5G и телевещание объединились
В Женеве состоялось первое заседание координационного совета 5G Media Action Group (5G-MAG). Это новая рабочая группа, созданная при Европейском вещательном союзе (EBU) для продвижения идеи телевещания в сетях 5G.
Об этом с трибуны Х Международной конференции Digital TV Russia & CIS, организованной ComNews Conferences, сообщил председатель отдела продвижения и коммуникаций DVB Европейского вещательного союза и генеральный директор нидерландской компании Funke Digital TV Стэн Байенс, который стал вице-председателем 5G-MAG. От России в координационный комитет 5G-MAG вошел директор департамента стратегии развития и технической политики ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) Андрей Черников.
16 октября в Женеве состоялось первое заседание 5G Media Action Group, сообщил Стэн Байенс. На нем участники определили структуру — выбрали руководящий состав и рабочие группы. Возглавил 5G-MAG директор по технологиям и инновациям EBU Антонио Архидиаконо. Стэн Байенс стал вице-председателем организации, а финансовым управляющим — генеральный секретарь Broadcast Networks Europe (BNE) Ларс Бэклунд.
От России в координационный совет 5G-MAG вошел Андрей Черников. «Я рад, что Россия в лице РТРС уже участвует в работе 5G-MAG, и я приглашаю к работе других российских представителей», — сказал Стэн Байенс, выступая на Digital TV Russia & CIS.
В беседе с корреспондентом ComNews Стэн Байенс подчеркнул, что смог убедить EBU принимать в 5G-MAG не только членов Европейского вещательного союза, но и всех заинтересованных участников рынка. На текущий момент, по данным издания TVB Europe, в состав 5G-MAG уже вошло более 30 организаций. Оно объединило представителей контент- и сервис-провайдеров, операторов связи, поставщиков компонентов и технологических решений, производителей оборудования, R&D-организаций и регуляторов. По данным TVB Europe, кроме перечисленных организаций к 5G-MAG присоединились ATEME, Bayerischer Rundfunk, Cyfrowy Polsat Group, ENENSYS, Eutelsat, ESA, France Télévisions, Huawei, IRT, MBI, ORF / ORS, Rohde & Schwarz, RAI and the Technical University of Braunschweig.
5G Media Action Group была учреждена 1 октября 2019 г. Организация преследует цель создать действующую основу для ориентированного на рынок внедрения решений 5G, способных соответствовать требованиям к производству и распространению аудиовизуального контента. Об этом говорится в официальном сообщении EBU, посвященном созданию объединения.
По словам Стэна Байенса, вещательная индустрия не имеет поддержки на уровне смартфонов, поэтому неуверенно смотрит в будущее, а ведь уже появились мобильные устройства с 4К-дисплеем. «Вещателям нужно получить доступ к смартфонам и другим малым девайсам — планшетам, ноутбукам, — убежден он. — На Всемирной конференции радиосвязи WRC-19, которая стартует в этом месяце в Шарм-эль-Шейхе, вещатели должны защитить радиочастотный спектр — если мы его потеряем, вернуть уже не удастся».
Потенциал сетей 5G для вещания огромен, особенно с учетом того, что мобильные сети имеют национальное покрытие. Именно поэтому Стэн Байенс полагает, что 5G-MAG должно сотрудничать с сотовыми операторами. Тем временем опрошенные ComNews представители «большой четверки» констатируют продолжающийся переток зрителей из эфирного и кабельного ТВ в интернет, ожидают появлений новых типов контента и собираются предлагать конвергентные продукты.
В пресс-службе «Билайна» (ПАО «ВымпелКом») придерживаются позиции, что попытка внедрения вещательными компаниями технологий на базе 5G broadcasting (в чем и заключается идея создателей новой рабочей группы) не приведет к изменению общего тренда. «Телезрители все больше используют сети телеком-операторов для просмотра ТВ и другого видеоконтента. Внедрение телеком-операторами 5G усилит этот тренд за счет предложения более высокого качества сервиса, повысит уровень интерактивности контента и будет способствовать появлению новых форматов», — отмечает представитель оператора.
Продолжая мысль коллег из «Билайна», пресс-секретарь ПАО «МегаФон» Марина Пурим подчеркивает, что появление сетей 5G окажет влияние на телевизионный рынок, предоставив возможности для появления новых типов тяжелого контента, например VR и AR или cloud gaming. «Новый стандарт связи, скорее, в целом поменяет отрасль производства контента, создав нечто новое, отличающееся от существующего ТВ, как оно отличалось от театра. Для полноценного использования возможностей 5G будет нужен другой тип контента и время, чтобы сформировать на него спрос», — рассуждает она.
«Развитие стриминговых сервисов и появление абсолютно нового информационного, развлекательного и образовательного контента увели у вещателей часть аудитории, которая просто перестала смотреть телевизор, — солидарна с позицией коллег представитель Tele2 (ООО «Т2 Мобайл») Дарья Колесникова. — Это примерно те же пользователи, которые смотрят онлайн-кинотеатры, YouTube и пока еще телеэфир с мобильного телефона. Распространение 5G в В2С-сегменте будет способствовать развитию видеосервисов. «Новое» поколение зрителей продолжит потреблять видеоконтент в таком же формате и при запуске технологии 5G, которая только улучшит пользовательский опыт. С этой точки зрения перспективы вещателей будут зависеть от способности адаптировать контент к мобильным приложениям и ориентировать его на «цифровую» аудиторию».
В свою очередь ПАО «МТС», в активе которого есть «Спутниковое ТВ», не видит угрозы для своего спутникового бизнеса в связи с наметившейся тенденцией к переходу пользователей к стримингу контента по сетям 5G. «Мы не видим для себя такой угрозы, — передает позицию компании пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов. — Нередко спутниковое ТВ вещает на тех территориях, где нет других альтернатив вещания и где сооружение мобильных сетей новых форматов (LTE, 5G) экономически нецелесообразно. При этом даже при максимально широком развертывании сети 5G спутниковая технология доставки контента останется наиболее дешевой, в том числе с учетом наличия существующих абонентов и парка принимающих устройств».
Более того, продолжает представитель оператора, МТС уже сейчас активно развивает предложение конвергентных и комбинированных продуктов и предлагает абонентам получение контента в разных средах. «Мы понимаем, что технология перестает играть решающую роль. Основным фактором выбора услуги в ближайшей перспективе будет ее технологическая доступность — в том числе необходимость покупки новых устройств, — стоимость, качество сервиса и качество контента. И мы уверены, что максимально интересного эффекта для пользователей и бизнеса можно будет добиться за счет комбинации разных технологий в едином продукте», — сказал Алексей Меркутов.
Директор по проектам «ТМТ Консалтинга» Елена Крылова напоминает, что в России перспективы развития 5G пока остаются неясными. Тем не менее уже сейчас в сетях LTE предлагается подключение в том числе к ТВ через роутер (технология WTTx). Целевой аудиторией WTTx, по словам Елены Крыловой, являются жители коттеджных и дачных поселков — там, где дорог или недоступен проводной интернет. Как полагает аналитик, в теории эта технология (через 4G и 5G) должна быть востребована. «В условиях, когда всем необходим интернет-доступ, а не только ТВ, данная технология выигрывает у спутникового ТВ. А если учесть, что роутер можно перевозить квартира/дача, то WTTx является конкурентом и проводным операторам», — заключает Елена Крылова.