Зрительские предпочтения в эпоху любопытства: познавательные программы как источник новых знаний

Современный мир плотно опутан социальными сетями: в России, по данным компании Brand Analytics, в феврале 2016 года посты в соцсетях опубликовали 36 млн человек, то есть треть населения страны, при этом общее количество сообщений за месяц составило более 560 млн.

Казалось бы, с такими цифрами конкурировать трудно, и все же основным источником удовлетворения любопытства пользователей остается телевидение – такие данные были получены по итогам масштабного исследования “Эпоха любопытства”, проведенного компанией Discovery Networks в семи странах, включая Россию.

По результатам исследования “Эпоха любопытства”, в котором приняло участие 2100 человек из России, Польши, Румынии, Германии, ЮАР, Саудовской Аравии и Турции, для 51% его респондентов главным источником, с помощью которого они удовлетворяют свое любопытство, все еще остается телевидение – и при этом телевидение классическое. 20% идет за новой информацией в Интернет, 10% предпочитает формат “видео по запросу” и лишь 8% пользуются для этого соцсетями.

bc-3-2016-20-22-fr-1

Примечательно, что люди не только не считают соцсети основным источником новых знаний, но и не слишком им доверяют – так, 81% респондентов перепроверяют информацию из соцсетей.

bc-3-2016-20-22-fr-2

На вопрос о том, почему именно телевидение большинство называет главным источником новых знаний, респонденты отвечали, что их привлекает в первую очередь эффект неожиданности. “Вы не можете управлять тем, что показывают по классическому телевидению, или выбрать из множества программ ту, которая конкретно соответствует вашей теме. То же самое – онлайн-телевидение. Но, к счастью, можно наткнуться на что-то, о чем даже не задумывались и не искали”, – говорит один из опрошенных.

bc-3-2016-20-22-fr-3

Естественно, что в погоне за знаниями зрители обращаются в первую очередь к познавательно-развлекательному телевидению – в силу самой его природы. По данным Discovery Networks, полученным на примере ее каналов, люди ценят этот тип телевидения за то, что он расширяет их горизонты.

bc-3-2016-20-22-fr-4

Они узнают новые факты, видят глобальную перспективу и мысленно переносятся в другие места, когда смотрят познавательно-развлекательный контент. Зрители также могут представить себя на месте героев программ. “Телевидение делает меня ближе к людям, которых я никогда не встречу в повседневной жизни: мультимиллионерам, топ-менеджерам.

bc-3-2016-20-22-fr-5

Вы можете очень многому научиться на их опыте, глядя, как они действуют в разных ситуациях”, – объяснил другой респондент. Кстати говоря, для 21% опрошенных именно яркие личности становятся причиной № 1, чтобы смотреть программы, основанные на реальных событиях.

Зритель правит

Если говорить о типах познавательных программ, которые люди считают самыми занимательными или любопытными, то исследование показало большой разброс предпочтений, однако большинство (13%) поставило на первое место контент, касающийся актуальных новостей. 12% участников назвали своим информационным фаворитом программы о природе, 11% предпочитают черпать знания из научных программ, а 10% – из исторических. Далее по убыванию следуют: истории из жизни (6%), приключения (6%), преступления и расследования (5%), музыка (5%) и путешествия (5%).

bc-3-2016-20-22-fr-6

Как показывают цифры, круг зрительских предпочтений очень широк, и соотношение постоянно меняется. Поскольку оно напрямую влияет на программную политику, его необходимо постоянно отслеживать. Такие масштабные исследования, как Age of Curiosity, требуют серьезного времени и серьезной работы – Discovery Networks проводит их каждый год, однако существуют и другие типы исследований – от ежемесячных до ежедневных. Последние позволяют увидеть, где, когда и почему зрители смотрят ту или иную программу, что им нравится и не нравится и так далее. Видя интерес к определенному типу контента, вещательные компании усиливают эту составляющую – например, если наблюдается рост популярности программ о выживании, на канале появляется больше проектов, созданных в этом жанре. Если исследования показывают, что программы о выживании зрители охотнее смотрят в конкретное время суток, то они будут ставиться в эфир в конкретном временном слоте, и так далее.

На формирование программных сеток влияет целый ряд факторов: время дня, сезонность, активность конкурентов, внешние события – например, крупные международные соревнования. Разными будут программные сетки в будни и выходные, в праздники и в обычные дни. Запуск ключевых программ также вносит свои коррективы. При этом у всех жанров и программ есть жизненный цикл – он определяется на основе накопленного опыта и данных за много лет.

Смотреть и действовать

Любопытно, что для зрителей просмотр программы вовсе не заканчивается титрами: по данным исследования “Эпоха любопытства”, зрители Discovery получают вдохновение и стимул для размышлений после просмотра. 30% респондентов сообщили, что просмотр подталкивает их к размышлениям по теме программы, для 29% они становятся источником нового интереса, а 20% благодаря такому контенту могут взглянуть на мир по-новому.

bc-3-2016-20-22-fr-7

Действия, которые люди совершают после просмотра программ, основанных на реальных событиях, таковы: 1) обдумать тему; 2) обсудить ее с другими; 3) рекомендовать кому-то еще; 4) изучить тему, представленную в видео. Кроме того, просмотр познавательно-развлекательных каналов – это повод собраться вместе, разделить удовольствие с другими: 55% респондентов предпочитают смотреть их в компании.

bc-3-2016-20-22-fr-8

Стоит отметить и тенденцию к мультиэкранности – в последние годы получил развитие феномен, когда телесмотрение сопровождается параллельным просмотром с экрана смартфона или планшета. Объяснение заключается в том, что люди взаимодействуют с контентом во время его просмотра. Однако исследование показало, что в случае с программами, основанными на реальных событиях, второй экран нужен прежде всего для того, чтобы поделиться увиденным или обсудить его. 24% респондентов пользуются вторым экраном, при этом 37% из них обращаются к соцсетям.

При этом познавательная программа вовсе не должна расставить все точки над i в той или иной теме – наоборот, лучше, когда она этого не делает. Исследование показало, что люди не просто заинтересованы в эмоциях от просмотра программ, основанных на реальных событиях: хотят, чтобы те заставляли их думать, а в будущем – действовать. Смотря познавательные каналы, зрители одновременно удовлетворяют свое любопытство (53% респондентов) и разжигают его (51%). В итоге мы получаем бесконечный жизненный цикл познавательного телевидения – включить телевизор, чтобы найти ответы на вопросы, получить их, но при этом задаться и новыми вопросами, в поисках ответа на которые зритель вновь обратится к телевидению.

 

Источник