Рабочая модель. Отношения кабельных провайдеров и коммерческих эфирных телеканалов в ЕС и США
Универсальная программная услуга, или правила must-carry (обязанность телеком-провайдеров транслировать определенные телеканалы в своей сети) и must-offer (обязанность эфирных телеканалов давать провайдерам программной услуги возможность ретранслировать себя), появилась в Европе в 1990-е. Правительства накладывали на телеком-провайдеров этот «must», чтобы обеспечить гражданам доступ к общественно значимой информации. Обязанность воспринималась как нагрузка – это были времена аналоговой передачи телесигнала, пропускная способность кабельных сетей была небольшой.
В европейскую УПУ входило общественное и региональное телевидение, коммерческие телеканалы, имеющие эфирную лицензию, часто каналы «специального интереса», например, для людей с особыми потребностями, и, в некоторых случаях, зарубежные телеканалы (если нужно было закрыть языковой или культурный вопрос, как телеканал TV5 во французской части Бельгии). Больше всего универсальная программная услуга касалась кабельных операторов: это была первая из появившихся альтернатив эфиру и наиболее охватный тип ТВ-провайдера.
Начиная с середины 2000-х Европейский Союз, так же, как Украина сегодня, начал переход от обязательства транслировать к правилу retransmission consent, когда УПУ сокращалась до общественного и местного телевидения, а отношения между коммерческими телеканалами и телеком-провайдерами становились предметом договоренностей. Например, в Швеции коммерческие телеканалы были выведены из универсальной программной услуги в 2008 году. На сегодня эти отношения определяются так: «В ряде стран коммерческие вещатели с эфирной лицензией могут быть включены в must-carry»[1].
К 2016 году must-carry для коммерческих эфирных телеканалов остались в Албании, Болгарии (только для DTT-платформ), Германии (только те каналы, у которых есть местные выпуски новостей), Эстонии, Исландии, Литве, Польше, Португалии, Румынии и Словакии. В Норвегии есть два конкретных коммерческих телеканала, которые входят в УПУ. В остальных 23 странах в УПУ входит только общественное и локальное телевидение, а также специальные виды телеканалов. В Британии, с её «аристократическим» происхождением телевидения (до 1950-х годов в стране не существовало коммерческого ТВ с рекламой, зато был «налог на телевизор» для каждого гражданина), есть такая форма как «коммерческий телеканал, несущий общественные обязательства», это Channel 3, Channel 4, Channel 5, S4C. Они подлежат must-carry, но считается, что это public services.
Как видим, единых панъевропейских в этом отношении правил не существует. Ассоциация Коммерческого Телевидения АСТ, объединяющая крупнейших коммерческих вещателей из 37 европейских стран, не формулирует единой позиции на тему must-carry. Однако в одном из своих документов, комментируя регулирование коллективных авторских прав, сформулировала принцип так: «Контроль над распространением сигнала должен быть в руках вещателя. Только вещатель имеет право решать, где и кем этот сигнал может ретранслироваться… Для стратегического развития аудиовизуальной индустрии необходимо, чтобы контроль над дистрибуцией телевизионного контента был у телеканала… Тот факт, что сигнал телеканала может приниматься через наземный эфир, не означает, что он должен быть бесплатно доступен для дистрибуционных сетей, таких, как закодированные цифровые платформы, кабельные операторы, IPTV. В этих сетях есть третья сторона: оператор, который получает коммерческую выгоду от абонентской платы своего конечного пользователя, и который может продавать ему и другие сервисы, такие как телефония, широкополосный интернет или иные ТВ-услуги. Нелогично, что провайдер строит свой бизнес, используя контент, взятый у телеканалов бесплатно или за плату, которую не обсуждает напрямую с телеканалами или их представителями».[2]
Ситуация с оплатой тоже разная в разных европейских странах. Иногда кабельные сети платят вещателям. Иногда наоборот. В некоторых случаях никто никому не платит, а есть и варианты, когда денежное вознаграждение определено законом.
При этом «универсальная программная услуга» остается, и в каждой стране свой набор телеканалов, который в неё входит. В первую очередь, это – общественное телевидение. Кроме этого, в него часто входят телеканалы представляющие, по мнению регулятора, общественный интерес. Во Франции это культурные телеканалы, в Ирландии must carry статус есть у телеканала ирландского кино, Германия и Австрия делают акцент на идеологическом плюрализме, а во Фландрии остро стоит языковой вопрос. Многие страны проводят политику поддержки небольших местных телеканалов (философия локальных громад), их тоже должны транслировать в кабельных сетях. Иногда в УПУ попадают частные телеканалы, предлагающие уникальный общественно значимый контент, например, телевидение о школах, об образовании. Наличие всех остальных телеканалов в своей сети определяет кабельный оператор.
Соединенные Штаты ввели must-carry для кабельных операторов в 1992 году, с целью защитить небольшие местные телеканалы. Надо сказать, что в Америке также очень развита философия громад. Переход на retransmission consent в США произошел в 2000-х. Это никак не помешало рынку развиваться. Сегодня в США есть местные и некоммерческие телеканалы, которые входят в «универсальную программную услугу», и есть большие коммерческие вещатели, которые находятся в договорных отношениях с провайдерами платного телевидения. В основном эти договоренности выливаются в retransmission fee, то есть оплату кабельными сетями ретрансляции национальных вещателей, но отношения эти живые и переговорные. Получение retransmission fee от кабельных сетей не отменяет рекламную модель монетизации этих телеканалов. Гибридную модель дохода воплотил в Украине американский телеканал Discovery: одновременного размещая рекламу и будучи одним из самых дорогих телеканалов для украинских кабельных сетей.
Обязательства по must-carry и must-offer постоянно пересматриваются. Развитие новых платформ передачи телевизионного сигнала – мобильного телевидения (3G, 4G, DVB-H), телевидения по IP-протоколу (IPTV, ОТТ) – вызывает у национальных регуляторов мысли о технологической нейтральности, отмене ограничений на получение информации и одинаковых правилах для всех субъектов хозяйствования. Распространение интернета вносит свои поправки в отношения кабельных операторов и производителей контента: для провайдеров программной услуги интернет становится основным источником доходов с абонента; для телевещателей – еще одним каналом распространения их контента. В таких условиях сама философия must-carry, как государственное обеспечение гражданам доступа к информации, требует пересмотра.
[1] Access to TV platforms: must-carry rules, and access to free-DTT European Audiovisual Observatory for the European Commission — DG COMM Deirdre Kevin and Agnes Schneeberger European Audiovisual Observatory, декабрь 2015
[2] ACT response to Public Consultation on the Review of the EU Satellite and Cable Directive