ГПКС и «Телеспутник» заглянули в будущее телеиндустрии

В петербургском Центральном музее связи им. А.С. Попова 3 октября ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и «Телеспутник» в рамках конференции SatComRus-2019 провели круглый стол «Телевидение в эпоху четвертой промышленной революции. Как телеиндустрия адаптируется к новой технологической реальности».

В ходе дискуссии представители ведущих игроков российского телевизионного рыка обсудили перспективы развития телевизионной отрасли — в том числе линейного телевещания, интеграцию различных технологических решений в единый сервис, новые точки роста для операторов платного ТВ, влияние пользовательского контента на облик телеиндустрии, а также возможность применения технологии blockchain для развития системы микроплатежей.

В заседании круглого стола принимали участие: основатель Blockchain Association Сергей Беседин, директор проекта «Медиалогистика» компании «МСК-IX» Григорий Кузин, заместитель генерального директора оператора цифровой среды «Триколор» Николай Орлов, первый заместитель генерального директора GS Labs Максим Самсонов и генеральный директор компании «СТВ» Юлия Шахманова.

Модерировали сессию директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП «Космическая связь» Сергей Плотников и главный редактор «Телеспутника» Александр Калигин.

Открывая круглый стол, Александр Калигин отметил, что развитие технологий в эпоху четвертой промышленной революции, которую мы все сейчас наблюдаем и переживаем, коснулось практически всех отраслей человеческой деятельности. Не стала исключением и ТВ-индустрия. Массовое распространение всевозможных гаджетов, повсеместное обеспечение людей качественным ШПД, грядущее появление сетей связи пятого поколения, развитие многочисленных OTT-платформ и социальных сетей – все это влияет на сознание потребителей контента и заставляет игроков рынка эволюционировать.

Сергей Плотников дополнил коллегу, уточнив что структура телевизионного рынка продолжает развиваться и трансформироваться по всей цепочке продвижения контента от создателя до потребителя. По его словам, основным драйвером всех метаморфоз в медиаиндустрии является трансформация процесса потребления видеоконтента. В новой цифровой реальности пользователи стали производителями контента наряду с крупными медиакомпаниями. Традиционные же операторы платного ТВ превращаются в мультисервисные платформы. Они создают собственные экосистемы, которые позволяют пользователям получить доступ к различным информационным и развлекательным медиасервисам, включая даже такое направление как управление умным домом.

«Именно поэтому мы сегодня и решили поговорить о том, какую роль в операторском бизнесе будет отведена телевидению в дальнейшем и к чему стоит готовиться рынку после массового распространения новых технологий, таких как 5G или блокчейн», — пояснил Сергей Плотников.

Участники круглого стола отметили, что в настоящий момент изменения в технологиях и в зрительских предпочтениях наступают настолько быстро, что первоочередной задачей для оператора становится адекватное реагирование на них. Юлия Шахманова рассказала о совместном проекте ГПКС и СТВ по организации юникаст-вещания.

Решение базируется на доставке контента в традиционном режиме броадкаст (мультикаст) через спутник, но после «приземления» сигнала транспортные потоки преобразуются в формат для юникаст-потребления. По сути это программный продукт, позволяющий прозрачно распространять контент с различными разрешениями через спутник в традиционном формате броадкаст через старый добрый DVB-S/S2. На приемной стороне формат телеканалов трансформируется в юникаст для доставки на широкий спектр пользовательских устройств.

«В данный момент, решение успешно протестировано на абонентах двух кабельных сетей. В результате этого пользовательского опыта мы выявили места, требующие доработки в технологии и точнее определили пользовательский запрос. В начале следующего года мы планируем перейти к коммерческому внедрению», – уточнила Юлия Шахманова.

Отвечая на вопрос о том, развивает ли оператор какие-либо сервисы кроме платного ТВ, Николай Орлов рассказал о новых направлениях развития «Триколора», которые появились после того, как потенциальная абонентская база для рынка платного ТВ фактически исчерпала себя. При этом оператор создал цифровую экосистему, основу которой по-прежнему составляет спутниковое телевещание. Но она включает в себя много разнообразных сервисов — от онлайн-кинотеатра до умного дома.

В обсуждении факторов, оказывающих влияние на развитие рынка, участники дискуссии сошлись на том, что качество сервиса и контента оказывают более весомое влияние на привлечение абонентов, нежели технологические достижения. Юлия Шахманова и Григорий Кузин практически в один голос заявили, что операторам важна услуга, в том числе удобство интерфейса. Николай Орлов в свою очередь отметил, что творческая составляющая контента для зрителя важнее, чем, техническая.

На круглом столе обсуждался и вопрос роли пользовательского контента — User Generation Content, UGC) — на медиарынке. Николай Орлов отметил, что его опыт столкновений с UGC говорит, скорее не в пользу последнего, поскольку платформы пользовательского контента открыто заявляют о желании привлечь профессионалов с их продукцией, а телекомпаниям пользовательский контент использовать затруднительно по причине низкого качества последнего.

Одной из тенденций, которые в последнее время активно обсуждаются бизнес-сообществом, являются технологии blockchain и возможности их применения в различных сферах экономики.

Сергей Плотников пояснил, что blockchain — это фактически система создания и управления цифровыми контрактами всех участников цепочки поставки продукта от производителя до потребителя. При этом, распределение добавленной стоимости происходит автоматически на основе предварительных договоренностей. С организационной точки зрения blockchain адаптирует ERP и переводит бизнес в цифровую среду. С технологической точки зрения, blockchain является своего рода middleware, которое соединяет все технологические системы в одно единое целое.

С точки зрения дистрибьютора или оператора, создание собственного blockchain означает организацию и контроль легальной передачи контента от производителя до конечного потребителя или оператора более низкого уровня с целью распределения вознаграждения. В широком смысле это может быть использовано для полного контроля всей цепочки поставки.

Сергей Беседин согласился с данными тезисами и дополнил, что технология blockchain позволит расширить возможности биллинга в платном ТВ, вплоть до продажи контента по отдельным кадрам миллионам пользователей. Юлия Шахманова заявила, что рынок с его устоявшимися цепочками платежей сегодня к внедрению такой технологии не готов. Николай Орлов добавил, что «Триколор» пытался реализовать похожую систему продажи контента, но на это не пошли владельцы прав.

В завершении сессии первый заместитель генерального директора Максим Самсонов рассказал о межплатформенном технологически гибком программном решении, обеспечивающем устранение цифрового неравенства в местах ограниченной доступности ШПД. По словам Максима Самсонова, каждый человек должен иметь доступ к информационно-развлекательным сервисам, превосходящим по возможностям линейное вещание. Именно такое решение и разработала российская компания GS Labs.

Источник