Взгляд из 2035 года: как искусственный интеллект изменит медиапотребление
В дискуссиях о соперничестве линейного и нелинейного смотрения на второй план отходит целый пласт технологий, способных кардинально изменить медиапотребление. Речь идет о рекомендательных сервисах на базе искусственного интеллекта (ИИ), которые смогут объединить разные типы контента в интегрированных информационно-развлекательных системах. В этой колонке редактор «Телеспутника» попытался вообразить, каким будет обычный день обычной семьи в 2035 году через призму медиапотребления.
MEDIANET-2035
Начало дня. Родители — Михаил и Наталья — кормят пятилетнего Степана и десятилетнюю Марину завтраком, приготовленным кухонным роботом из заказанных накануне продуктов. Заказ размещал умный помощник — правнучка Amazon Alexa, живущая в этой семье еще с 2020 года и за прошедшие несколько лет не только в деталях изучившая привычки и предпочтения Михаила и Натальи и их родившихся впоследствии детей, но и за счет постоянных апдейтов превратившаяся в высокорелевантный советчик на все случаи жизни. В том числе, когда семья хочет что-то посмотреть.
Михаил, Наталья, Степан и Марина — герои исследования MediaNet-2035, который проводит Василий Гатов, один из ведущих экспертов по цифровым медиа, старший научный сотрудник Центра коммуникационного лидерства и политики в Анненберге (университет Южной Калифорнии). Использованные Василием Гатовым сценарии медиапотребления типичной семьи в 2035 году базируются на уже реализующихся технологических, социокультурных и медийных трендах. И центральное место в этих сценариях занимают совсем не линейный или нелинейный контент в том виде, как его рассматриваем мы в начале 2020 года, а искусственный интеллект, формирующий для каждого члена семьи персонифицированные медийные ленты в каждый момент времени с учетом его деления на рабочее и личное.
Итак, как же в MediaNet-2035 начинается утро? Василий Гатов полагает, что каждый член семьи сразу после завтрака получит от умного помощника подборку новостей, напоминания о делах и планируемых событиях дня — все это будет отображено на голографических дисплеях. Дети в одном пакете получат утренние мультфильмы, напоминания о школьной домашней работе, фрагменты книг, учебников, полезные и интересные факты, которые могут оказаться востребованными в школе, — все это, естественно, подготовил умный помощник.
В MediaNet-2035 роль родителей в выборе контента для детей никак не акцентирована, и рискнем предположить, предлагая такой вариант, автор исследования не ставит под сомнение воспитательные функции семьи, а всего лишь констатирует, что цифровые референты на самом деле будут знать о жизни каждого из нас гораздо больше, чем самые близкие люди индивидуума, да и он сам о себе тоже.
Примечательно, что Василий Гатов в описании медийных контактов членов семьи не выделяет линейный контент, видео по запросу, медиа из соцсетей и информацию рабочего характера — все они потребляются в одном непрерывном потоке. По сути, такой формат восприятия медиа уже сейчас присущ практически всем активным пользователям интернета, в MediaNet-2035 только постулируется организующая и направляющая роль умного помощника, снимающего с человека бремя выбора, что ему смотреть в конкретный момент времени.
Развлекательный и деловой контент, а также информация, необходимая для семейного досуга, в такой парадигме различаются весьма условно. Так, семья Михаила и Натальи за утро оставила несколько постов в соцсетях, посмотрела видеоотчет с дрона, посланного для поиска гостиницы на море на время отпуска. Родители и дети за утро столкнулись с множеством рекламных сообщений — как открытых, так и интегрированных в контент, а также скрытых, демонстрируемых по сложному когнитивному алгоритму. Так, умный помощник показал Михаилу несколько сцен из нового фильма, снятого в формате дополненной реальности, который был бы ему интересен и в личном плане, и с профессиональной точки зрения.
Переход к рабочему дню ознаменован сменой больших голографических экранов на AR-очки с подключением к корпоративным базам данным. Василий Гатов уточняет, что умный помощник перестраивает конфигурацию сети, обеспечивая максимальный рабочий информационный комфорт: внешние источники информации (соцсети, информационные оповещения и т.д.) фильтруются и переносятся на личное время.
Интересно, как в концепции MediaNet-2035 реализован механизм реагирования на неочевидные на первый взгляд желания и потребности. Будучи инженером-робототехником, Михаил дистанционно управляет фермой 3D-принтеров, расположенной за несколько тысяч километров от его квартиры, служащей одновременно офисом. Сверхчувствительные сенсоры его рабочего места дают ему возможность контролировать все рабочие процессы вплоть до микроуровня. Поэтому, отработав смену, Михаил решает, что должен отдохнуть от избыточного количества сенсорной информации. Фильм для отдыха и разгрузки ему подсказывает, разумеется, умный помощник, учитывающий не только сформулированную потребность, но и неформулируемые, но детектируемые психофизиологические параметры, чтобы отдых прошел более продуктивно. В результате Михаил погружается в фильм дополненной (Василий Гатов уточняет — скорее, измененной) реальности, вызывающий у него ощущения и впечатления человека Средневековья. «Это первый фильм, в котором зрители могут выбирать, чьими глазами и чувствами они будут воспринимать историю (с некоторыми ограничениями, конечно, и по возрасту, и по психотипу — ассистент кинотеатра получит информацию из баз данных, которые ведут педагоги, врачи, полицейские и даже ретейлеры, разберется в интересах и предложит уникальное, максимально подходящее меню (в случае с Михаилом он сможет перевоплотиться в ганзейского торговца, в алхимика при дворе герцога или в матроса-путешественника)», — описывает алгоритм выбора и адаптации контента автор MediaNet-2035.
Что касается медиапотребления детей, то оно строится на основе школьной программы, в которой во главу угла поставлены когнитивные методы. В 2035 году школы развивают медиатеки, а учителя при помощи ИИ подбирают объекты и потоки медиа для индивидуальных профилей детей, в которые встроены метаданные о скорости их развития и уровне критического восприятия.
КОММЕНТАРИЙ ИЗ 2020 ГОДА
Описанная Василием Гатовым реальность медиапотребления будущего не вызывает отторжения у аналитиков, исследующих современное телесмотрение и видеосервисы. Так, по мнению директора департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, уже в ближайшем будущем будут доступны «конструкторы», позволяющие зрителю составлять фильм, то есть моделировать живую историю с учетом его желаний на текущий момент.
Похожую точку зрения высказывал «Теле-Спутнику» и главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. По его словам, на горизонте пяти лет стоит ожидать появления полностью нелинейного, персонализированного и интерактивного контента, который заменит привычное телевидение. А еще через 10 лет такая форма доставки медиа, скорее всего, превратится в доминирующую.
Двигаться в этом направлении ведущие игроки рынка уже начали. В частности, онлайн-кинотеатр ivi в декабре 2019 года в тестовом режиме запустил функцию Watch Now: с помощью алгоритмов рекомендательной системы ИИ вычисляет наиболее релевантный для зрителя контент, сразу предлагая его к просмотру. В ivi исходят из того, что функция Watch Now позволит приверженцам линейного ТВ погрузиться в привычную для них среду на OTT-платформе.
А оператор «Триколор» предлагает абонентам OTT-сервисы, в которых использует большие данные для анализа зрительских предпочтений. Оператор сообщал, что данные о телесмотрении в ОТТ позволяют ему персонифицировать контент для абонентов, что увеличивает долю телесмотрения каналов (до 50%), поскольку их контент попадает в рекомендательные ленты «Триколора». В конце ноября 2019-го OTT-сервисами оператора пользовалось более 1 млн абонентов, так что можно говорить, что рекомендательные ленты на основе ИИ уже пошли в народ. Поэтому, возможно, типичный день семьи будущего начнется с приветствия умного помощника не через 15 лет, как это предсказывается в MediaNet-2035, а на несколько лет раньше.