CSTB 2019: станет ли Ultra HD массовой технологией

Насколько действительно пользователи заинтересованы в 4K и правда ли Россия отстает от западных стран в развитии Ultra HD — о чем говорили на панельной дискуссии форума CSTB «Индустрия Ultra HD. Перспективы и тренды развития».

Почти все новое видеооборудование поддерживает форматы 4К, а ведущие мировые производители уже несколько лет не выпускают камеры меньшей четкости. Новых телевизоров диагональю от 50» без поддержки 4К в нашей стране нет в продаже. Означает ли это, что время 4K наконец-то пришло?

Развитие технологий и контент

Дискуссию о перспективах Ultra HD открыл Николай Орлов, заместитель генерального директора по контентной политике «Триколор ТВ».

— Технология 4К у «Триколор ТВ» — одно из магистральных направлений развития. У нас самый крупный пакет телеканалов в формате 4К. Пожалуй, он единственный может похвастаться быстрым ростом. С января все новое оборудование поддерживает 4К. Кроме того, мы наблюдаем рост абонентской базы — у нас около 100 тысяч подписчиков UHD.

Николая Орлова поддержал Григорий Лавров, генеральный директор «Медиа Альянс».

— В 2018 году мы запустили телеканал Eurosport 4K в России. Этот канал стал первым в мире продуктом семейства Discovery в формате Ultra HD. Сейчас коллеги из Голландии, Испании и Германии, руководствуясь нашим опытом, решают, могут ли они запустить Eurosport 4K.

Мы давно были готовы к запуску 4К-канала, но не ожидали, что операторы кабельного ТВ будут заинтересованы в этом коммерчески. Мы видели, что отдельные игроки на рынке активно продвигают тему Ultra HD, но наша команда не была уверена, насколько формат Eurosport 4K будет коммерчески востребован. Мы убедились, что спрос есть, история окупается и она жизнеспособна.

Общаясь с нашими западными партнерами, мы заметили, что в США интерес к формату 4К ниже, чем в России. Возможно, наша страна со временем станет первичным, если не основным драйвером для Discovery в плане производства контента в формате 4К.

Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ ПАО «МТС», выразила свои сомнения по поводу распространения 4K среди потребителей.

— Нам очень не хочется, чтобы технологию Ultra HD постигла участь, которая постигла в свое время 3D. Тогда в технологию все наигрались, а потребитель не нашел нужного решения. Технологически на Ultra HD мы тратим в четыре раза больше ресурсов, нежели на SD или HD-технологии, но пропорциональной отдачи мы не получаем.

Сейчас только 1,5% базы подписчиков подтвердили свой интерес к Ultra HD каналам при базовом пакетировании. Мы пока не нашли рентабельную бизнес-модель: мы пробовали базовое пакетирование, сейчас стараемся усилить при помощи Ultra HD премиум-пакеты, но результатов пока не видно.

Главная причина — контент. Большинство правообладателей продолжают пользоваться краткосрочными моделями при массовом потреблении. А абонент не пойдет только на технологии: ему нужен уникальный контент, за него-то он и готов платить.

Мы надеемся на запуск каналов в конкретные ниши. Мы готовы рассматривать некие партнерства между операторами для обеспечения якорного контракта на вход тех или иных каналов на территорию России.

Примечание автора: Решение вопроса 3D давно найдено — оно развилось в VR и 360º.

 Проблемы и мифы Ultra HD

Александр Черняев, ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России, перечислил основные сложности внедрения 4K.

— С точки зрения технологии производители, поставщики, контент-провайдеры и операторы сетей готовы к распространению 4К. Главный вопрос — кому нужен этот контент? Как доставить его качественно, как заинтересовать потребителя?

Состояние российской индустрии 4К / Фото: предоставлено автором 

Перед рынком стоит несколько проблем:

  1. Интеграция в рамках экосистемы — с системами закрытия доступа, приставками, системами подготовки и доставки контента.
  2. Распространение контента — где взять 4K-контент?
  3. Запрос на HD или SD-вариант 4K-контента.
  4. Отсутствие хороших каналов дистрибуции.
  5. Нужна система и площадка, с которой 4К-контент могли бы покупать. Нужно переходить к нормальному рыночному потреблению.

Мифы вокруг 4К развеял руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков:

— Наш аналитический центр активно работает c отраслью Ultra HD. Мы поняли, что вокруг 4К появилось много мифов и заблуждений.

1Первый миф. Ultra HD развивается только в странах Запада

Это не так. Если изучить статистику продаж телевизоров, то основная их масса продана в Азии. В Китае велика конкуренция между производителями, и цены очень низкие. Даже если отбросить Азию с такими странами, как Япония и Южная Корея, где технологии всегда были на высоком уровне, в США, Канаде и ЕС не так много аудитории 4К, как всем кажется. На рынке есть Россия, страны Восточной Европы, Бразилия, Аргентина и другие страны Латинской Америки, а также Ближний Восток.

Статистика продаж телевизоров 4К / Фото: предоставлено автором

В странах Запада степень проникновения Ultra HD выше, но это временно. Если по данному критерию рассматривать регионы в целом, то Северная Америка и Западная Европа ушли недалеко.

Доля аудитории 4К в мире / Фото: предоставлено автором


2Второй миф: Рынок Ultra HD развивается из-за интереса потребителей
 

Главный фактор развития рынка — производители оборудования. Они стараются занять эту нишу до того, как в отрасли начнется жесткая конкуренция. В 2017 году в России доля объема продаж Ultra HD телевизоров составляла примерно 17%, в 2018 она достигла 25%.

Рассмотрим продукцию ведущих фирм — LG, Samsung, Sony. С повышением размера диагонали от 40’ как минимум половина модельного рядя поддерживает Ultra HD. Другими словами, если потребитель хочет приобрести телевизор диагональю 65’ с разрешением меньше, чем Ultra HD, он не найдет такой модели в России. Да и разница в стоимости HD и Ultra HD невелика.

Доля новых телевизоров 4К на российском рынке / Фото: предоставлено автором


3Третий миф. Ultra HD — это разрозненный рынок 4К-телевизоров
 

На самом деле Ultra HD — это полноценная экосистема с множеством элементов, которые развиваются лидерами рынка. В телевизорах — это Samsung, Sony, в приставках — GS Group, в других отраслях — HUAWEY, Apple, Sony. Это направление охватывает все этапы производства контента, его трансляции, обработки и потребления.


4Четвертый миф. В России невозможно производить Ultra HD-оборудование
 

Телевизоры Ultra HD, которые продаются в России, производятся здесь же. Приставки Ultra HD также производятся в России. GS Group («Технополис GS» в Гусеве) собирает их для спутникового ТВ. Компании Eltex (Новосибирск), Промсвязь (Уфа) и многие другие производят IP TV приставки.

Оборудование для телевещания также собирается на российских заводах. Многие сегменты телевизионного оборудования в нашей стране не развивались, но постепенно это направление возрождается.


5Пятый миф. Все обладатели Ultra HD-техники смотрят 4К
 

В России у 4-5 млн человек есть 4К-телевизоры. Кто-то осознанно сделал свой выбор в пользу Ultra HD, кто-то купил телевизор с этой технологией просто потому, что других не было в продаже. С другой стороны, есть абоненты, которые хотели бы смотреть 4К-контент, но не могут: либо они не подключены к оператору, либо их оператор не предоставляет этой услуги. В итоге получается, что Ultra HD-контент в России смотрят не более 500 тыс. человек, включая всех абонентов спутникового телевидения, ОТТ и владельцев Blu-Ray-плееров.

Григорий Лавров добавил:

— Многие пользователи Ultra HD телевизоров думают, что, купив такой телевизор, они автоматически смотрят 4К, хотя на самом деле это не так.

Александр Сурков:

— Владельцам Ultra HD-телевизоров объяснять, на что способна их техника. Другим потребителям объяснять, что данная услуга — это недорого и достаточно просто.

HDR и дистрибуция

Технологии HDR представил Антон Артемьев, генеральный директор производящей студии ARSPRO.

— High Dynamic Range (расширенный динамический диапазон) — дополнительный шаг к Ultra HD. Ultra HD — это размер кадра, а HDR — это информация об изображении, то, как будет показана картинка 4К. Сейчас есть две основные рекомендации Международного союза электросвязи (МСЭ). BT.709 — стандартный динамический диапазон для ТВЧ, и BT.2020 — повышенный динамический диапазон, включая расширение цветовой палитры и увеличение частоты прогрессивной развертки.

Качество картинки — почувствуйте разницу! / Фото: ARSPRO

В HDR заложено в 100 раз больше градаций яркости, чем в стандартном ТВЧ: изображение становится красочнее, насыщеннее и это повышает интерес потребителей контента. Формат HDR на данный момент поделен на три категории: HDR10, HDR10+ и Dolby Vision.

  1. HDR10 — 10-битная цифровая схема, статические метаданные.
  2. HDR10+ — динамические метаданные, 10-битная цифровая схема.
  3. Dolby Vision — динамические метаданные, возможность транслировать 12-битную цифровую картинку. Это топовый формат, который можно будет воспроизводить на всех видеоустройствах, которые его поддерживают.

Метаданные — это неотъемлемая часть этих форматов, именно из-за них видео правильно отображается на конечных приборах.

Производители начинают понимать, какие возможности открывает HDR, а главное — что производство контента в этом формате вполне доступно и сейчас.

О наземной дистрибуции каналов 4К рассказал Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика»:

— Для доставки контента мы используем новый подход — передавать сигнал от вещателя напрямую до кабельного оператора, используя нашу волоконно-оптическую сеть. Сейчас ассортимент телеканалов достаточно большой, поэтому мы их сегментировали на отдельные группы: зарубежные тематические каналы, обязательные российские, тематические российские телеканалы.

Ассортимент каналов, распространяемых Медиалогистекой / Фото: предоставлено автором

Также есть две группы инновационных вещателей — это 4К-телеканалы и ОТТ-мультиплекс, то есть пакет специальных версий каналов для интернет-вещания.

Получатели 4К телеканалов у Медиалогистики / Фото: предоставлено автором

Кто получает 4К-каналы? Федеральные операторы — Ростелеком, МТС, Мегафон, ЭР-Телеком и другие. Есть региональные операторы — территория охвата от Санкт-Петербурга до Владивостока — спутниковые операторы, ОТТ-сервисы Megogo и ivi, а также зарубежные операторы Казахтелеком и Balticom.

Сервисы Медиалогистики представлены от Парижа до Владивостока / Фото: предоставлено автором

Когда начался Чемпионат мира по футболу, Первый канал запустил 4К-версию трансляций. Интересен этот кейс тем, что канал появился утром, в день открытия чемпионата, а вечером абоненты кабельных операторов в регионах, в том числе во Владивостоке и Хабаровске, смотрели трансляцию с церемонии открытия в качестве 4К. Мы за один день сумели раздать сигнал 4К по земле на всей территории России.

Для подачи 4К в ОТТ нам пришлось модернизировать оборудование. Теперь у нас есть технические возможности трансляции 4К-сигнала для интернет-вещания посредством ОТТ-сервисов.

Каждый из наших пользователей и со стороны телеканалов, и со стороны операторов имеет доступ к системе мониторинга — все телеканалы, с которыми работает клиент, можно просматривать в виде диаграммы качества сигнала. Функцию мониторинга можно подключить через личный кабинет.

Также появился новый сервис Playout — облачный сервис для формирования телеканала, что позволяет непосредственно через нашу компанию вещать ТВ каналы. В этом году мы начинаем предоставлять сопутствующие услуги — электронный телегид (EPG) и задержку к часовому поясу до 7 часов. Еще мы запускаем партнерскую программу, благодаря которой 4К-сигнал станет доступным для населенных пунктов от 10 000 жителей, где есть узлы связи федеральных операторов.

Источник