Сколько зарабатывают лидеры медиа-телекома

Телевещателей, онлайн-кинотеатры и телеком-компании часто относят к единому медиа-телекоммуникационному рынку, главным объединителем и драйвером которого выступает OTT.

Однако как бы ни сближались маркетинговые, технологические и контентные стратегии лидеров, не стоит забывать, что изначально они относятся к принципиально разным весовым категориям, а их доходы значительно различаются. «Телеcпутник» изучил показатели выручки и прибыли компаний из открытых баз данных и финансовых отчетов и расставил их по ранжиру.

ВЫСШАЯ ЛИГА

Крупнейшая компания по выручке на телеком-рынке — группа МТС. Согласно базе данных «Контур.Фокус», в 2018 году выручка по РСБУ головного юрлица группы — ПАО «МТС» — выросла на 2% по сравнению с 2017 годом, до 331 млрд рублей, чистая прибыль снизилась почти в 14 раз, до 9,16 млрд рублей. По МСФО выручка МТС выросла на 8,4%, до 480,3 млрд рублей, чистая прибыль снизилась в 8,2 раза, до 6,8 млрд рублей. На снижение прибыли в наибольшей мере повлияло создание резервов по так называемому «узбекскому делу» (в марте 2019 года МТС заключила мировое соглашение с Министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам и биржам, уплатив американским властям штраф в размере $850 млн за коррупцию в Узбекистане — прим. «Телеcпутника») — без них показатель по МСФО был бы выше, чем в 2017 году, — 65,9 млрд рублей против 56 млрд рублей годом ранее.

За МТС с довольно существенным отрывом по размеру выручки по МСФО следует «ВымпелКом»: 350 млрд рублей, рост на 2%. Чистая прибыль оператора по международной системе отчетности выросла на 47%, до 12% млрд рублей. Российский стандарт бухучета фиксирует иные показатели эффективности компании: выручка увеличилась на те же 5%, до 289,7 млрд рублей, а вместо прибыли по МСФО отражен убыток в размере 2,1 млрд рублей против прибыли в 13,9 млрд рублей годом ранее.

На третьем месте по величине выручки по МСФО расположился «МегаФон» с показателем 335,5 млрд рублей (рост на 4% по сравнению с 2017 годом). Чистая прибыль в отчете компании указана в размере 21,1 млрд рублей, что на 2,7% больше, чем годом ранее. При этом в консолидированном отчете зафиксированы иные показатели чистой прибыли в 2018 и 2017 годах: 35,17 млрд рублей и 4,55 млрд рублей соответственно. Что касается результатов по РСБУ, то выручка оператора по российскому стандарту выросла на 2%, до 305,4 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась почти втрое — до 16,4 млрд рублей.

По размеру выручки по РСБУ «Ростелеком» даже несколько опережает «МегаФон» с результатом 305,9 млрд рублей (рост на 5%), однако его чистая прибыль существенно меньше — 5,4 млрд рублей (снижение на 39%). Отчетность по МСФО показывает более высокие результаты «Ростелекома», позволяющие ему по праву занимать четвертое место в общем «табеле о рангах»: выручка составила по итогам прошлого года 320 млрд рублей (рост на 5%), а чистая прибыль — 15 млрд рублей (рост на 7%).

Соотнесение показателей МТС, «ВымпелКома», «МегаФона» и «Ростелекома» позволяет сделать вывод о сопоставимых масштабах бизнеса тяжеловесов при разной его структуре: все операторы из высшей лиги получают выручку свыше 300 млрд рублей и способны генерировать прибыль на уровне 5—15 млрд рублей.

ПЕРВАЯ ЛИГА

С помощью анализа отчетности по МСФО можно сформировать следующую за лидерами группу игроков, которую возглавляет ООО «Т2 РТК Холдинг», объединяющее мобильные активы «Ростелекома» и российские активы Tele2. Компания раскрывает только отчетность по МСФО, в отчете по РСБУ в базе данных «Контур.Фокус» указана нулевая выручка за 2018 год. Однако согласно отчету по международной системе, холдинг в прошлом году увеличил выручку на 16,4%, до 143 млрд рублей, а чистая прибыль составила 2,7 млрд рублей против убытка в 5,5 млрд рублей по итогам 2017-го.

В этой группе появляются игроки, демонстрирующие опережающий рост по сравнению с традиционными компаниями за счет онлайна и тотальной цифровизации. К ним в первую очередь относится «Яндекс», чья выручка по МСФО — 126 млрд рублей (рост на 36%) — уже сопоставима с «Т2 РТК Холдингом», а прибыль выше, чем у телеком-компании, более чем в 17 раз — 46 млрд рублей (рост по сравнению с 2017 годом более чем в 4 раза). К слову, финансовые результаты по РСБУ головного юрлица интернет-гиганта — ООО «Яндекс» — существенно скромнее: выручка зафиксирована в размере 104,8 млрд рублей (рост на 21%), прибыль — 28,2 млрд рублей против 19 млрд рублей по итогам 2017 года.

В первой лиге впервые появляется и чисто медийная структура — холдинг «Газпром-медиа» (ГПМ). Из консолидированной отчетности «Газпромбанка», в структуру которого входит ГПМ, следует, что выручка холдинга в 2018 году выросла на 10,5%, до 95,5 млрд рублей. ГПМ показал чистую прибыль в размере 2,2 млрд рублей против убытка в 3,5 млрд рублей годом ранее.

За «Газпром-медиа» следует другой медийный холдинг, чья активность преимущественно сосредоточена в онлайне, — Mail.ru Group. Его головное юрлицо представлено кипрским оффшором, чья выручка по МСФО за прошлый год составила 66 млрд рублей (рост на 28%), убыток — 8 млрд рублей (в 2017 году была получена чистая прибыль 2 млрд рублей).

Практически в спину Mail.ru Group дышит «Национальная медиа группа» (НМГ). Консолидированная выручка НМГ немногим меньше, чем у Mail.ru Group, — 65 млрд рублей, зато темпы роста гораздо выше — более чем в два раза по сравнению с 2017 годом. Чистая прибыль по МСФО не раскрывается. Показатели по РСБУ головного юрлица — АО «НМГ» — выглядят скромнее: выручка — 17,8 млрд рублей (рост на 10%), компания показала в отчетности убыток в размере 452 млн рублей против прибыли в 242,4 млн рублей годом ранее.

На одном уровне по размеру выручки с НМГ российский бизнес Google, чья выручка по МСФО в 2018 году составила 60 млрд рублей (рост на 32%), а прибыль — 3 млрд рублей, что вдвое меньше, чем в 2017-м.

Завершают первую лигу компании с выручкой меньше 50 млрд рублей. «ЭР-Телеком Холдинг» отчитался о росте выручки по МСФО по итогам 2018 года на 18%, до 40 млрд рублей, и о чистой прибыли в 2 млрд рублей (рост на 70%). Выручка по РСБУ несколько меньше — 35 млрд рублей, что на 41% больше, чем годом ранее, а прибыль больше: 2,36 млрд рублей (рост почти в девять раз по сравнению с 2017-м).

Оператор российской эфирной теле- и радиопередающей сети — ФГУП «РТРС» — благодаря своим показателям как по МСФО, так и по РСБУ имеет полное основание быть включенным в группу крупнейших игроков медиа-телекоммуникационной отрасли. Так, его доходы по международной системе учета выросли на 5%, достигнув 36 млрд рублей, а прибыль — более чем в два раза, до 722 млн рублей. Чистая прибыль по РСБУ практически соответствует показателям по МСФО, а выручка несколько меньше — 27,1 млрд рублей (рост на 6%).

На сопоставимом с РТРС уровне выручка по МСФО у Первого канала — 33 млрд рублей (+6%), Вещатель показал убыток по международной системе отчетности в размере 7 млрд рублей, что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. Показатели по РСБУ немногим отличаются от МСФО: выручка в сумме 32,8 млрд рублей (рост на 5%), убытки — 6,8 млрд рублей, что более чем в четыре раза превышает аналогичный показатель 2017 года.

Незначительно отстает по величине доходов от Первого канала холдинг ВГТРК. По РСБУ он заработал в 2017 году 32 млрд рублей (рост на 7%) и благодаря более значительным, чем у Первого канала, субсидиям из бюджета даже показал прибыль в размере 850 млн рублей, которая, правда, снизилась на 67% по сравнению с 2017-м.

ВТОРАЯ ЛИГА

В третью группу попадают компании, чья выручка не превышает 30 млрд рублей, сформированные телевизионными холдингами и онлайн-кинотеатрами, которые пока существенно отстают по абсолютным показателям, зато демонстрируют самые высокие темпы роста в отрасли.

Наибольшая выручка в этой группе игроков у АО «Сеть телевизионных станций» — головной компании телеканалов СТС, CTC Love и CTC Kids. По РСБУ АО «СТС» в прошлом году получило выручку на 45% больше, чем годом ранее, — 25,6 млрд рублей, а его чистая прибыль снизилась на 8%, до 5,3 млрд рублей. Далее по величине полученной выручки следуют телеканалы НТВ (18,08 млрд рублей, убыток 559,8 млн рублей), «Матч ТВ» (15,32 млрд рублей, прибыль — 1,6 млрд рублей), ТВ-3 (7,82 млрд рублей и 2,2 млрд рублей), «Пятый канал» (7,8 млрд рублей и 1,4 млрд рублей), РЕН ТВ (7,6 млрд рублей и 746 млн рублей), «Пятница» (6,7 млрд рублей и 1,5 млрд рублей), «Домашний» (4,72 млрд рублей и 1,3 млрд рублей), «ТВ Центр» (3,15 млрд рублей, убыток — 5,2 млрд рублей), «Карусель» (2,55 млрд рублей, прибыль — 50 млн рублей).

Наконец, отдельную группу формируют онлайн-кинотеатры. Юрлицо видеосервиса ivi — ООО «Иви.ру» — в 2018 году продемонстрировало выручку по РСБУ в размере 4,2 млрд рублей, что на 65% больше, чем в 2017-м. Чистая прибыль ivi, согласно российской отчетности, зафиксирована в сумме 143 млн рублей против убытка в 130 млн рублей годом ранее.

Юрлицо онлайн-кинотеатра Okko — ООО «Окко» — указало в отчетности по РСБУ выручку в размере 1,9 млрд рублей, что на 77% больше, чем 2017 году. При этом был зафиксирован убыток в 107 млн рублей, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. Необходимо упомянуть, что сам видеосервис сообщал о росте выручки в 2018 году на 81%, до 2,5 млрд рублей.

Юрлицо третьего по обороту видеосервиса — «Megogo Россия» — в отчете по РСБУ показало выручку в размере 1,4 млрд рублей (рост на 41%) и чистую прибыль в 58,8 млн рублей, что на 4% меньше, чем в 2017 году.

Источник