Проблемы и перспективы регионального телевидения
Представить такую большую страну, как Россия, без региональных телекомпаний совершенно невозможно. Тем не менее, проблема регионального телевидения, его вещания, финансирования решается очень медленно. Главной подвижкой в вопросе распространения регионального ТВ стал закон о “21 кнопке”. Но и тут есть свои сложности…
Степан
Парфенов Генеральный директор ТРК “Экспресс” (Пенза)
|
Дна пока не видно |
– Каковы основные проблемы региональных телекомпаний сегодня?
– Региональное телевидение сегодня – это бермудский треугольник межу законотворческими инициативами правительства РФ, прогнозами по развитию регионального рынка рекламы в условиях снижения потребности и различными контролирующими органами. Почему бермудский? Потому что непонятно, кто и как себя поведет завтра. Прогнозировать практически невозможно. Возможно, это будет еще одна, но только уже “22-я кнопка”, или возобновят историю с третьим мультиплексом. Правда, непонятно, к чему это приведет. Я напомню: место региональным телеканалам обещали еще во втором мультиплексе. Однако через какое-то время появилась информация, что там появится телеканал “ТВ Центр”. Что впоследствии и случилось. Но это не единственное непонятное решение. Есть еще два: это телеканал “Мир” и телеканал “Спас”. В результате включения во второй мультиплекс оба этих СМИ показали просто астрономический рост в доле телесмотрения. Телеканал “Спас” – на 2100%, а “Мир” – на 123%.
Про падение рекламного рынка говорить нет смысла – и так все понятно. Могу просто добавить, что в целом мы в регионах видим 30-процентное падение, и этот процесс продолжается. Мы медленно падаем. Дна пока не видно. Причем бытует мнение, что рекламодатель уходит в более дешевый рекламный сегмент. По моим данным, конечно, отток есть, но говорить, что это тенденция, я бы не стал. Рекламодатель занял выжидательную позицию, заморозил активы. Некоторые, например автодилеры, вообще свернули свои бюджеты. Говорят, что региональные продажи встали.
Что же касается контролирующих органов, то тут необходимо пояснить. Очень много в этом году новшеств. Начиная от накладывания штрафных санкций за одно и то же нарушение как на ответственное физическое лицо, так и на юридическое, и заканчивая изменением схемы мониторинга СМИ. В общем, можно сказать, что у нас как в лесу. Контролирующие органы выступают в роли охотников, а мы, СМИ, в роли дичи. Нам расставляют различные ловушки, капканы, роют “ловчие ямы”, а мы пытаемся все это обходить и еще каким-то образом выживать. Вот последний пример. Во время вещания был скачок напряжения. В результате вещательное оборудование начало перегружаться. Сигнала в эфире не было несколько минут. Нас хотели привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований. Стоило неимоверных усилий доказать в суде, что мы в отсутствии сигнала не виноваты. Правда, стоит отметить, что это был первый суд (привлекали к ответственности главного редактора), теперь за это же самое будут рассматривать в арбитражном суде дело, ответчиком по которому выступает юридическое лицо. Будем надеяться, что его мы тоже выиграем.
Но основная проблема – это общее снижение телесмотрения. Происходит это из-за того, что меняется поколение. Наш зритель неуклонно стареет. На его место приходит новое поколение, у которого другое мышление. Клиповое. Это поколение воспринимает информацию быстрее, а значит, им ее нужно больше. Они хотят быть участниками процесса создания контента. Моя маленькая дочь, например, еще в первом классе брала в руки планшет, включала видеокамеру и снимала “life to tape”, это такой репортажный прием, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях. Затем выкладывала это в Интернет. Думаю, что для поколения наших детей эфирное телевидение будет вообще не актуально. Их удел – мобильное ТВ, где они и создатели, и потребители контента. Такая схема взаимодействия реализуется уже сейчас в социальных сетях. И я думаю, что она будет только набирать обороты.
– Какие главные задачи стоят перед этой частью рынка?
– На самом деле задачи две: одна техническая, другая – творческая. Основная техническая задача заключается в том, чтобы продолжить активно осваивать другие среды. IPTV, мобильные приложения, Smart-TV и так далее. В общем модное в нынешнее время ОТТ (деятельность провайдеров по обеспечению обмена информацией или доступа к контенту поверх сети Интернет “over-the-top”).
Творческая – заключается в том, чтобы вовлечь зрителя в процесс производства контента. Такие попытки уже начались. И я думаю, что эта тенденция будет только набирать обороты. Сейчас интерактивность нужна как неотъемлемая часть процесса. Причем если раньше интерактивностью считались звонки в студию, то сейчас это производство и предоставление уже готового контента. В качестве примера можно привести программу “Смотреть всем”, которая выходит на канале “РЕН ТВ”. Связь и вовлеченность зрителя необходимо нарастить и усилить. Форма может быть любая. Начиная от звонков через различные приложения (Skype, Messenger, Viber и так далее), заканчивая отправкой видеорепортажей. Зрители хотят творить, нужно им эту возможность дать.
– Поможет ли вашей компании закон о “21 кнопке”?
– Этот закон можно окрестить детским недоразумением. Напомню, когда на повестку в Государственную Думу вносили закон об обязательных телеканалах, в первоначальных редакциях была замечательная строчка. Там говорилось о том, что кабельные операторы обязаны, помимо 20 телеканалов первого и второго мультиплекса, бесплатно распространять два региональных и один муниципальный телеканал. Инициатором инициативы было Минкомсвязи. Об этом неоднократно заявлял А.К. Волин в своих выступлениях. Во втором чтении эта строчка исчезла, и на выходе в законе осталось только 20 телеканалов. Кабельные операторы начали повсеместно закручивать гайки. Во время встречи с Владимиром Путиным эту тему подняли и к этому вопросу вернулись. В результате возник закон о “21 кнопке”. Я считаю это решение половинчатым, ну и эффект у него соответственный. Мало того, что он практически монополизирует рынок, что противоречит другому закону (закон “О защите конкуренции”), он еще вносит в отрасль конфликтную ситуацию. Как правило, в регионах есть несколько региональных и муниципальных телеканалов. В Пензе претендентов три. Два региональных и один муниципальный.
Есть еще один аспект – это порядок выбора телеканала. Проведение конкурса отдали Федеральной конкурсной комиссии (ФКК). В законе прописаны четкие критерии, по которым телеканал может претендовать на эту кнопку. Они технические. А если все телеканалы соответствуют, тогда на каком основании ФКК будет определять победителя? Еще и в некоторых районных центрах есть местное муниципальное телевидение, вещающее в кабеле. Его куда? Кабельщики разместят один телеканал, а всех остальных попросят платить. Так уже происходит в некоторых регионах. Если не платишь – выкидывают из сети или перемещают телеканал на очень дальние позиции. И нет никаких законных способов на это перемещение повлиять. Практически смещение телеканала с 3-й на 30-ю кнопку в три раза снижает долю телесмотрения, а значит, и эффективность размещения рекламы для рекламодателя. Дальше как снежный ком. Нет рекламодателя – нет денег, нет денег – нет контента, нет контента – нет зрителя, нет зрителя – нет рекламодателя… и все по кругу.
Так что этот закон породил еще больше вопросов и противоречий.
– Насколько успешно сотрудничество телекомпаний с кабельными операторами в вашем регионе?
– Пока с кабельщиками у нас все нормально. Годами выстроенные отношения держатся. Но основные операторы кабельных сетей имеют федеральное подчинение. И если пройдет команда нас переместить, на местном уровне защититься будет невозможно. К тому же, сигнал формируется не у нас в регионе. И если в нем не будет дополнительных позиций, ставить нас будет просто некуда.
– Может ли региональная телекомпания существовать как независимый бизнес? Или обязательно нужна поддержка государства или местной администрации?
– Здесь нужно четко понимать цели и задачи телеканала. Если нет задач по пропаганде и информированию, то это бизнес-модель, которая может обходиться без поддержки государства. Можно в качестве бизнес-модели привести федеральный телеканал ТНТ или СТС. Как только появляется пропаганда, то есть новости и аналитические программы или шоу, канал автоматически становится дотационным. Государственную поддержку получают и ВГТРК, и “Первый», и “НТВ», и “Пятый», и “ТВ Центр». Соответственно – и на региональном – муниципальном уровне. Если власти хотят заниматься информированием – пропагандой, – им нужно искать на это деньги. В противном случае очень быстро наступает конфликтная ситуация, когда власти не нравится то, что показывают. Хочется больше позитива, но зритель в это не верит. Если не смотрит – значит, падают рейтинги, падают рейтинги – уходят рекламодатели, ну и… дальше вы уже знаете.
Вообще это очень интересная история. Вы задумывались, с какими чувствами человек смотрит новости? Их всего два: или сопереживание, или развлечение. Если происходящее событие в какой-то степени касается нас лично, мы сопереживаем. Например, события на Украине. У многих там есть родственники, знакомые. Мы волнуемся за их судьбу. Так же и с местными новостями. Региональщики показывают новости соседнего двора. Это близко, и это свое. “Эти проблемы есть и у нас”, — думает зритель. Он сопереживает. А вот если что-то происходит где-то там – то это шоу. Но одна и та же новость для одних может быть шоу, а для других нет. Например, упал самолет. Яркая картинка, пожарные бегают – реалити. Но если вам завтра лететь, то смотришь на это уже совсем по-другому.
К чему все это? Дело в том, что любые яркие эмоции пугают наших чиновников. И они хотят позитива. А позитив в их понимании – это протокольные встречи. К сожалению, этот вид телевизионного контента у зрителя популярностью не пользуется. И он уходит на другие каналы. А если нет зрителя, то нет и денег.
Антон
Стуликов Генеральный директор ОТВ (Екатеринбург)
|
Важен не статус, а зрители |
– Каковы основные проблемы региональных телекомпаний сегодня?
– Говоря о региональном телевидении, необходимо выделять две составляющие: региональные телеканалы субъектов и муниципальные телестудии. Многие проблемы являются общими для них и отличаются лишь масштабом бедствия. Это прежде всего:
1. Усиление конкуренции за аудиторию как внутри телевизионного рынка, так и между различными форматами СМИ и перетекание аудитории в Интернет. Особенно это касается региональной информации, с которой Интернет “работает” оперативнее и интерактивнее. Называя вещи своими именами: новости для регионального телеканала продюсеры ищут в Интернете.
2. Контент. Чтобы конкурировать на рынке, региональному телеканалу необходимо 24 часа вещания наполнить смотрибельным контентом. При том, что федеральные каналы, заполняя те же 24 часа вещания, имеют несопоставимые бюджеты и возможности.
3. Отсутствие телеизмерений в регионе, что влечет невозможность привлекать рекламодателей под эту часть аудитории. При этом нужно иметь в виду, что аудитория регионального телеканала в небольших населенных пунктах всегда будет существенно превышать его же аудиторию в столицах. Но никто ее не считает, а значит, не учитывает при продажах.
4. Возможность реализации рекламной продукции только на узкий региональный рынок, который в текущей экономической ситуации пострадал значительно сильнее, чем федеральный с его транснациональными рекламодателями. Кроме того, даже крупные региональные рекламодатели преимущественно работают с рекламными агентствами. Региональным телеканалам остаются “связи с общественностью” (PR), а в части рекламной составляющей – сегменты “средний минус” и “низкий”.
5. Переход на цифровое эфирное вещание, из которого региональные телеканалы исключены (особенно остро проблема выглядит с учетом высоких платежей региональных телеканалов за аналоговое вещание. Ведь за счет в том числе этих платежей строится федеральная цифровая сеть).
Что касается муниципальных телевизионных студий, то в дополнение ко всему перечисленному у них добавляется проблема законности осуществления вещания в целом. В настоящий момент они практически выпали из правого поля. У них либо есть частота, но нет контента для заполнения 24 часов вещания, а их федеральные сетевые партнеры в ближайшее время перейдут в “цифру”. Либо есть 30 минут местного продукта в неделю (или в день), но нет частоты. При этом региональные телеканалы, имеющие собственные частоты в малых городах, не заинтересованы в оформлении сетевого партнерства и совместных лицензий с муниципальными телестудиями.
– Какие главные задачи стоят перед этой частью рынка?
– 1. Повышение оперативности информирования о происходящих в регионе событиях, в том числе через использование интернет-сайта и социальных сетей, не дожидаясь завершения полного цикла съемки, написания текста и монтажа сюжета.
2. Включение в информационную повестку острых, реально интересных людям событий.
3. Становление региональных телеканалов открытыми дискуссионными площадками для коммуникации на уровнях: ВЛАСТЬ – ОБЩЕСТВО – БИЗНЕС. Чтобы каждый зритель мог получить прямой ответ от власти.
4. Вовлечение аудитории в процесс создания телевидения, усиление интерактивной составляющей (проведение экскурсий, участие в выставках, конкурсах, фестивалях – 9 мая, Ночь музеев, День города, World Skills и так далее).
5. Создание просветительских телевизионных проектов для повышения интереса населения к событиям, местам и людям “малой” родины и, как следствие, к региональным каналам.
Что касается работы местных телестудий, в текущих условиях для них единственным шансом на выживание становится сотрудничество с региональными телеканалами. “Регионалы” крайне заинтересованы в локализации контента. Но при этом оформление сетевого партнерства и совместных лицензий с муниципальными телестудиями ради нескольких часов вещания в неделю представляется совершенно бессмысленным. Например, в Свердловской области такие телестудии существуют в поселках с численностью населения от 4000 человек и вещанием 15–30 минут в неделю. Для чего там оформлять отдельную совместную лицензию?
В этом контексте считаем крайне важной совместной задачей региональных и местных студий добиться законодательного регламентирования (или официального признания регулятором) схемы сотрудничества местных и региональных телеканалов, при которой местные телестудии в отдельных муниципалитетах осуществляют “врезку” локального контента в аналоговый и кабельный сигнал регионального вещателя. При этом основанием для врезки служит не совместная лицензия, а договор о приобретении региональным вещателем прав на трансляцию местного контента в своем эфире в конкретных населенных пунктах субъекта РФ.
– Поможет ли вашей компании закон о “21 кнопке”?
– Этот закон в принципе призван повысить статус региональных СМИ. Но важен, конечно, не статус, а зрители. Как известно, после принятия в 2015 году изменений в законы “О связи” и “О СМИ” аудитория православного телеканала “Спас” выросла в 22 раза. Значительный рост произошел у телеканалов “Мир”, “Муз ТВ”, “РЕН ТВ” (правда, другие телеканалы пострадали, как, например, ТНТ, но несильно и ненадолго).
Безусловно, мы надеемся, что после утверждения порядка признания региональных телеканалов общедоступными наш телеканал окажется в доступной зоне для аудитории, и у нас появится возможность вносить в обезличенную федеральную повестку местную информационную составляющую, близкую и значимую для телезрителей региона. И, как следствие, увеличить свои рекламные бюджеты. Жизнь покажет.
– Насколько успешно сотрудничество телекомпаний с кабельными операторами в вашем регионе?
– Телеканал ОТВ представлен в кабельных сетях всех операторов Свердловской области (порядка 60 операторов в 50 населенных пунктах региона). Стоит отметить, кабельные операторы, понимая значимость региональной информационной составляющей, и до принятия закона о “21 кнопке” с удовольствием брали телеканал в свои сети. И, конечно, для телеканала кабельная сеть – наилучший в плане соотношения цена/качество способ доставки сигнала до аудитории.
Проблема заключается лишь в том, что в небольших населенных пунктах с преобладанием одноэтажной застройки кабельное телевидение либо в зачаточном состоянии, либо отсутствует вовсе. Поэтому телекомпания не может отказаться от аналогового вещания, расходы на которое в настоящий момент составляют 80% от всех расходов телеканала на доставку сигнала.
– Может ли региональная телекомпания существовать как независимый бизнес? Или обязательно нужна поддержка государства или местной администрации?
– У таких телекомпаний две основные задачи и, соответственно, две статьи затрат – СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТЕНТА и ДОСТАВКА СИГНАЛА В РЕГИОН. Учитывая, что даже федеральные монстры с их рекламными бюджетами получают субсидии на производство контента и доставку сигнала в населенные пункты с численностью менее 100 000 человек, ответ очевиден.
Первоочередной задачей таких региональных телеканалов является не получение прибыли, а решение социальных задач. Прежде всего, доведение до жителей региона, в том числе проживающих в самых отдаленных его частях, информации о происходящих событиях и решение острых социальных проблем, а также популяризация региона в глазах его жителей.
Ольга
Сошникова Зам. генерального директора по региональному развитию ОГТРК “Ямал-Регион”
|
Не стоит забывать, что «21 кнопка» — это не эфир |
– Каковы основные проблемы региональных телекомпаний сегодня?
– Обозначу три, на мой взгляд, основных проблемы.
Наболевшее и основное – это переход на “цифру” и предстоящее отключение аналога, что может просто уничтожить региональное телевидение, ведь в основном мы (регионы) вещаем в аналоговом формате. Нельзя допустить, чтобы региональный зритель лишился возможности смотреть местное телевидение на своем языке. Третий мультиплекс решил бы эту проблему, но правительство, однажды пообещав, остается категоричным противником этой идеи, аргументируя экономической нецелесообразностью. Время идет, 2018 год не за горами, этот вопрос поднимается на всех отраслевых мероприятиях, но так и остается вопросом, обрастая лишь слухами и догадками вещателей.
Вторая проблема, на мой взгляд, – сокращение в условиях кризиса и так небольшого объема рекламы на региональных каналах, а рекламодатели и ранее не стояли к нам в очередь.
Третье – региональные телеканалы не всегда беспрепятственно попадают в сети кабельных операторов и вынуждены договариваться с каждым оператором самостоятельно, иногда за немалые деньги, поскольку не являются обязательными для вещания у операторов. Возможно, “21 кнопка” исправит эту ситуацию (на отдельно взятой территории).
– Какие главные задачи стоят перед этой частью рынка?
– Прежде всего – мы источник местной информации. И для зрителя мы находимся в более выигрышном положении, чем любой федеральный канал, поскольку восполняем недостаток информации на других телеканалах о событиях, происходящих в нашем регионе. “Ямал-Регион”, выполняя социально значимую задачу, выстраивает свою программную политику в соответствии с потребностями и интересами региональных зрителей. Новости округа, своего города или поселка традиционно привлекают внимание ямальцев. Зрители хотят видеть на экране свои улицы, задавать вопросы местным начальникам, обсуждать проблемы именно того города или поселка, где они живут. Тематические программы, посвященные жизни и событиям округа, также важны и интересны окружному зрителю.
– Поможет ли вашей компании законопроект о “21 кнопке”?
– Не стоит забывать, что “21 кнопка” – это не эфир и тем более не мультиплекс – обязательными мы станем для местного оператора, но зрителю все равно придется платить за пакет каналов, в числе которых будет и наш региональный.
Конечно, “21 кнопка” на территории ЯНАО поможет нам занять место в пакете того или иного кабельного оператора, но, учитывая тот факт, что в Ямало-Ненецком округе ввиду суровых климатических особенностей кабельное телевидение развито не сильно, и операторов можно пересчитать по пальцам, то интересы канала “Ямал-Регион” одним нашим округом не ограничиваются. Есть еще такая тенденция – люди, проработавшие на Севере многие годы, переезжают по окончании трудовой деятельности и в Тюменскую область, и в Свердловскую, а также в Центральные регионы России и хотят продолжать следить за событиями в округе, а мы предоставляем им такую возможность. То есть расширяя зону вещания на этих территориях, мы все равно будем “договариваться” с операторами кабельных сетей.
– Насколько успешно сотрудничество телекомпаний с кабельными операторами в вашем регионе?
– Известно, что вхождение канала в пакеты операторов – предмет переговоров. Непростые отношения между региональными телекомпаниями и операторами кабельных сетей, необоснованно завышающими стоимость своих услуг, – обычная история. Здесь закон о “21 кнопке” нам, безусловно, поможет, и особо несговорчивые коллеги, которые ранее, возможно бы, предпочли канал с развлекательным контентом, будут обязаны транслировать наш канал.
– Может ли региональная телекомпания существовать как независимый бизнес? Или обязательно нужна поддержка государства или местной администрации?
– Телевидение – вещь вообще очень затратная, и сегодня даже из федеральных каналов рентабельна лишь часть. Остальные каналы, как любое СМИ, опираются на поддерживающее их финансирование. Государственное или инвестора. Тем более это касается региональных СМИ. Выйти на самоокупаемость, как мы знаем, можно, реализовав одну или две модели – по подписке или за счет рекламы. Но региональный канал, неся социально важную функцию, не может априори быть платным, поэтому доход от подписки исключается, и нас никак нельзя приравнять к полноценной рекламной модели столичных каналов, учитывая хотя бы стоимость рекламного времени и малую привлекательность регионального эфира для мэйджеров российского рекламного рынка, которые приносят центральным каналам львиную часть доходов от рекламы.