Оборудование для эфирной «цифры»: дешево или со вкусом?

В последние годы на рынке оборудования для приема спутникового телевидения наступил этап насыщения. В этих условиях установщики начали осваивать смежные направления деятельности, и вполне логично было первым делом обратить внимание на ближайшего конкурента спутника — эфирную «цифру».

Популярность приставок и антенн для приема эфирной «цифры» у населения вполне предсказуемо зависит от количества доступных каналов, а также от общей экономической ситуации в регионе. «Телеспутник», поговорил с участниками рынка, и выявил две типичные ситуации, которые характеризируют спрос на такое оборудование.

НЕТ НИ КАНАЛОВ, НИ ЖЕЛАНИЯ КУПИТЬ ПРИСТАВКУ

Самая депрессивная ситуация наблюдается в небольших населенных пунктах, где когда-то обещали запустить два мультиплекса, но пока этого не сделали. Спрос на оборудование для приема цифрового телесигнала там был, но пик его уже прошел. Теперь то ли у людей есть достойная альтернатива в виде спутникового или кабельного телевидения, то ли нет денег на устройство, которые показывает только десять каналов. Так или иначе, объем рынка тут небольшой, все, кому это было интересно, приставки уже купили. Новый пик спроса можно было бы ожидать после запуска второго мультиплекса. Однако точных дат, когда это произойдет, никто не называет.

«Оборудование для эфирной “цифры” сейчас совсем не продаю, так как оно не пользуется спросом. Пик интереса к нему прошел еще три года назад, когда только подключили первый мультиплекс и обещали сразу же запустить вторые десять каналов. Но, увы, второго мультиплекса так и нет. Как всегда, “обещанного три года ждут”. Сдвигов в этом направлении нет. Я считаю, нужно сделать что-то наподобие “Триколор 2” — включить каналы второго мультиплекса со спутника без абонентской платы», — рассказывает установщик систем платного ТВ из Пензенской области Андрей Денисов.

Надо отметить, что среди откликнувшихся на наш опрос установщиков тех, кто проживает в подобных регионах, оказалось меньшинство.

ДВА МУЛЬТИПЛЕКСА — ПОЛНОЦЕННЫЙ РЫНОК

Большая часть респондентов обслуживает абонентов в зонах, где спрос на приставки для приема эфирной «цифры» стабилен и даже превышает потребность населения в спутниковых комплектах. Чаще всего по высокому спросу уже можно сделать вывод о том, что в эфире транслируется два мультиплекса, хотя встречаются и исключения.

«Спрос на приставки для эфирной “цифры” больше, чем на новые спутниковые установки», — говорит установщик из Ставропольского края Олег Трапезников. Игорь Падюкин из Казани также отмечает, что высокий интерес к «цифре». Он считает причиной тому хорошие темпы ввода в эксплуатацию нового жилья —как многоквартирного и частного.

Однако вместе с большей мотивацией к покупке для абонентов в таких регионах присутствует и другой фактор — серьезная конкуренция со стороны розничных магазинов. И речь здесь не только о сетевых магазинах электроники, но и об обычных супермаркетах, которые берут партии приставок на реализацию.

Кроме того, в некоторых регионах с двумя мультиплексами уже заметны первые признаки насыщения рынка. Правда, в этом случае точную корреляцию с количеством каналов в эфире, к сожалению, выявить не получается — некоторые установщики, хоть и работают в городе с двумя мультиплексами, обслуживают население всего района, где принимает один мультиплекс.

«Первое время спрос был хороший, сейчас продажи упали. Видимо, большинство успело приобрести необходимое оборудование. Еще на падение спроса повлияла конкуренция. Приставки сейчас продаются в каждом магазине электроники», — сетует Сергей Фефелов из Салехарда.

ЧТО ПОПУЛЯРНО У НАСЕЛЕНИЯ?

Картину спроса частично определяют сами установщики, закупая приставки для своих торговых точек и советуя покупателям то или иное оборудование. Понятно, что в своих советах дилеры ориентируются на два фактора: во-первых, интересы клиентов, а во-вторых, отсутствие в будущем у них самих проблем из-за того, что они продали дешевое устройство низкого качества.

Основным фактором, который интересует клиента, большинство опрошенных нами установщиков назвали цену. «Наибольшим спросом у нас, к сожалению, пользуются те товары, что подешевле, а не те, что лучше по качеству. В своей работе приходится учитывать это явление, поэтому я стараюсь найти “золотую середину” — предлагаю товары с хорошими потребительскими свойствами за умеренную цену», — рассказывает Сергей Фефелов.

Если оставит цену за скобками, то покупателей приставок также волнует качество изображения, популярные разъемы для подключения и прочее, рассказывают установщики. По наблюдениям Игоря Падюкина, основные параметры для выбора приемного эфирного оборудования — это наличие «тюльпанов», кнопок и дисплея.

Изредка клиенты спрашивают про различные опции, популярность которых существенно зависит от территории, где работает установщик, — чем крупнее населенный пункт, выше проникновение Интернета и уровень жизни, тем чаще ими интересуются. По опыту Сергея Фефелова, в основном абонентам требуется, чтобы хорошо показывали эфирные каналы, в редких случаях они интересуются дополнительными функциями: медиаплеер, PVR, Timeshift, IPTV, YouTube.

Чтобы удовлетворить описанные запросы клиентов, установщики подбирают некоторое количество устройств на рынке, учитывая экономическую ситуацию в своем регионе, а также сложившиеся отношения с поставщиками. «Подбирая устройства, мы обращаем внимание на цену, качество сборки и простоту использования — без наворотов. Никому из потребителей эфирной “цифры” навороты не нужны — лишь бы показывало», — уточняет Сергей Камышан из Ульяновской области.

Сергей Фефелов выделяет другие критерии выбора эфирной приставки: максимальные функциональные возможности — IPTV, доступ к YouTube и Megogo, наличие дисплея, кнопок на панели, два USB-порта, поддержка AC3. Также предпочтение отдается производителям, давно присутствующим на рынке.

«У нас сложились хорошие отношения с двумя поставщиками DVB-T2-приставок. Делим ассортимент по цене: 1000, 1200, 1500 и 1800 рублей, и в каждой категории по паре приставок. Обычно это примерно одинаковые приставки с разным названием», — рассказывает Игорь Падюкин.

Помимо самих ресиверов, установщики рекомендуют комнатные и внешние антенны, а также сопутствующие товары. Наибольшей популярностью пользуются комнатные антенны или антенны для внешнего монтажа со встроенным усилителем — в зависимости от удаленности жилья абонента от передающей вышки. Сергей Фефелов подбирает ассортимент антенн из моделей, имеющих презентабельный внешний вид. Как правило, размещаются они внутри помещения на видном месте. Среди антенн он предпочитает продукцию завода РЭМО.

В отдельных случаях, когда сигнал совсем слабый, установщики помогают определиться с моделью и установить усилитель.

По опыту Игоря Падюкина, наибольшим спросом пользуются ДМВ-антенны по цене 800—900 рублей. «По антеннам смотрим удаленность от телецентра и сложность рельефа», — уточняет он.

В целом наш опрос не продемонстрировал никаких революционных тенденций на рынке оборудования для приема эфирной «цифры». Надо понимать, что установщики спутникового телевидения вносят свою лепту в этот рынок, но не являются единственными его игроками: продажи приставок освоили и магазины электроники, и, как упомянуто выше, даже продуктовые супермаркеты. Там можно найти как очень дешевые модели сомнительного качества, так и многофункциональные дорогие приставки.

Рынок этот уже можно назвать сложившимся. Однако какие-то изменения могут произойти при отключении аналога или повсеместном включении второго мультиплекса.

 

 

Источник