TNS зафиксировала исторический рекорд интереса к теленовостям
События на Украине не оставляют равнодушными даже детей и подростков, свидетельствуют измерения TNS Russia. Интерес к теленовостям во всех возрастных группах с февраля вырос в среднем на треть. Благодаря этому государственный информационный канал «Россия 24» увеличил почти в три раза свою аудиторию и, как уверяют в ВГТРК, в полтора раза – рекламную выручку.
Телевизор врать не будет
Главным событием этого года для отечественного ТВ стал резкий рост интереса к информационным программам, констатировала в четверг, 20 ноября, на клиентской конференции директор по телевизионным измерениям компании TNS Russia Ксения Ачкасова.
В сентябре 2013 года–январе 2014-го средняя доля всех выпусков новостей и информационно-аналитических программ на восьми федеральных каналах («Первый», «Россия 1», НТВ, РЕН ТВ, «Пятый», «ТВ Центр», «Звезда» и «Россия 24») равнялась 5,8–5,9% среди всех зрителей старше 4 лет. Иными словами, в те месяцы новости смотрели в среднем 5,8–5,9% всех россиян, находившихся у телевизора. В минувшем феврале, когда в Сочи проходили зимние Олимпийские игры, а на Украине был свергнут президент Виктор Янукович, этот показатель вырос уже до 6,5%. В марте, когда Россия присоединила Крым, доля новостей была уже 8,3%. Чуть больший показатель – 8,4% – был зафиксирован в мае, июле и августе.
В мае, в частности, в Одессе в ходе противостояния сторонников и противников Евромайдана и пожара в Доме профсоюзов погибли, по офциальным данным, около 50 человек, а Донецкая и Луганская народные республики в том месяце провозгласили свою независимость. В июле на Юго-Востоке Украины был сбит боинг «Малазийских авиалиний», а августе ополченцы начали масштабное наступление и вышли к Азовскому морю.
В сентябре и октябре интерес к теленовостям снизился, доля информационных программ в среднем равнялась 7,6% и 7% соотвественно, но все равно это на 1,8 и 1,1 процентного пункта больше, чем за аналогичный период 2013 года.
Возросший интерес к теленовостям зафиксирован во всех возрастных группах, следует из данных TNS. В сентябре 2013–январе 2014 года средняя доля информационных программ на восьми каналах среди зрителей 4–17 лет равнялась 2,2%, в феврале–ноябре – уже 2,8%. В относительном выражении прирост составил 26%. У молодежи (18–34-летних) этот рост больше – 38%. Также изменился интерес к новостям и у тех, кому от 35 до 54 лет. В целом средняя доля новостей среди всех зрителей старше 4 лет увеличилась на 33%: с 5,9% в сентябре–январе до 7,8% в феврале–ноябре.
Телевидение остается основным источником информации о событиях в стране и мире для большинства россиян, следует из выпущенного Левада-Центром в минувшем июне отчета «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, интернет». В июне 2009 года 94% респондентов заявляли, что узнают новости чаще всего из телевизора, в марте 2014-го – 90%. При этом 51% россиян, согласно опросам Левада-Центра, получают новости только из одного источника информации. Из них 85% – только из телевизора.
Федеральные СМИ объективно освещают события на Украине, уверены 59% россиян. Это следует из проведенного Левада-Центром в конце октября опроса общественного мнения (выборка – 1,6 тыс. человек старше 18 лет в 134 населенных пунктах; статистическая погрешность – не более 3,4%). 13% респондентов согласны, что федеральные СМИ ведут против Украины информационную войну, и считают такие действия оправданными. По мнению 11%, такая политика СМИ опасна и вредоносна. 17% затруднились с ответом.
«Россия 24» попала в десятку
От возросшего интереса к новостям больше всех выиграл государственный информационный канал «Россия 24», следует из данных TNS. В январе–ноябре среднесуточная доля «России 24» среди всех зрителей старше 4 лет выросла почти в три раза – до 3,3% против 1,2% годом ранее. Это позволило каналу впервые попасть в топ-10 эфирных вещателей, заняв сразу восьмое место.
Повышенным спросом на новости и, в частности, успехом «России 24» объясняет отток зрителей со своих каналов холдинг «СТС Медиа». В третьем квартале доля СТС в его целевой аудитории (все россияне 10–45 лет) снизилась с 11,6% до 10,3%, «Домашнего» (женщины 25–59 лет) – с 3,9% до 3,7%, «Перца» (все россияне 25–49 лет) – с 2,3% до 2,1%. «Мы продолжаем испытывать ощутимую конкуренцию со стороны новостных каналов», – констатировало, отчитываясь по итогам девяти месяцев, руководство «СТС Медиа».
Сама «Россия 24» смогла монетизировать свой успех. Консалтинговая компания Media Logics на основе измерений TNS подсчитала, что количество реализованного каналом рекламного инвентаря в целевой аудитории «Все россияне старше 18 лет» в январе–октябре этого года выросло сразу на 185%, до 16,3 тыс. пунктов рейтинга (условные единицы, по которым на ТВ продается реклама; отражают количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик). При этом, по данным Media Logics, крупнейшие рекламодатели пока игнорируют «Россию 24». Из топ-20 компаний по объему закупок на канале размещаются лишь Unilever, Nestle, МТС и «МегаФон». На «Россию 24» у них приходится от 1 до 3% всех закупленных в федеральном эфире пунктов рейтинга.
ВГТРК, которая наряду с «Россией 24» управляет также «Россией 1», «Россией 2» и «Россией К», финансовые показатели своих каналов не раскрывает. Заместитель гендиректора госхолдинга Дмитрий Медников лишь сообщил, что в этому году рекламная выручка «России 24» увеличилась на 50%. Общие затраты на рекламу на эфирном ТВ за девять месяцев, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, выросли лишь на 4%, до 109,3–109,6 млрд руб. без НДС.
«Россия 24» требует «системного донорства», хотя проект уже вышел на 80% самоокупаемости, говорил Медников год назад в интервью «Коммерсанту». В сентябре этого года канал уже стал самоокупаемым, уточнил РБК Медников. Но, по его словам, из-за неблагополучного четвертого квартала, когда все телеканалы недосчитались рекламных бюджетов, «Россия 24» по итогам года опять уйдет в минус.