VOD против OTT и SmartTV

По данным J’son & Partners Сonsulting, в 2014 году объем российского рынка легальных видеосервисов составил 7,4 млрд руб. Аналитики агентства прогнозируют, что к 2018 году прирост рынка достигнет 12,9 млрд руб., то есть среднегодовой темп прироста — это 14,9%.

На рекламную модель монетизации онлайн-видео в прошлом году приходилось 66,5% доходов. AVOD, по прогнозам J’son & Partners, так  ибудет преобладать, ее доля к 2018 году достигнет 72%.

В исследование вошли видеосервисы, доступ к которым осуществляется через приставку или ОТТ, то есть онлайн-кинотеатры, приложения для Smart TV и мобильных устройств, а также онлайн-сервисы и PPV операторов платного телевидения. Аналитики напомнили, что с 2014 года методика расчета доходов в сегменте AVOD в России изменилась и теперь они учитывают комиссию селлерских агентств.

По мнению аналитиков J’son & Partners, несмотря на то, что темпы роста платных моделей монетизации контента EST (покупки и скачивания) и SVOD (подписки) будут опережать темпы роста рынка и рекламной модели, совокупная доля платных моделей на рынке легальных видеосервисов к 2018 году уменьшится из-за значительного снижения доли TVOD (просмотр контента в течение короткого периода) в 2015 году.

«Это обусловлено действиями крупнейшего игрока в данном сегменте, оператора «Триколор ТВ», который в марте 2015 года включил услугу «Кинозалы» в базовый пакет «Единый» без изменения стоимости последнего», — пояснили в агентстве.

Руководитель департамента телевидения и контента J’son & Partners Дмитрий Колесов пояснил, что, по классификации агентства, в сегмент TVOD попали не только онлайн-кинотеатры или мобильные приложения, но и PPV операторов платного ТВ, такие как «Триколор ТВ», «Забава», ivi, iTunes, Youtube и другие. При этом «Триколор ТВ» со своей услугой «Кинозалы» был крупнейшим игроком на рынке TVOD с долей 27%.

«С марта этого года «Триколор» включил «Кинозалы» в базовый пакет, а стоимость его не повысил, то есть отдельной услуги у оператора больше нет. Получается, пропал крупнейший игрок на рынке TVOD, сам сегмент драматически уменьшается — его естественный рост к 2018 году лишь примерно повторит его доходы к уровню 2014 года», — объясняет Колесов.

Кроме того, Колесов считает, что в ближайшее время не начнется реального перетока пользователей пиратских ресурсов на платные сервисы. «Этого точно не произойдет в 2015 году. Процесс имеет шансы начаться в 2016-2017 годах, но его скорость будет низкой из-за отсутствия у пользователей привычки платить за видеопотребление на настольных компьютерах. Поэтому основную роль в росте этого рынка будет играть прирост парка Smart TV и мобильных устройств», — пояснил Колесов.

В пресс-службе «Триколор ТВ» сообщили, что в марте текущего года оператор начал обновление основного пакета «Единый». Тогда в состав услуги вошел фильмовый сервис «Кинозалы «Триколор ТВ», что было сделано для того, чтобы сформировать самое насыщенное и привлекательное коммерческое предложение на российском рынке платного телевидения, подчеркивают в компании.

В пресс-службе «Ростелекома» отметили, что у сервисов онлайн-видео всё ещё большая часть доходов приходится на рекламную модель монетизации и в ближайшей перспективе ситуация принципиально не изменится. Однако доля потребления платного контента все же будет увеличиваться и, в первую очередь, за счёт SVоD.

По оценкам оператора «ЭР-Телеком», работающего под брендом «Дом.ru», для российского рынка с его высоким уровнем пиратства и отсутствием привычки платить за контент больше подходит модель Virgin, когда оператор пускает OTT-сервисы на свою платформу и позволяет абонентам покупать их контент через свои устройства. При такой модели оператор и сервисы делят доходы от продажи контента. В результате выигрывают все игроки рынка, а также пользователи, которые получают удобный доступ к любому контенту через «одно окно».

«Оператор привлекает новых абонентов и обеспечивает качественную «последнюю милю» до квартиры пользователя, а ОТТ-сервисы предоставляют рейтинговый контент. При этом модель не исключает возможности доступа к собственному контенту оператора. «Дом.ru» реализует именно эту стратегию», — прокомментировали в компании.

В пресс-службе «Акадо Телеком» согласны с выводами экспертов: легальное онлайн-видео, действительно, в ближайшие годы будет демонстрировать рост и, прежде всего, за счет Smart TV и мобильных устройств. Доля VOD на этом фоне имеет тенденцию к снижению, отметили в компании. «Однако провайдеры, понимая экономическую выгоду внедрения данной модели телесмотрения, будут стараться ее всячески продвигать и популяризировать. Поэтому, скорей всего, online и VOD будут развиваться параллельно», — добавили в «Акадо».

Источник: «TelecomDaily»