Жизнь с «пакетом Яровой» и не только
«Закон Яровой», который был принят летом прошлого года, существенно повлиял на деятельность отечественных операторов связи, буквально разделив их жизнь на «до» и «после». Кроме того, среди нерешенных проблем в рамках отраслевого законодательства продолжают оставаться: борьба с пиратским контентом и недискриминационный доступ в жилой фонд. Операторы опасаются, что осенью этого года, когда пройдут выборы президента РФ и чемпионат мира по футболу, начнется серьезное давление со стороны регулятора для реализации «пакета Яровой» в полном объеме.
Выступая на круглом столе, организованном в рамках деловой программы выставки CSTB-2018, президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин подчеркнул, что в 2017 году ассоциация предприняла множество усилий для дальнейшего развития рынка платного ТВ в части либерализации законодательства. Особенно много усилий участников АКТР, по его словам, было связано с работой над «законом Яровой». Президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко уточнил, что принятый в 2016 году федеральный закон, получивший распространение как «закон Яровой» или «пакет Яровой», разделил жизнь российских операторов на «до» и «после»: многим из них пришлось серьезно пересмотреть свой бизнес, вплоть до его закрытия. «Парадоксальность ситуации поражает: закон принят больше полутора лет назад, а подзаконных актов, уточняющих его детали, до сих пор нет. Без принятия подзаконных актов невозможно выполнить требования закона в полном объеме, и операторы связи оказались в подвешенном состоянии — буквально между небом и землей», — сетует Олег Грищенко. Он уверен, что только принятие уточняющих документов сможет внести ясность в сложившуюся ситуацию и определить реальную степень регулирования «закона Яровой».
ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
«Ростелесеть» видит три основных подхода, способных решить эту проблемную ситуацию: конструктивный диалог с государственными органами, освещение проблемы в различных неправительственных структурах, отраслевых сообществах и СМИ, а также работа с абонентами. Олег Грищенко рассказал, что первым шагом ассоциации в этом направлении стало письмо в Минкомсвязь РФ, далее — в Общественный совет при Роскомнадзоре, в Министерство промышленности и торговли РФ и Минэкономразвития. Кроме того, «Ростелесть» принимала активное участие в различных совещаниях по этому вопросу и от имени операторского сообщества подготовила обращение к заместителю председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу. «Мы рады, что нашли мощную поддержку в лице федеральных операторов связи, они помогли нам сориентироваться как в особенностях трафика, так и в порядке цен на оборудование, предназначенное для хранения информации», — отметил глава «Ростелесети».
По мнению директора по эксплуатации ОАО «Комкор» (бренд «Акадо Телеком») Михаила Медриша, за прошлый год произошли положительные изменения в регулировании, в частности в уточнениях к «закону Яровой». Так, коллективные письма от лица операторского сообщества нашли отклик в Минкомсвязи. «Нас наконец-то услышали! Так, в новой версии постановления Правительства РФ был исключен подсчет объема информации, подлежащей хранению», — сообщил Михаил Медриш. Однако срок хранения данных — 1 месяц — остался прежним, и для оператора связи это очень большие объемы информации и, соответственно, инвестиции в оборудование. Михаил Медриш полагает, что затраты на хранение информации составят несколько сотен миллиардов рублей — для малых операторов сумма весьма существенная. Другой важный момент связан с оборудованием для хранения информации. Постановление Правительства РФ № 532 определяет средства связи, подлежащие обязательной сертификации. В шестом разделе этого документа говорится о том, что обязательной сертификации подлежат технические средства, входящие в состав оборудования связи. Таким образом, предполагается все оборудование для хранения информации отнести к средствам связи. «Для бизнеса это означает дополнительные расходы, и мы намерены добиться отмены этого положения с помощью рабочих групп РСПП», — подчеркнул Михаил Медриш.
По мнению генерального директора консалтинговой компании «ОрдерКом» Дмитрия Галушко, отдельного внимания операторов в связи с «законом Яровой» заслуживает еще один интересный документ, а именно приказ Минкомсвязи, согласованный с ФСБ России. Согласно этому приказу объемы и сроки хранения информации — это только верхушка айсберга. «Сам закон весьма противоречив. Так, полностью отсутствует его экономическое обоснование, и если толковать закон буквально, то он не предусматривает расходов операторов. Однако уже в подзаконном акте — приказе Минкомсвязи об утверждении правил применения информационных систем баз данных — описывается функционал этих систем, и системы хранения данных относятся к СОРМ 3, что является незаконным», — подчеркнул Дмитрий Галушко. Таким образом, системы хранения данных как часть СОРМ 3 потребуют существенных расходов со стороны операторов. Еще один документ, на который обратил внимание глава «ОрдерКома», — письмо Минкомсвязи от 3 мая 2017 года, в котором говорится о включении в план пунктов, связанных с внедрением информационных систем баз данных, а именно с сертификацией этого оборудования. «По нашим оценкам, СОРМ 3 обойдется операторам в два раза дороже, чем СОРМ 2», — отметил Дмитрий Галушко.
«Принципиально изменить ситуацию с «законом Яровой», к сожалению, невозможно, однако инициативы АКТР и «Ростелесети» все же помогли улучшить ситуацию примерно на 20%», — отметил генеральный директор АО «Уфанет» Искандар Бахтияров. Он считает, что осенью 2018 года начнется серьезное давление регулятора на операторов связи с целью реализации этого закона в полном объеме. С ним согласен и Олег Грищенко: хоть усилия различных ассоциаций и позволили добиться неких подвижек в этом направлении, ясности и определенности у операторов по-прежнему нет. Он полагает, что в период выборов президента РФ и проведения чемпионата мира по футболу — 2018 ситуация не изменится; возможно, ближе к осени этого года появятся какие-либо изменения в этом вопросе.
И СНОВА О ПИРАТАХ
Еще одной проблемой, которая тревожит отечественных операторов, по словам Юрия Припачкина, остаются правила (а точнее, их непонимание со стороны отраслевого сообщества) борьбы с пиратством. «Платформ с пиратским контентом огромное число, и как с ними бороться, пока не очень понятно, — это одна из важнейших задач этого года», — заявляет глава АКТР. Абонент, по его мнению, делает выбор между качественным бесплатным эфирным телевидением и пиратским контентом, которым заполнен Интернет. «Двадцать бесплатных телеканалов первого мультиплекса представляют серьезную угрозу для бизнеса кабельных компаний, ни в одной стране мира нет столь качественного и разнообразного эфирного телевидения», — подчеркнул Юрий Припачкин.
Однако заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, выступая на форуме CSTB-2018, не разделял пессимизма руководителя АКТР. Он сообщил, что ведомство ведет активную работу в этом направлении. Так, множество пиратских сайтов были заблокированы по требованию правообладателей. «В последние несколько месяцев мы получили возможность блокировать зеркала пиратских сайтов. Нам удалось заблокировать около 500 сайтов-зеркал — это больше, чем было заблокировано за предыдущие два года по всем судебным решениям», — отметил замглавы Минкомсвязи. Алексей Волин добавляет, что совокупная аудитория пиратских сайтов составляет около 200 млн человек. «Мы считаем результаты работы по блокировке обнадеживающими», — сказал замминистра. Генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин также отметил эффективность принятого в прошлом году закона о зеркалах, нацеленного на борьбу с пиратством. Он уточнил, что благодаря этому закону количество пользователей нелегальных сайтов удалось снизить до 37 млн. При этом число посетителей легальных ресурсов возросло до 2 млн.
По мнению Алексея Волина, очень важным является и то, каким именно образом телевизионные каналы будут выстраивать свои платформы по легальному распространению видеосервисов, поскольку большинство российских телеканалов не видят своего будущего без развития OTT-решений. На данный момент не существует единого платформенного решения, однако технологии шагнули далеко вперед, что позволяет ведущим игрокам рынка максимально легализовать свое присутствие в ОТТ. Поскольку вещание в ОТТ сопряжено с технологическими сложностями, телеканалам стоит сотрудничать с платформами, которые предлагают современные решения, например показывают таргетированную рекламу конкретному пользователю в зависимости от устройства. Что касается эфирного телевидения, Алексей Волин полагает, что будет происходить постепенная сегментация: часть аудитории будет продолжать смотреть эфирное ТВ, а другая, несомненно, большая часть будет брать контент из мобильных приложений, сервисов отложенного просмотра и видео по запросу (VoD). Директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов подтвердил, что VoD является наиболее востребованным сегментом как в России, так и во всем мире. Он считает, что динамика роста различных сегментов платного телевидения зависит от успешности борьбы с пиратством, что возможно только при совместных усилиях игроков этого рынка.
Такое сообщество было создано в рамках АКТР в 2017 году — рабочая группа по выявлению и пресечению неправомерной трансляции объектов интеллектуальной собственности в закрытых сетях (IPTV и OTT), которую возглавил генеральный директор ООО «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук. Он поделился первыми результатами работы группы. Так, с развитием новых технологий и их удешевлением появляется и больше способов доставки контента, формы пиратства быстро меняются и его все сложнее идентифицировать. «Нужно легализовать новые формы доставки контента и систематизировать формы пиратства. Создать условия, при которых стало бы невыгодно заниматься неправомерной трансляцией», — сообщил Михаил Ковальчук.
ПОСТОРОННИМ ВХОД ЗАПРЕЩЕН
Еще одной нерешенной проблемой кабельных компаний, по мнению председателя совета некоммерческой организации «Облтелесеть» Натальи Суконкиной, продолжает оставаться вопрос недискриминационного доступа в жилой фонд. «Мы неоднократно общались на эту тему как с регулятором, так и с отраслевым сообществом и работаем над решением этой проблемы уже в течение двух лет», — отметила Наталья Суконкина. Она добавила, что каждый оператор решает проблему по-своему: кто-то договаривается на определенных условиях с управляющими компаниями или ТСЖ, кто-то использует разнообразные рычаги административного ресурса. Но из-за юридического вакуума отсутствуют единый подход и внятный алгоритм действий. Наталья Суконкина напомнила, что был период, когда положительная для операторов связи судебная практика позволяла проводить аналогии и использовать ее при решении вопросов на местах и все буквально «вздохнули с облегчением». «Но потом тенденция принятия отрицательных судебных решений возобновилась и наступил мрачный для нас период», — сообщила председатель «Облтелесети».
Также, по словам Натальи Суконкиной, практика ассоциации показывает увеличение количества случаев незаконных требований о демонтаже воздушных и кабельных линий связи, проложенных по опорам региональных организаций энергоснабжения. Например, в городе Луге Ленинградской области возник конфликт с местным оператором кабельного телевидения. «Как правило, руководство локальными энергетическими компаниями осуществляется из Москвы, поэтому наладить конструктивный диалог на уровне местной и даже региональной администрации нет никакой возможности. Мы уверены, что решение данной проблемы возможно только при активном участии АКТР», — говорит Наталья Суконкина.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПРИМЕР
Европейским опытом регулирования в области кабельного ТВ поделился президент польской ассоциации PIKE (Польская палата электронных коммуникаций) Ежи Страшевский. По его словам, в PIKE входят свыше 80 операторов, в основном ШПД-сетей, и основная задача этой ассоциации — обеспечение надлежащих условий для развития кабельного рынка Польши. Среди важнейших инициатив, которые удалось реализовать PIKE в 2017 году, — внедрение сертифицированного механизма по блокировке пиратских сайтов (что актуально и для России), внедрение директивы ЕС о коллективном управлении авторскими и смежными правами, а также внедрение общего регламента по защите данных (GDPR). «Задачами на текущий год являются развитие систем видео по запросу (SVOD), деконцентрация СМИ и развитие цифровых технологий 5G», — резюмировал Ежи Страшевский.