Взрослые задачи детского телевидения
Когда говорят о детском телевидении, могут иметь в виду телеканал, вещание которого ориентировано на детскую аудиторию, творческую мастерскую или студию, которая снимает что-нибудь для телевидения или видеохостингов при участии детей, школу юных телеведущих или журналистов… Строгих определений и стандартов нет, а название – функция собственной истории с примесью местной географии.
Техника
Наш проект “Детское Телевидение Новосибирск” (тогда он так еще не назывался) стартовал в апреле 2013 года, когда началась подготовка к интернет-трансляции Международных детских игр “Спорт-Искусство-Интеллект” (далее – МДИ). Участников из регионов России и зарубежья ожидалось более четырех тысяч, в программе – соревнования по 21 виду спорта и интеллектуальные конкурсы в течение 18 дней (фото-, видео- и текстовые материалы трансляции МДИ–2013 доступны на сайтах ligr.novo-sibirsk.ru и dettv.novo-sibirsk.ru).
Организация интернет-трансляции Игр была поручена руководителю департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска Вячеславу Шибанову. Необходимо было донести до аудитории происходящее на двадцати с лишним площадках, разбросанных по всему немаленькому городу (так, например, расстояние между спорткомплексами “Север” и “Энергия” больше 20 км по прямой). К решению этой вполне взрослой задачи подключились специалисты компаний-разработчиков и поставщиков профессионального телевизионного оборудования, инженеры, имеющие опыт прямых трансляций спортивных соревнований, и, конечно, режиссеры и редакторы, добровольно и безвозмездно. Готовых решений не было, ни технических, ни организационных (как, впрочем, и статьи в бюджете). В таких масштабах все делалось впервые.
Для МДИ была построена трансляционная сеть, которая обеспечивала параллельную передачу в центральную аппаратную (ЦА) цифровых потоков с пяти передвижных телевизионных станций (ПТС), развернутых в культурных и спортивных сооружениях города. Еще несколько спортивных объектов были оснащены роботизированными камерами с возможностью удаленного управления и работы комментатора в прямом эфире непосредственно из студии. Центральная аппаратная и студия редакционного канала были оборудованы во Дворце творчества детей и учащейся молодежи “Юниор”, серверный пул был выделен департаментом связи и информатизации мэрии города Новосибирска.
Вещание через сайт МДИ велось по редакционному и пяти трансляционным каналам. Для съемок сюжетов и интервью, репортажей с площадок, не подключенных к трансляционной сети, использовались телевизионные журналистские комплекты (ТЖК). Отснятые материалы монтировались в редакции и включались в программы вещания редакционного или трансляционных каналов, на сайте трансляции размещались также фото- и текстовые материалы, отдельные сюжеты и интервью.
Как часто бывает, оборудование и технические проблемы оказались не самой сложной частью проекта. Фактически на время проведения МДИ создавалась совсем не мелкая по региональным меркам телекомпания, со своими инженерными службами, транспортом, редакциями новостей, выпуска, web-группой и прочим. Требовалось не менее полутора сотен сотрудников – операторов, режиссеров, осветителей, журналистов, редакторов, звукооператоров, диспетчеров, администраторов, да еще на добровольных началах…
Люди
Когда Александр Тюстин, режиссер с двадцатилетним стажем работы на профессиональном ТВ и руководитель творческой части проекта, предложил пригласить на основные профессиональные позиции школьников старших классов, которые успели хоть немного позаниматься в видеостудиях и школьных пресс-центрах, до начала проекта оставалось немногим более двух месяцев.
Скепсиса по поводу этого решения было выражено немало. В управлении образования мэрии далеко не все очень взрослые люди верили в то, что за оставшееся до начала МДИ время дети хоть как-то освоят основы телевизионных профессий и научатся работать со сложной техникой. К тому же, высказывались опасения, что доверять школьникам дорогостоящее профессиональное оборудование опасно – сломают, потеряют чего-нибудь или просто разбегутся – лето, каникулы, а напряженный труд с утра до вечера наверняка быстро надоест. Основания для сомнений были и у взрослых участников и руководителей проекта. С технической, системной точки зрения к началу МДИ все никак не могло было быть отлажено и проверено должным образом, а если к этому добавить едва знакомый с делом детский коллектив… Было о чем задуматься.
Первые три дня после старта Игр запомнились всем участникам как затяжной прыжок – твердая каменистая почва стремительно приближается, а парашют упорно не хочет раскрываться. Законы Мерфи никто не отменял, инженеры работали в режиме пожарной команды, бригады ПТС, съемочные группы и редакции включались в работу с неизбежными ошибками и задержками… Но, тем не менее, интернет-трансляция МДИ была запущена и продолжалась все запланированные 17 дней! Ко дню торжественного закрытия МДИ вещание было отлажено, а сайт трансляции набрал вполне заметную аудиторию. Состав участников был оптимизирован естественным образом – часть школьников вполне закономерно покинула проект, но большинство почему-то предпочло благодатному каникулярному досугу нелегкую и ответственную работу в самую жару под руководством нервных и невыспавшихся старших товарищей.
Трансляция Игр состоялась, настало время подводить итоги и понимать, что же такое мы сделали. Со съемочной техникой дети вполне освоились за несколько дней интенсивной практики, неуверенность наших юных операторов, режиссеров, редакторов и журналистов быстро сменилась азартом и желанием работать чуть ли не круглосуточно. Оборудование было возвращено владельцам в целости и сохранности, так что и эти опасения не подтвердились. Взрослые участники проекта договорились собраться поближе к осени, чтобы совместно понять, обсудить и решить, что же делать дальше.
В полном составе собраться не пришлось. В августе 2013 не стало Вячеслава Шибанова. Именно его трудами, практически под честное слово, проект получил дорогостоящее профессиональное оборудование, каналы связи, транспорт и многое другое. Идею привлечь для работы школьников Вячеслав Евгеньевич принял, не побоявшись реальных рисков и многочисленных доводов “сторонних наблюдателей”. Он успел сделать главное – построить те партнерские отношения, на которых и держится нынешнее “Детское Телевидение” города Новосибирск.
В том, что проект получил продолжение и развитие, большая заслуга наших юных участников. Со дня окончания трансляции они постоянно и настойчиво спрашивали нас: “А будет ли что-то еще или все закончилось вместе с МДИ?”. Оказалось, что 17 дней непростой совместной работы не прошли даром ни для детей, ни для взрослых, и всем нам стало не хватать чего-то важного и нужного. Поэтому в августе собрался взрослый состав, совсем недавно отработавший на Играх: Александр Тюстин – руководитель проекта, режиссер телевидения, лауреат Тэфи; Константин Лемзяков, его коллега – режиссер с многолетним опытом и техническим образованием; Сергей Киприянов, Андрей Головастов и Евгений Лушаков – предприниматели, серьезные специалисты по системной интеграции и профессиональному телевизионному оборудованию; Наталия Адыгезалова – инженер и технический писатель; Михаил Курилович – редактор и журналист. Было решено – проект продолжать!
Департамент связи и информатизации мэрии Новосибирска в лице исполнявшего на тот момент обязанности руководителя Сергея Зайцева подтвердил готовность сохранить за “Детским Телевидением” необходимые ресурсы. Непосредственной поддержкой, как и на МДИ, занялся Андрей Дробышев, начальник отдела видеоконференцсвязи. С тех пор ни одно наше сколь-нибудь серьезное мероприятие не проходит без их непосредственного участия, а нынешний начальник департамента Александр Горштейн с вниманием относится к нашим часто совсем не детским вопросам и нуждам.
Задачи
Многокамерная съемка и прямая трансляция масштабных событий, таких как футбол или биатлон, на профессиональном телевидении входит в категорию задач, технически и творчески наиболее сложных. Для того, чтобы провести интернет-трансляцию, необходимо организовать передачу сигнала с места ее проведения, привезти, собрать и развернуть одну или несколько передвижных телевизионных станций (8–10 и более), центральную аппаратную, обеспечить перекодирование сигнала для передачи в Интернет и работать с утра до вечера, часто несколько дней подряд. Без двух–трех смен операторов, режиссеров, инженеров, журналистов не обойтись…
В нашем случае все делается добровольно и бесплатно. Основа проекта – партнерство, некоммерческое, социальное, взаимное доверие (что, не верится?). Канальные емкости и оборудование на время проведения трансляций предоставляют департамент связи и информатизации мэрии, новосибирские компании – поставщики и разработчики профессионального телевизионного оборудования, физические лица из числа участников проекта. Коммутацию и настройку, перекодирование сигнала и техническую поддержку обеспечивают специалисты из взрослого состава при все более активном участии студентов колледжа связи и информатики СибГУТИ, которые познакомились с будущей профессией именно здесь, на “Детском Телевидении” (что не может не радовать!).
С первых шагов проект работает на базе студии детского и молодежного телевидения Дворца детского творчества “Юниор”. Его директор, Андрей Васильевич Вострокнутов, проявляя немалые такт, понимание и управленческую гибкость, принимает наше беспокойное сообщество со всеми его личностными и профессиональными особенностями, помогая по возможности проекту из скромных ресурсов учреждения.
Наш жизненно важный, стратегический партнер – руководители детских видеостудий школьных пресс-центров, школьные педагоги, директора школ и гимназий. От них к нам приходят школьники, так или иначе заинтересованные в знакомстве с телевидением по другую сторону экрана, и очень важно этот интерес удержать и сохранить.
Сергей Киприянов еще до МДИ имел солидный инженерный опыт работы на интернет-трансляциях соревнований по биатлону. Его хорошо знают многие известные спортсмены, за работу на Олимпиаде в Сочи он был награжден президентской медалью. Возможно, поэтому первым после Игр событием в жизни “Детского Телевидения” стала трансляция осеннего этапа детских соревнований по биатлону “Кубка Анны Богалий”.
А потом… потом было много чего. Мы работали на всех крупных детских и юношеских соревнованиях, которые проводились в Новосибирске, – “Сила традиций” и “Золотая Ласта”, на фестивалях детского мультипликационного и игрового кино “Жар-Птица” и “Встречи в Сибири”, на праздниках Дня города, снимали детские спектакли и исторические экскурсии, фестивали самодеятельной песни… Как-то незаметно “Детское Телевидение” стало важной составляющей событий города, связанных с детьми и молодежью (большая часть материалов трансляций и съемок доступна на сайте dettv.novo-sibirsk.ru).
Сегодня пользователям Интернета и абонентам кабельного телевидения доступны как минимум полтора десятка российских и зарубежных детских телеканалов. Но вряд ли наши зрители смогут найти там детские передачи на материале их родных городов – у региональных телекомпаний просто нет на это средств. Что-то где-то, конечно же, делается, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, но для большинства юных россиян детское вещание – как раз то самое “прекрасное далеко”. В результате наши дети все чаще лучше помнят названия штатов Австралии, чем районов родной области, и они где-то читали, что в их родных городах есть наука, промышленность и театры, и что очень интересные люди живут совсем рядом… И вот как-то сразу “Детское Телевидение” оказалось в просторных границах этой очень свободной контентной ниши.
Телевидение наше, конечно, детское, но взрослых вопросов не избежать. Ради чего состоявшиеся профессионалы, не страдающие от избытка свободного времени и недостаточной занятости, по доброй воле и без всякого материального интереса отрываются от срочных и важных дел, а школьники – от занятий? Зачем вставать в пять утра, чтобы не опоздать на общий выезд, перетаскивать тонны аппаратуры и разматывать километры кабелей и проводов? Зачем детям часами стоять за камерами, иногда под дождем и снегом, стараясь четко выполнять команды режиссера, нервничать, работая на интервью в прямом эфире, злиться и расстраиваться из-за ошибок? Простых ответов нет…
Для школьников участие в трансляциях или сложных съемках – это участие в серьезном взрослом деле, доверие и ответственность и очень важный личный опыт общей работы вместе со своими сверстниками и взрослыми. Мы предлагаем каждому участнику попробовать себя в кадре. Но уже во время подготовки и проб большинство отсеивается, увидев первые результаты, осознав требуемые усилия и возможные риски, интервью-то ведь у нас чаще всего проходят в прямом эфире. Речь, осанка, разговорный русский – всему этому можно научить, но вот для того, чтобы в нужный момент собраться и перешагнуть через свои застенчивость, робость и страх, требуются совсем другие навыки. Первое успешное интервью – это важная первая победа. И очень приятно видеть, как меняются ребята, которые вдруг осознают, что навыки общения, обаяние и ум вместе с только что обретенной уверенностью в себе вдруг оказываются важнее просто привлекательной внешности.
Знакомство с основами телевизионных профессий сегодня скорее необходимость, чем просто увлечение. Современная культура – культура “экранная”, когда восприятие окружающего мира все чаще опосредованно информационными технологиями, экранными формами. В информационном обществе человек, не владеющий навыками работы с аудиовизуальной информацией, лишен возможности самостоятельно высказаться на “экранном” языке, он вынужден довольствоваться ролью пассивного потребителя того, что сделали другие. Последствия – слабость критического восприятия, “клиповое сознание”, болезненные формы интернет-зависимости… С появлением доступных гаджетов и социальных сетей умение самостоятельно снять что-то значимое и интересное становится все более престижным и важным.
Пользователь cети, которому она необходима для того, чтобы познавать и создавать, уязвим куда менее пассивного серфера, который сфокусирован только на развлечениях и тусовках. К тому же, навыки самостоятельной работы с аудиовизуальной и текстовой информацией, съемок и монтажа существенно повышают “иммунный порог”, снижая уязвимость к манипуляциям. Информационные войны, к сожалению, сегодняшняя данность…
Мы никогда не ставили перед собой задачу подготовки будущих работников масс-медиа. Тем, кто собрался поступать на факультеты журналистики в местные вузы, мы предлагаем здраво оценить перспективы – поинтересоваться количеством вакансий, условиями работы, а также сопоставить требуемые навыки и умения с возможностью получить их в выбранном университете. Помогает не всем… Пожелаем им успеха!
Школьники, которые работали с нами на МДИ, в большинстве своем уже студенты. Это не мешает им иногда участвовать в трансляциях и съемках, они приходят к нам за советом и просто так, навестить. Они будут учеными, инженерами, врачами, военными но, если потребуется, вполне могут снять и смонтировать что-нибудь нужное для работы, семейного архива или собственного блога.
Отправная точка нашего проекта, трансляция Игр, стала ответом на вызов времени. И до того место пустым вовсе не было, в городе работали детские видеостудии, школы телевизионных ведущих и пресс-центры, во многих школах что-то вполне самостоятельно снимали и выкладывали в Интернет.
Вот только телевидение можно считать таковым (независимо от среды распространения программ, в cети или в эфире), если:
- ведется регулярное вещание, существуют и объявляются программы передач;
- часть передач выходит в прямом эфире;
- обеспечено присутствие и продвижение вещания в Интернет.
По отношению к проекту “Детское Телевидение Новосибирск” эти условия выполняются. Между прочим, кавычки в названии проекта опущены намерено, чтобы нас не путали с коммерческой фирмой с правильно написанным названием “Детское Телевидение “Новосибирск”.
Нам есть куда развиваться. Мы готовы размещать то, что делается в школах и видеостудиях (если это не противоречит редакционной политике, разумеется), на нашем сайте и отдавать это для показа в школах, как и собственные материалы – добровольно и бесплатно! Для того, чтобы школы и студии имели возможность прямого эфира, в том числе и через наш сайт, наши давние друзья и партнеры, разработчики профессионального телевизионного оборудования под руководством Михаила Шадрина и Бориса Морозова создали на базе персонального компьютера комплекс “все в одном” – режиссерский пульт, вещательная машина, станция перекодировки потокового видео. На ее основе был развернут уникальный тренажер, позволяющий полностью воссоздать условия реальной многокамерной съемки, который мы сейчас тестируем.
При очередном анализе опыта “Детского Телевидения” у некоторых взрослых участников проекта возникает перед глазами абсолютно гипотетическая и совершенно нереальная модель телевидения, общественного и некоммерческого, построенная на идейной платформе нашего проекта – социальное партнерство, добровольное участие, доверие. Но здравый смысл берет свое, просто привычные подходы часто не работают именно там, где телевидение просто необходимо…