Мария Дегтярева, «о2тв»: «Нелинейное смотрение дает вещателю больше свободы»
Изначально созданный в формате музыкального канала, «о2тв» за почти 15 лет своего существования менялся не раз: был сугубо развлекательным, потом становился общественно-политическим и вновь возвращался к развлекательной тематике. В начале 2017 года на канал пришла новая команда и «о2тв» поменял концепцию. О том, каким канал стал сейчас, на какую аудиторию ориентируется и как Интернет меняет современное телевидение, «Теле-Спутнику» рассказала шеф-редактор «о2тв» Мария Дегтярева.
В первую очередь мы ориентируемся на аудиторию 20—30 лет. Это думающая молодежь, так называемые молодые хипстеры. Мы считаем, что они недостаточно активно представлены в рамках федерального телевидения и на тематических каналах. Это достаточно сложная аудитория, которая не смотрит телевизор, и перед «о2тв» стоит амбициозная задача попытаться эту аудиторию заинтересовать. И те передачи, которые мы делаем, и формат работы, который мы избрали, ориентированы на нее.
«О2тв» снимает развлекательные передачи, но в нашем понимании «развлекательный» не значит «бесполезный». Конечно, телевидение — это в некотором роде жвачка. Но жвачка может портить зубы, а может освежать дыхание. И мы надеемся, что передачи «о2тв» в этом смысле приносят пользу, стимулируют человека к развитию — это то, что в первую очередь интересует миллениалов, то есть аудиторию, которую мы стремимся привлечь.
Канал сейчас пытается найти баланс между Интернетом и традиционным эфиром. Мы изначально понимали, что ориентированы на аудиторию, которая телевизор не смотрит. И даже если смотрит какие-то телевизионные программы, то преимущественно в Интернете. Поэтому с самого начала активно развивали интернет-направление таким образом, чтобы это было не просто маленьким придатком к большому традиционному телеканалу, а, скажем так, его младшим братом. И на данном этапе именно такого подхода придерживаемся.
Однако если раньше мы думали, что присутствие в онлайне необходимо больше для имиджа, то сейчас оказалось, что Интернет для нас — это реальная возможность общения с аудиторией.
Мы делаем программу BeatON: в студию приходят диджеи и играют свои сеты. Прямой эфир программы параллельно доступен на нашей площадке в соцсети «ВКонтакте». Там у нас очень живой чат: зрители активно комментируют и оставляют диджею вопросы, которые по итогам сета ему задает ведущий. Это маленькая, но в то же время показательная история о том, как люди в реальном времени могут влиять на контент.
Вот еще пример. У нас есть программа «Кому жить хорошо» — она для достаточно широкой аудитории. В ней ведущие сравнивают разные страны и ищут идеальное место для жизни. И есть передача про музыкальные жанры, «Рыжков и Блиндер» — такое скетч-шоу в треш-формате, которое, как нам казалось изначально, привлечет более узкую аудиторию в Интернете и будет лучше смотреться в онлайне. Но оказалось, что общетематическая лайфстайловая передача «Кому жить хорошо», которая скорее подходит для традиционного эфира, более востребована среди пользователей «ВКонтакте».
Сейчас даже на федеральных каналах пытаются имитировать монтаж, который присущ тринадцатилетним блогерам. И мы не исключение — тоже тестируем такую манеру монтажа, но используем такой подход не для всех передач.
На самом деле мы пока пробуем, изучаем, и я не могу сказать на 100%, что вот такой монтаж не работает на ТВ, а такой работает в Интернете. Единственное, что мы точно видим, — в онлайне лучше всего работает прямой эфир. Если бы не было Интернета, то мы как развлекательный канал не уделяли бы такое внимание «лайвам» — просто снимали бы передачи и выдавали их в записи.
У нас есть ряд передач, в частности «Кому жить хорошо», для которых мы не набираем классических ведущих, а привлекаем блогеров, живущих в разных странах. Также приглашаем блогеров в качестве гостей программ.
Когда проводим кастинги, к нам приходят на пробы люди, у которых есть свой блог. Наши новостные ведущие, например, активно пользуются Instagram. Но у нас нет такой политики, что мы работаем только с блогерами или целенаправленно их привлекаем.
Этот контент смотрели лучше. «Они» и «Стартапы» — это два близких формата, они у нас шли в одной линейке. У них одинаково короткий хронометраж, и это две, так скажем, вдумчивые программы.
Интерес к программе «Стартапы» есть, потому что когда мы снимали ее, то ставили задачу показать бизнес, который может сделать обычный человек, то есть реальный, достижимый. Это как раз история о вдохновении: человек сидит на диване, смотрит по телевизору, как люди работают, какие есть идеи, и ему наверняка захочется что-то реализовать самому. Плюс мы показывали людей, близких по возрасту к нашей аудитории, чтобы для них они стали неким вдохновляющим примером.