NAB-2017: телевизионные тренды
Новые телевизионные стандарты, UHD, HDR и Dolby Atmos — самые актуальные темы телевизионного рынка на NAB-2017.
Что ожидают зрители
Во-первых, хотелось бы обозначить, что происходит на рынке бытовой электроники, а точнее — телевизоров. Все крупные производители начали массовый выпуск 4K (Ultra HD)-моделей, и зрители, приобретая данную технику, начинают искать 4K-контент. В массовый сегмент также начинают приходить технологии HDR (расширенный динамический диапазон) и Dolby Atmos (объемный звук), и это тоже повлияет на запросы массового зрителя в ближайшем будущем.
Хотелось бы отметить еще одну тенденцию на рынке бытовой электроники — появление так называемых умных телевизоров, оборудованных собственной операционной системой. Они превратились из простого монитора в многофункциональные медиацентры. Постепенно происходит изменение того, как зритель потребляет контент: он переходит от классического линейного телевидения с четко заданной сеткой вещания к интерактивному. Пользователь сам выбирает программы, которые он хочет смотреть в удобное ему время. Уже реализованы системы рекомендации того или иного контента на основе истории просмотров конкретного зрителя. Таким образом получается, что пользователь создает свой собственный плейлист и смотрит только то, что ему нужно, причем не только по телевизору, но и на смартфонах, планшетах, ноутбуках и т.д.
Что это значит для телевизионной индустрии
Сейчас в бизнес-среде очень популярен термин «agile», что в переводе означает «гибкий, подстраивающийся под обстоятельства». На конференции он звучал особенно часто. Телевизионный рынок переживает очередную революцию: телеканалам необходимо удерживать свою классическую аудиторию, привлекать новую, бороться с конкуренцией интернет-каналов, которые, в свою очередь, уже начинают производить контент на профессиональном уровне. К тому же появляются новые форматы, а телевизионные центры используют IP-технологии. Все это сейчас двигает вперед телевизионную индустрию.
Наиболее гибкими на рынке, конечно, сейчас являются крупные зарубежные OTT-провайдеры: Netflix, Amazon, Hulu и т.д. Они начинали с доставки контента до зрителя по сети, а сейчас снимают свои собственные высокобюджетные шоу и сериалы. Технология OTT является развитием IPTV и заключается в передаче контента конечному потребителю через интернет на разные устройства: SmartTV, ТВ-приставки, смартфоны, планшеты, ПК и т.д.
Технология предоставляет зрителю множество услуг, таких как просмотр контента в формате UHD и/или HDR с объемным звуком, а также разные модели монетизации: плата за каждый просмотр, аренда контента на определенный срок, подписка или бесплатный просмотр с рекламными вставками.
Но это все относится больше к кино и сериальному рынку. Что же касается прямых эфиров и классического телевидения, то здесь каждая страна поступает по-своему.
Европейский рынок
Американский телевизионный рынок
Современные тенденции в телевизионной индустрии
SMPTE 2110
Конечно, главным событием выставки NAB-2017, которому посвящали целые дни на конференции и обсуждали на каждом стенде, стала демонстрация SMPTE 2110. Это открытый, новейший и один из самых ожидаемых стандартов, который описывает работу передачи данных (видео, аудио, данные) по IP, приходя на смену протоколу SMPTE 2022-6.
SMPTE 2110 представляет собой семейство нескольких протоколов:
- -10 системная синхронизация;
- -20 видео данные: передача только активной части видеоизображения; поддержка размера изображения вплоть до 32K x 32K, а также различных цветовых охватов и структур пикселя;
- -21 синхронизации для некомпрессированного видео;
- -30 аудио данные (PCM): поддержка AES67;
- -31 аудио данные (Non-PCM);
- -40 служебные данные.
В настоящее время готов черновой вариант стандарта SMPTE 2110, и производители телевизионного оборудования, которые состоят в ассоциации AIMS, активно проводят тесты на совместимость с разными продуктами. Финальный релиз стандарта намечен на конец этого года.
Преимущества 2110 по сравнению с предшественником:
- эффективное использование пропускной способности канала;
- три раздельных потока: видео, аудио и данные;
- поддержка открытого аудиостандарта AES67;
- автоопределение устройств при подключении их в сеть (технология NMOS);
- гибкость при работе с различными форматами сигнала;
- организация телевизионного вещания с удаленных съемочных мест (технология remote production).
HDR
HDR монитор-рекордер Atomos Sumo 19″
Расширенный динамический диапазон постепенно становится новым стандартом видеопроизводства, позволяющим на современных дисплеях увидеть высококонтрастное изображение. При стандартном динамическом диапазоне (SDR) отношение между самой темной точкой экрана и самой светлой составляет 32:1, в то время как при HDR оно достигает значений 10000:1. Существует стандарт ITU-R BT.2100, который описывает форматы HDR видео: PQ и HLG.
Множество компаний на выставке представили новое поколение инструментов и решений, которые позволят удовлетворять растущий спрос на HDR-контент в самых разных сферах видеопроизводства. Причем демонстрировалось оборудование, работающее как в HD HDR, так и 4K HDR.
Dolby Atmos
NAB-2017. Демонстрация продуктов AVID
Dolby Atmos — новый аудиоформат, который позволяет работать со звуком как с объектами. В акустическую систему добавляются потолочные динамики, что позволяет слушать объемный звук. Для кино возможно создание сцен с перемещением звукового объекта в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для телевидения технология Dolby Atmos предлагает установку дополнительных микрофонов под крышу для максимального эффекта присутствия на месте съемки. Например, для трансляции Олимпиады из Бразилии в 2016 году использовали следующую схему.
- Установка микрофонов под крышей объекта, с которого идет трансляция.
- Вывод верхних микрофонов на звуковой пульт и работа с ними как с обычными каналами.
- Установка декодера Dolby DP591 для кодирования в поток Dolby E и передачи его потребителю.
Итог посещения выставки
Рынок телевизионного оборудования переживает времена трансформации в сторону IP и IT-технологий. Хочется нам этого или нет, но процесс идет, и крупные сетевые производители, вроде Cisco, HP и Arista предлагают свои решения для коммутации видеопотоков. Производители телевизионного оборудования выпускают все больше и больше продуктов на базе компьютерных блейдов (например, вещательная система Imagine Zenium на серверах HP).
Причин для подобных изменений несколько. Это возросшая мощность компьютерных систем, способных обрабатывать некомпрессированные видеопотоки в режиме реального времени; гибкость современных технологий для организации различных схем вещания; снижение стоимости IT-оборудования и многое другое. Все это в перспективе ведет к превращению телевизионной аппаратной в дата-центр, в котором на серверах будут программно определены те или иные процессы обработки сигналов.
С развитием сетевых технологий постепенно станут ненужными ПТС, так как доставка видео-, аудиосигналов и данных будет осуществляться по сети с удаленного объекта прямо в стационарную аппаратную телеканала. По разным подсчетам это позволит значительно экономить средства за счет отказа от обслуживания ПТС, содержания мобильного штата сотрудников и других расходов.