Жизнь и смерть регионального ТВ в цифровую эпоху

В преддверии поэтапного отключения аналогового вещания российские власти вспомнили о региональных телеканалах. Совет Федераций готовится осенью обсудить возможность цифрового эфирного вещания каналов «21-й кнопки». Но пока суть да дело, «регионалов», с кнопкой и без нее, спасает Всемирная паутина и фокусирование на местном контенте — о том, как жить в эпоху цифровой трансформации, обсудили в Москве генеральные директора и топ-менеджеры региональных телеканалов. Встреча бизнес-клуба была организована ТК «Мастер решений».

СЧАСТЛИВЫЕ ОБЛАДАТЕЛИ КНОПКИ

Переходить на цифровое вещание Россия начала в 2009 году, сформировав сначала один мультиплекс, затем второй. С лета 2015 года операторы платного телевидения стали обязаны распространять все 20 каналов обоих мультиплексов бесплатно. При этом местные телеканалы не смогли попасть ни в один из двух пакетов, а инициатива по созданию третьего с участием регионалов была впоследствии заморожена. В 2016 года поправки в законы «О средствах массовой информации» и «О связи» ввели понятие «обязательный общедоступный телеканал субъектов РФ»: в каждом регионе выбирается один телеканал, который операторы кабельного ТВ должны распространять бесплатно на 21-й кнопки.

Такая цифровая трансформация существенно изменила локальные ТВ-рынки: маленькие региональные компании постепенно лишаются вещания, а центральные каналы в их услугах больше не нуждаются. Более-менее успешно после внедрения мультиплексов на местах могут развиваться окологосударственные телеканалы и те, которые получили «21-ю кнопку», отмечали представители частных ТВ-компаний во время заседания бизнес-клуба. «В эфирную цифру нас не пускают, и это продлится еще несколько лет, пока не будет принято решение по третьему мультиплексу. И вот эти годы нам надо продержаться», — говорит генеральный директор ЗАО «СургутИнформ-ТВ» (телеканалы «С-1» и «86») Игорь Ярош.

«Появление мультиплексов повлияло на региональные телеканалы финансово. Компании, которые живут только от рекламы, могут себе позволять новые площадки, оборудование? Это могут себе позволить организации, где среди учредителей есть, к примеру, „Северсталь“ или „Ростелеком“», — сетует генеральный директор ГК «Рыбинск-40» (телеканал «Р40», входит в медиагруппу «РТС Media») Лариса Крылова.

Представители телекомпаний с госучастием не соглашаются, что преференции помогают им выживать. «Основной наш доход складывается из муниципальных заказов и контрактов, которые мы получаем на тендерах, предлагая лучшие условия. Вторая часть нашего бюджета — это коммерческая деятельность, размещение рекламы. Однако и нам изначально нужно было бороться за жизнь в новой реальности», — отвечает генеральный директор ПАО «Самара — Городские информационные системы» (телеканал «Самара — ГИС», учредители — Городской округ г. Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа г. Самара, — прим. «Теле-Спутник») Андрей Волков.

СЕТЕВАЯ ХВАТКА

В эпоху Интернета, каких бы это инвестиций не требовало, необходимо идти в Сеть — на такие площадки сервис «Яндекса» «ТВ Онлайн» и Peers.TV, в мобильные приложения сотовых операторов, соцсети и мессенджеры, на YouTube и OTT-платформы; и даже на форумы бесплатных IP-плейлистов, которые, по сути, являются пиратскими, посоветовал генеральный директор ЗАО ИА «Сибинформбюро» (телеканал «Тюменское время» на 21-й кнопке), Олег Налобин: «Если вы попались на глаза, значит, вас знают и смотрят».

При этом надо четко понимать, какая из площадок принесет больше прибыли. «Мы неизбежно пойдем во все среды. Это увеличивает отчасти наши накладные расходы и зону риска, потому что ты должен выбрать, где будешь более эффективен. Уже не будет той монетизации, которую мы получали при линейном телепросмотре. Она уходит в прошлое», — рассуждает Олег Налобин. «Для нас Интернет — это еще один способ доставки сигнала, причем — приоритетный», — соглашается Андрей Волков из «Самары — ГИС».

При этом не все региональные операторы видят для себя спасением вещание в Сети. «Интернет не приносит нам тех средств, которые нужны на поддержание телевидения. Поэтому основная среда, которую нужно продвигать, — это кабельное ТВ, IPTV как услуга телевидения с приставкой. Интернет — это средство повышения привлекательности и охвата, который не монетизируется», — уверен Игорь Ярош.

Андрей Волков из поясняет, что уровень телесмотрения в Сети зависит от уровня проникновения интернета в том или ином регионе. Глава телеканала свердловское «Областное ТВ» (телеканал имеет статус «21-й кнопки, в апреле 2018 года телекомпания запустила онлайн-телеканал «ОТВ 24», — прим. «Телеспутника»), Антон Стуликов сообщил, что в Свердловской области объем эфирного вещания составляет 90%, при этом в столице региона — Екатеринбурге — проникновение кабельного ТВ достигло 82%, а в отдаленных поселках спросом пользуется спутниковое телевидение. По данным исследования ВЦИОМ «Изучение привычек телесмотрения среди жителей Свердловской области» (опрошено 1 тыс. респондентов в 73 населенных пунктах), в августе 2017 года 75% жителей области являлись зрителями телеканала. При этом «Областное ТВ» активно развивает интернет-направление, готовясь, в том числе и к поэтапному отключению в России аналогового телевидения с 1 января 2019 года.

ОСТАТЬСЯ ПРИ СВОЕМ

Собственный контент вне зависимости от площадки и способа его распространения для региональных операторов должен встать во главу угла, настаивают участники бизнес-клуба. «В регионах не нужен внешний трафик», — уверен директор по рекламе и маркетингу Gismeteo.ru Павел Алашкин. «Главное — внутренние программы», —соглашаются Игорь Ярош.

«Местное телесмотрение из-за большого информационного шума становится более востребованным. Конкурировать с глобальным Интернетом и федеральными телеканалами мы не можем, но в наших силах правильно интерпретировать и подать региональную информацию. Это уже погоня не за новостями, а за качественным подходом к контенту», — рассуждает Лариса Крылова.

Андрей Волков из «Самара – ГИС» (у телеканала есть сайт samaragis.ru, канал на YouTube, мобильные приложения на базе iOS и Android) в ноябре 2017 года предложил учредителям объединить городские ТВ, газету и сайт муниципального образования в единый портал, чтобы каждый горожанин с утра набирал в Интернете не «Яндекс.ру», а, условно говоря, «ВСамаре.ру», где была бы полная информация по жизни города.

По итогам 2017 года, суммарное количество подписчиков официальных сообществ «Самары — ГИС» в социальных сетях (Twitter, Facebook, Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. д.) превысило 48 тыс. человек (40 тыс. по итогам 2016 года), просмотры на YouTube перешли отметку в 15 млн (в 2016 году – 12 млн). Охват интернет-аудитории samaragis.ru оценивается в 800 тыс. пользователей мира ежемесячно (в 2016 году – 750 тыс.).

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Помимо Интернета, будущее и за виртуальной реальностью (VR), дополненной реальностью (AR) и искусственным интеллектов (AI), уверяют телевизионщиков ИТ-компании. Эти новые технологии региональные операторы могут применять при производстве контента, но в каком-то неопределенном будущем. Когда и сама технология станет массовой, и снизится стоимость ее использования для телеканалов. Директор по развитию Trinity Digital Ирина Джиоева, презентуя AR/VR- и AI-решения для бизнес-задач, в итоге согласилась с операторами, что пока такие компании как ее не могут предложить работающих и приносящих прибыль кейсов для регионального ТВ: «Технология окупается очень долго, и она достаточно дорогая. Работающих проектов не стоит ждать как минимум до 2021 года», — заключила она.

Даже к вещанию высокой четкости региональные операторы подходят взвешенно, зачастую пересчитывая, к примеру, для аналоговых каналов контент, снятый изначально в Full HD, в просто HD.

Телеканалы отдают себе отчет, что потеряли монополию на информационное вещание, уступив соцсетям и мессенджерам, блогерам и влогерам, и на производство контента среднего качества, с чем легко теперь справляется видеокамера сотового телефона. «Но при этом у нас остались кадры, которые могут делать красивые и оригинальные истории. Некоторые наши ролики собирают большое количество просмотров в соцсетях канала», — говорит Олег Налобин.

Итог дискуссии бизнес-клуба подвел главный редактор радио Mediametrics Андрей Кашуба. По его словам, не важно, куда доставляется контент, главное, чтобы на этой площадке был большой охват целевой для канала аудитории.

 

Источник