wink и интерактивном ТВ “Ростелекома” вырос в четыре раза, телепросмотр — в 1,5 раза. С начала недели мобильные приложения Wink установили более 100 тыс. новых пользователей, причем среднесуточный объем скачиваний вырос для ОС Android в два раза, для iOS — в 1,5 раза», — рассказали «Телеспутнику» в пресс-службе «Ростелекома».
Онлайн-кинотеатр «Megogo Россия» (40 млн пользователей в странах СНГ, — прим. ред.) расширил библиотеку бесплатного контента, добавив к пакету общедоступных телеканалов показы от российских театров, просветительские и развлекательные телеканалы, голливудские фильмы и караоке. «Большая часть контента на Megogo имеет сурдоперевод и тифлокомментарии (лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слабовидящему без специальных словесных пояснений, — прим. ред.) для пользователей с нарушениями слуха или зрения. Всего на Megogo больше 10 тыс. единиц бесплатного контента, из них более 4,5 тыс. фильмов и 1,5 тыс. мультфильмов», — поделился генеральный директор «Megogo Россия» Виктор Чеканов. Акция действует до 21 апреля. Виктор Чеканов отмечает, что количество просмотров растет, как и длительность пользования видеосервисом, на 22% по сравнению со второй неделей марта. В будние дни трафик почти сравнялся с данными в выходные. «Весь февраль и особенно март наблюдаем рост интереса к фильмам о вирусах с пиковым ростом на 32%. В начале марта, когда СМИ начали сообщать о ситуации с коронавирусом в Италии, выросли просмотры фильмов “28 дней спустя” и “Эпидемия”. А сейчас на первом месте “Заражение”», — добавляет глава «Megogo Россия».
Онлайн-кинотеатр Nonfiction (аренда или выкуп фильма, площадка запущена в апреле 2018 года, — прим. ред.) покажет некоторые фильмы из репертуара Центра документального кино бесплатно.
Premier организовал бесплатный доступ к видеоконтенту, созданному ресурсами холдинга «Газпром-медиа». Правда, зарегистрироваться все же на Premier придется.
Ориентированный на эксклюзивный контент Start об акциях не объявлял.
ОБНУЛИТЬ НЕВОЗМОЖНО
Онлайн-кинотеарты неохотно обсуждают возможный финансовый эффект от введения в стране карантина. «Привлечение новых пользователей обязательно будет иметь положительный финансовый эффект в будущем. Финансовые прогнозы в соответствии с информационной политикой не даем», — кратки на этот счет в «Ростелекоме».
По словам Виктора Чеканова, то, что происходит сегодня на рынке, — это не пир во время чумы. «Мы идем на увеличение затрат, и это не только про расширение базы бесплатного контента. Наши технические мощности готовы и к большим нагрузкам. Параллельно на период карантина мы усилили работу техподдержки», — обрисовывает ситуацию глава видеосервиса. «Пока сложно давать какие-то прогнозы по влиянию ситуации на бизнес. Будет понятно ближе к концу месяца», — дополняет Олеся Теплова.
Эксперты говорят, что все объявленные промоакции не выходят за рамки здравого смысла и рентабельности. «Большинство предложений связано с привлечением новых пользователей по принципу try & buy за символическую плату, а не с обнулением стоимости активных подписок. С учетом резкого обвала рубля и валютных затрат на зарубежный контент сервисы просто не могут позволить себе обнулять стоимость подписок», — рассуждает генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
По данным аналитической компании «ТМТ Консалтинг», озвученным в середине марта 2020 года, российский рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2019 года вырос на 50%, до 17,1 млрд рублей. Доходы, полученные от пользовательских платежей, достигли 12,9 млрд рублей (увеличение на 68%). Лучше всего себя показали подписки — рост на 88%. Общая аудитория видеосервисов по итогам 2019 года выросла на 10%, до 54 млн. При этом пул платящих увеличился на 48%, достигнув около 5,6 млн пользователей. Реклама принесла видеосервисам 4,2 млрд рублей (рост на 13%).
В 2020 году аналитики прогнозируют рост рынка онлайн-кинотеатров на 40%, до 24 млрд рублей, при этом платная модель продолжит доминировать. Однако, по мнению Алексея Бырдина, в будущем стоит ожидать роста потребления контента как раз по рекламной модели и сокращения количества подписок на одного человека. «С одной стороны, добровольная или вынужденная самоизоляция способствует более активному потреблению цифрового контента. Пользователи покупают новинки, активируют подписки, больше потребляют контент по рекламной модели, — рассуждает Алексей Бырдин. — С другой, кризисные явления в экономике, девальвация рубля, спад бизнес-активности могут стимулировать меры экономии. Несмотря на то, что легальный цифровой видеоконтент в России сравнительно недорог, в рамках снижения расходов пользователи могут отказываться от дополнительных подписок, оставляя какую-то одну. От этого могут выиграть лидеры рынка, предлагающие максимально широкий ассортимент контента».
И если прежде среди положительно повлиявших на рост рынка онлайн-кинотеатров факторов назывались увеличение платящей аудитории, укрепление привычки совершать покупки в интернете, борьба с пиратством, эксклюзивный контент, хорошее покрытие ШПД, то сегодня аналитики могут смело писать один единственный фактор — коронавирус. Так или иначе, отмечают участники рынка, конкретный экономический и финансовый эффект от разнонаправленных трендов можно будет посчитать только через несколько месяцев.
КИНОТЕАТРЫ НА ИСКУССТВЕННОМ ДЫХАНИИ
Cитуация с онлайн-кинотеатрами более или менее ясна — совсем плохо им не будет, скорее, наоборот. Интернет-магазин Ozon изучил потребительский спрос на фоне распространения инфекции. Самый большой рост — в 200%, то есть в четыре раза, — показали средненедельные продажи подписок на онлайн-кинотеатры и игровые сервисы, цитирует РБК.
А вот офлайн-кинотеатрам придется очень постараться остаться на плаву или не просесть до критического уровня. На прошлой неделе кинотеатры во исполнение указа мера Москвы ограничили количество продаваемых билетов в один зал до 50 человек. С 23 марта Министерство культуры РФ и вовсе порекомендовало кинотеатрам закрыться. Соответствующий приказ №391 подписала министр культуры Ольга Любимова, документ сразу был доведен до органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в сфере культуры. Контролировать исполнение «рекомендаций» должны заместители министра культуры.
Некоторые кинотеатры в разных уголках России уже закрыли двери для посетителей на основании аналогичных региональных рекомендаций. Так, в Санкт-Петербурге не работают сети «Кино Окко» («Синема парк» и «Формула кино»), «Синема 5», «КАРО» и «Мираж». «Окко» также закрыла точки в Воронеже, Набережных Челнах, в подмосковных ТЦ. Несколько филиалов «КАРО» не работают в Москве, сообщает «КиноПоиск HD».
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК, объединяет более 1,6 тыс. коммерческих кинозалов, или 50% коммерческого кинопоказа в России) Олег Березин резко отозвался о подобных приказах с рекомендациями закрыть залы. «Принимать решения — в первую очередь, это не право руководителя, а обязанность! Принимать решение и нести ответственность за принятое решение! Коронавирус стал просто лакмусовой бумажкой способности региональных руководителей принимать решения. За небольшим исключением, в каждом решении глав регионов в отношении деятельности кинотеатров — “рекомендовать”, вместо четкого указания ”закрыть”», — пишет на своей странице в Facebook Олег Березин.
Директивное закрытие кинотеатров на федеральном уровне — это лучший выход сегодня, рассуждает председатель АВК в другом своем посте на Facebook. «Без ущерба кинотеатрам уже практически с начала марта не получается работать. Проблема не только в первоначальном ограничении количества зрителей и в психологическом состоянии людей. Необходимо официальное решение о закрытии кинотеатров, чтобы сети могли в правовом поле решать вопросы по аренде помещений, зарплате сотрудников, ссылаясь на ситуацию форс-мажора, которая прописывается во всех договорах между юрлицами. Сейчас кинотеатры на искусственном дыхании», — поделился в разговоре с «Телеспутником» Олег Березин.
Аналитики PwC в России по итогам 2018 года отмечали сокращение рынка кинопроката, который по валовому сбору потерял 5,7%. Общее количество проданных на киносеансы билетов составило 200,3 млн (в 2017 году — 213,5 млн), при этом Россия входила в десятку мировых лидеров по посещаемости, опережая такие крупные рынки, как Бразилия, Япония и Великобритания. Аналитики объясняли снижение данных по рынку падением показателей иностранного кино в России, трагедией в ТЦ «Зимняя вишня» и проведением чемпионата мира по футболу. По данным «Невафильм Research», в 2018 году было открыто меньше кинотеатров, чем в 2017-м: 188 против 215, а закрыто больше — 68 против 46. Данных по итогам 2019 года PwC пока не публиковала.
По информации Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), кассовые сборы в российских кинотеатрах упали более чем на 317 млн рублей (59%) с 19 по 22 марта 2020 года по сравнению с аналогичными показателями за предыдущие выходные. Количество зрителей сократилось на 55%, до 1 млн человек. «Работа кинотеатров “Москино” приостановлена. Согласно указу мэра Москвы от 16 марта “Москино” отменяет проведение всех кинопоказов и других мероприятий до 10 апреля», — указано на сайте сети. Сеть «Кино Окко» на прошлой неделе уведомила кинопрокатчиков о выплатах «по остаточному принципу», сообщал «Коммерсант». К 22 марта были закрыты 22 точки сети из 78.
Еще одна болевая точка офлайн-кинотеатров — отмена релизов и перенос премьер. «Кинотеатр как бы должен работать (так как нет официального приказа на закрытие сетей, — прим. ред.), а показывать нечего. Что-то уже перенеслось по показам на следующий год, что-то на эту осень. И эта проблема не решится сама собой, когда закончится ситуация с вирусом и все кинотеатры снова начнут работать в обычном режиме», — объясняет Олег Березин. В частности, Paramount перенес премьеру «Тихого места 2», Disney — «Мулан», «Новых мутантовы» и «Оленьи рога», Universal — «Не время умирать» и «Форсаж 9». Российские кинопрокатчики тоже «в печальном тренде». «Централ Партнершип» (ЦПШ) отменил две премьеры: «На острие» и «Непосредственно Каха!». И еще одно печальное веяние: Paramount первой среди студий перенесла премьеру фильма «Любовнички» (The Lovebirds) из офлайн-кинотеатров сразу на Netflix.