Игра в спутники: итоги SpaceCom Digital Russia—2020

«Телеспутник» провел в Москве ежегодную международную конференцию #SpaceCom Digital Russia—2020. Участники мероприятия всерьез обсудили насущные проблемы спутниковой индустрии, а потом немного поиграли и пошутили, но неожиданно это тоже оказалось всерьез.

НЕ БУДЕТ ТЕРАБИТА, НЕ БУДЕТ И БЕЗЛИМИТА

Как отметил глава представительства Hughes Network Systems в России и СНГ Константин Ланин, компания ждет новый космический аппарат полутерабитной пропускной способности — Jupiter 3. С его выводом на орбиту оператор сможет предоставить пользователям настоящий и честный безлимит, а также поднять скорость с 25 Мбит/с до 100 Мбит/с на абонента. Но это произойдет в Америке, где сотовые операторы не демпингуют, поэтому Hughes обслуживает там 1,5 млн пользователей.

Максимальная же пропускная способность спутниковой емкости Ка-диапазона в России, по оценке Константина Ланина, составляет 50 Гбит/с. С одной стороны, скромно, с другой —обеспечив скорость 25 Мбит/с, получится обслужить полмиллиона абонентов. И если учесть, что база пользователей Ка-диапазона в стране растет примерно на 300—400 абонентов в месяц, очевидно, что ресурса пока хватает. Задумываться о новой емкости надо, когда получится перейти от привлечения нескольких сотен новых абонентов в месяц к нескольким тысячам. Но при этом остается дискуссионным вопрос предоставления честного безлимита.

ДЕМПИНГ КАК МЕТОД МОНОПОЛИЗАЦИИ

Сегодня это одна из самых больных тем на рынке Ка-диапазона. Она затмила даже проблемы плохой информированности населения о спутниковом ШПД, давления со стороны сотовых операторов (которые, как отметили участники, очень кстати начали повышать тарифы).

На рынке Ка-диапазона в ближайшем будущем чуда ждать не приходится, по крайней мере от виртуальных операторов сети (virtual network operator, VNO — использует инфраструктуру другого оператора, продавая услуги под собственной маркой, — прим. «Телеспутника»). Генеральный директор Astra Internet Владимир Ванин обратил внимание на тот факт, что с VSAT-рынка уходят маленькие частные компании и приходят крупные игроки, при этом кардинально меняются правила игры. Сначала таким игроком был Eutelsat, который ввел безлимитные тарифы на «Экспресс-АМУ1», чем сильно озадачил рынок. Но затем компания быстро вошла в рыночную колею, считает Владимир Ванин. Другой игрок, SenSat, реализует очень рискованную бизнес-модель, но, имея за спиной поддержку в лице материнской компании «Ростелеком», может себе это позволить.

А теперь все ждут «Газпром космические системы» (ГКС) — компанию, владеющую спутниковым ресурсом и вышедшую на рынок провайдерских услуг. Еще в 2012 году, когда ГКС запустил «Ямал-401» и начал под своей торговой маркой предоставлять услугу ШПД в Ku-диапазоне, провайдеры задавались вопросом: не задавит ли этот гигант своих конкурентов, которые вынуждены будут покупать у него те самые мегагерцы? Тогда их опасения так и не оправдались, активность ГКС на провайдерском рынке не создавала никому опасности.

ТАРИФЫ «ЯМАЛ-601»

Владелец «Ямал-601», «Газпром космические системы» (ГКС), предлагает виртуальным операторам 1 Мбит/с за 20 000 рублей в месяц. Предусмотрены тарифы «Легкий» (10 Гб за 750 руб./мес.), «Активный» (29 Гб за 1850 руб./мес.) и «Интенсивный» (55 Гб за 3750 руб./мес.). При превышении указанного объема ГКС ограничивает скорость в 512 Кбит/с.

Исходя из своего опыта работы на рынке спутникового ШПД, акционер ГК AltegroSky Сергей Пехтерев отмечал, что такой объем абонент выкачает за 15 дней, а за оставшиеся 15 дней на низкой скорости он выберет еще чуть менее 100 Гб. Сергей Пехтерев убежден, что тарифы распределятся среди абонентов в соотношении: «Легкий» — 60 %, «Активный» — 30 % и «Интенсивный» — 10 %. Учитывая суммарную месячную емкость канала 1 Мбит/с минимум 316 Гб, получается, что усредненный клиент ГКС платит за 1 Мбит/с в месяц чуть более 3600 рублей. По разным оценкам, провайдер спутникового ШПД должен от 30 до 50 % дохода с абонента потратить на подключение, рекламу, биллинг, а также техническую поддержку.

То есть, исходя из тарифов, предложенных ГКС, непосредственно за трафик за 1 Мбит/с в месяц компания получает от 1800 до 2100 рублей. Для того, чтобы виртуальный оператор имел возможность конкурировать с ГКС, он должен за эти деньги покупать трафик у последнего как владельца спутника. Однако по факту VNO предлагают платить за 1 Мбит/с в месяц примерно в 11-9,5 раз больше.

Но в 2019 году был запущен на орбиту «Ямал-601», чья пропускная способность в Ка-диапазоне больше, чем вся существовавшая до этого на российском рынке. Генеральный директор Astra Internet спросил прямо: будут ли равны рыночные условия для ГКС (как провайдера) и покупающих у него ресурс VNO? На что в ГКС заверили: условия будут абсолютно конкурентными. Но в итоге оказалось, что тарифные планы ГКС очень сильно расходятся с теми условиями, которые оператор представил VNO, — примерно в 10 раз. Фактически, считает Владимир Ванин, это означает, что ГКС в процессе продажи услуги отказывается от VNO и собирается «окучивать» весь рынок самостоятельно. А это приведет к неизбежной монополизации.

АГРЕГАТОРЫ И ТЕЛЕПОРТЫ

Следом эксперты остановились на маркетинговых и технических проблемах наземного сегмента спутниковых сетей. Руководитель группы эксплуатации технического департамента МОКС «Интерспутник» Андрей Лобанов анонсировал проект OpenTeleport, который, если говорить простым языком, является своеобразным Avito для телепортов. И не зря во вступительной части своего доклада он упомянул и Uber, и Avito, и Booking. Идея в том, чтобы создать интернет-площадку для продажи услуг телепортов, работающую по принципу агрегатора: «Интерспутник» предоставляет площадку, а продавец (оператор) размещает на ней информацию, он же несет за нее ответственность. Как покупатель с продавцом договорятся — их личное дело. «Интерспутник» же от проекта получает хороший пиар и потенциальных покупателей емкости.

Директор направления «Телекоммуникации» компании «Теком» Андрей Бурашников представил систему автоматизации и контроля работы телепорта. Она позволяет отслеживать параметры передачи сигнала (не только предназначенного для непосредственного приема, но и транслируемого в ОТТ- и IPTV-сети), при необходимости подстраивая параметры, а в крайнем случае переводя работу на резервный телепорт. У нижегородской компании среди клиентов довольно много известных игроков рынка, но, пожалуй, самый знаковый проект из недавних — система контроля, автоматизации и аварийного переключения двух телепортов спутникового вещания МТС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ОПЕРАТОРУ?

Технический директор ГК AltegroSky Сергей Степаненко предложил участникам свое видение места оператора в новой рыночной реальности. Помимо уже хорошо известных точек роста (например, связь с морскими судами), он назвал инфраструктурный аутсорсинг. Глобальные операторы (или имеющие амбиции стать таковыми) активно выходят на региональные рынки, и вот тут им и нужны региональные операторы со своей инфраструктурой. И это, отметил Сергей Степаненко, не только новая точка роста, но и возможность для операторов взаимно расширить свою зону покрытия.

Первый заместитель генерального директора GS Labs Максим Самсонов внес в размеренное рассуждение скептическую ноту. Он объяснил преимущества и недостатки гибридных схем доставки контента. Например, резервирование спутника средствами интернета. Несмотря на то, что плюсы спутниковой доставки должны компенсировать минусы ОТТ и наоборот, этого не происходит. Даже такая простейшая услуга, как линейное телевещание, искусственно делается разной для технологий DVB и ОТТ. То есть получается не резервирование, а предоставление двух разных услуг. Есть и еще один неприятный момент: при отказе спутниковой доставки без сигнала остается очень большая аудитория. А создание столь же масштабной резервной ОТТ-платформы сведет на нет все финансовые выгоды подобного мероприятия.

СКРЕСТИТЬ ВОЛА И ТРЕПЕТНУЮ ЛАНЬ

Как объединить спутник и 5G — эта тема привлекает особый интерес участников рынка. Для того чтобы вписать спутниковые коммуникации в стандарт связи пятого поколения надо стараться именно представителям спутниковой индустрии. Константин Ланин считает, что эйфория вокруг этой темы не обоснована, поскольку внедрение спутника в 5G будет идти медленно и реализуется в отдаленном будущем.

Сотрудник НИИ Радио и эксперт по вопросам частотного распределения Виктор Стрелец отметил, что, внедряясь в 5G, спутниковые игроки должны помнить о своих интересах, в первую очередь о частотах. В одном диапазоне совместить 5G и спутниковую передачу невозможно. И в ближайшее время, скорее всего, в крупных городах спутниковые операторы С-диапазон потеряют. Пока это не нанесет им большого урона, поскольку С-диапазон в основном используется для доставки телепрограмм в регионы, а 5G будет развиваться прежде всего в крупных городах. Но надо все время держать руку на пульсе и постоянно отбивать посягательства сотовых операторов на спутниковые частоты.

АБОНЕНТ И КОНТЕНТ: КТО ПЕРВИЧЕН?

Максим Самсонов напомнил о том, что потребление трафика абонентами растет экспоненциально, а доходы провайдеров — линейно. Мобильные операторы поняли это 10 лет назад и активно начали продвигать контентные предложения. И вся монетизация сегодня завязана на дополнительные услуги, чистым ШПД расходы не отбить, говорит он.

Акционер ГК AltegroSky Сергей Пехтерев заметил, что сотрудничество с любым агрегатором принесло бы провайдеру множество бонусов, но средний российский провайдер спутникового ШПД со своей абонентской базой в 5-6 тысяч пользователей контент-агрегаторам не интересен. Получается заколдованный круг: пока нет контента, не будет массового притока новых абонентов, а раз нет абонентов, не появится и интерес со стороны интернет-платформ, следовательно, не будет и контента.

Константин Ланин настроен более оптимистично: и сотрудничество возможно, и без контента доход получать реально, считает он. Так, Hughes запустил совместный с Facebook проект по продвижению услуг на основе VSAT-технологии в Африке, который предполагает создание партнерами пунктов коллективного доступа (ПКД) в деревенских общинах. В рамках ПКД все услуги экосистемы Facebook будут предоставляться бесплатно, а все, что за ее пределами, — за отдельные деньги. Пока у этого рынка нет миллионов потенциальных пользователей, но надо прогнозировать минимум на 2-3 года.

Американский опыт говорит, что как минимум до полутора миллионов абонентов (примерный размер общей базы Hughes в Северной и Латинской Америке) можно рассчитывать только на ШПД. Российский рынок Ка-диапазона — максимум 35 000 активных пользователей, и это самая оптимистичная оценка. Расти есть куда, но, как уверен Константин Ланин, сдерживающим фактором является подход операторов к политике продаж.

В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ ДОЛЯ ШУТКИ

В завершающей части конференции между участниками провели игру. Гостей объединили в команды и отдали им для решения кейсы, а независимое жюри оценивало их идеи. Порадовало, что с чувством юмора у игроков все оказалось в порядке. Особо отметим проект организации сети связи на Марсе. Решая кейс по выходу на провайдерский рынок владельца емкости Ка-диапазона, одна из команд предложила следующую схему: владелец ресурса вводит на 1-2 года мораторий на оплату ресурса, VNO не платят за мегабиты при условии выполнения определенного плана по включению новых станций, и в зависимости от того, сколько станций поставил VNO за время моратория, ему потом устанавливается стоимость полосы. Емкость заполняется, денежный поток генерируется. Несмотря на смех в зале, что-то мне подсказывало, что участники команды посчитали эту схему вполне работающей. Та же команда на просьбу выбрать объект для инвестиций из трех проектов — Starlink, OneWeb или «Экспресс-РВ» — предложила вложиться в создание дешевой антенны для этих систем. И это показательно: спутники запущены и функционируют, а вот отсутствие массовых дешевых терминалов может порушить все перспективы низкоорбитальных систем.

Источник