ТВ-стратегия: хорошо то, что платно
В развитии телевидения в России в ближайшие 10 лет будет реализовываться принцип «хорошо бесплатно не бывает». Такой тезис в числе прочих пунктах стратегии отечественной ТВ-эволюции озвучил замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин в рамках «Конференции кабельной и медиаиндустрии».
«Будет происходить увеличение доли платных сервисов, — выразил уверенность Алексей Волин. — Все участники рынка, которые оказывают качественные услуги, будут вынуждены сокращать количество бесплатных сервисов и услуг. Будет реализовываться принцип «хорошо бесплатно не бывает».
Однако, несмотря на увеличение количества и доли платных сервисов, для телеканалов главным источником дохода останется реклама. «При этом внутри самой рекламы тоже будут происходить изменения. Рекламодатель видит, как работает таргетированная реклама в интернете и при помощи уже появившихся технологий желает распространить таргетирование на рекламу в телевидении», — считают в Минкомсвязи.
В целом же, по прогнозам регулятора, ключевым элементом развития телевидения станет контент. «Выиграет и утвердится на телерынке только тот, кто сможет произвести и показать зрителю интересные и качественные фильмы и передачи, тот, чью продукцию зритель захочет получить», — сообщил Волин.
Напомним, что недавно о предпочтениях телезрителей высказывался и новый руководитель холдинга «Балтийская медиа-группа» Арам Габрелянов, рассуждая о замене петербургского телеканала 100ТВ на LifeNews. В интервью изданию «ЖурДом» Арам Габрелянов, в частности, сообщил, что любовь зрителей выражается в цифрах. По его словам, факты таковы, что зрителями востребованным именно каналы а-ля LifeNews. «Цифры, которые я вижу на 100ТВ, говорят о том, что ни о какой привычке говорить нельзя. Какая там привычка, если его почти не смотрят. Показатели не просто низкие — они ниже низкого», — утверждает Арам Габрелянов.
Таким образом, направленность контента, который ждет телезрителей (или которого ждут телезрители) вполне очевиден.
При этом коммуницировать с потребителями контента в выяснении их предпочтений будет, по сути, ограниченное количество каналов, так как производство собственного контента обходится дорого. «Развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент, — делает свой вывод Алексей Волин. — Они — локомотивы индустрии, они задают стандарты. По сути дела, что хорошо для них, то хорошо и для телевидения. Национального телевидения в России не будет, если не станет крупных игроков».
По мнению Минкомсвязи, одновременно с этим государство не должно отключать аналоговое вещание, оно и само отомрет, естественным путем. «Первым шагом на пути к его исчезновению станет прекращение финансирования со стороны государства распространения аналогового сигнала обязательных общероссийских общедоступных каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек после 2018 года, — сообщил Алексей Волин. — В этих условиях население переключится на мультиплексы, и разница между цифровой и нецифровой картинкой станет очевидной. С увеличением возможных способов доставки сигнала зрителю аналоговое вещание, скорее всего, исчезнет через два года».
По словам Алексея Волина, документ Минкомсвязи с озвученными тезисами по развитию ТВ в ближайшее время будет вынесен на обсуждение с экспертами и участниками рынка.
Пока же операторы, предоставляющие услуги платного ТВ, никак не прокомментировали инициативы по развитию. А вот эксперты отнеслись к ряду пунктов стратегии скептически. «Сохранение аналогового вещания до тех пор, «пока на него будет спрос» чревато замедлением развития всего телекоммуникационного рынка из-за дефицита качественного и доступного частотного ресурса, — считает, в частности, аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Тренд по увеличению доли платных сервисов может привести к ускоренному сокращению зрительской аудитории в пользу интернет аудитории. Развитие ШПД и мобильного интернета будет активно способствовать данному процессу. Например, в случае с ШПД, проникновение в Москве уже составляет около 90%, против 58% в среднем по РФ».
Вопросы у аналитика вызывает и «чрезмерный фокус на контенте отечественного производства». «Вряд ли с учетом сокращения рекламного рынка производителям удастся найти достаточное финансирование», — считает Тимур Нигматуллин.
Источник: «TelecomDaily»
Автор: Веденеева Наталия