Новые технологии на службе у спортивного телерадиовещания
Выставка Broadcasting in Sports, прошедшая недавно в Москве, представила новые и обновленные технологии и системы, способные помочь профессионалам в спортивном телевещании, а также определила тенденции ближайших лет.
Спортивное телевещание: настоящее, прошлое, будущее
Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский
Генеральный директор НАТ Александр Широких, открывающий выставку, сразу дал понять, что в его докладе «Спорт как катализатор развития телевизионных технологий», вряд ли можно будет услышать что-то кардинально новое. Его выступление, скорее, стало предисловием к крупнейшей выставке NAB (National Association of Broadcasters), которая проходит в Лас-Вегасе в 2017 году в 96-й раз. Но Александр сделал несколько важных выводов, которые доказали, что спортивное телевещание сегодня позволяет отследить главные тренды в области технологий.
Накануне выставки NAB ведущие бродкастеры мира ответили на опрос, показывающий, какие приоритеты задают вектор производителям на ближайшие два-три года. В тройку лидеров предсказуемо вошли технологии, усовершенствующие мультиплатформенные виды доставки контента, на втором месте — использование IP, третьим приоритетом телепродюсеры назвали развитие 4K и UltraHD.
Объем, разрешение и цветовой диапазон
Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский
Стоит отметить неудачную попытку с 3D-телевидением. Еще несколько лет назад эта технология испытывала настоящий бум. В конце концов она оказалась успешной в кинотеатральном прокате, но обернулась полным крахом в домашнем телепросмотре. «Когда на одном из матчей НХЛ из экрана телевизора чуть не “вылетела” хоккейная шайба, то некоторые телезрители оказались в психушке и, кажется, до сих пор там и пребывают», — шутливо прокомментировал причину падения популярности 3DTV гендиректор НАТ. Стоит отметить и еще одну причину, влиявшую на снижение спроса на стереоформат, — это очки. Покупатель не захотел смотреть любимые передачи, сидя в них на диване — это неудобно.
Но не станет ли таким же провалом пресловутый формат 4K/UHD? Пока динамика спроса не падает, появляются новые спутниковые каналы, включая российские, но до полной победы телевидения сверхвысокой четкости еще очень далеко. Причиной этому Александр Широких назвал практически полное отсутствие эфирного телевидения в 4K. Что касается спортивных программ в UHD, то по неподтвержденным сведениям у «Матч ТВ» уже есть проапгрейженная до качества UHD ПТС№11 (в любом случае, «Матч» уже делал трансляции нескольких игр «Зенита», а также эфиры из Мариинского театра).
ПТС канала «Матч ТВ»
Однако ажиотажа вокруг телевидения высокого разрешения все равно не наблюдается. Широких склонен считать лучшим путем развития спортивного телевидения формат HDR: такие телевизоры уже есть на рынке и стоят недорого. «Проблема с HDR, как мне кажется, заключается в войне форматов. Сейчас существует как минимум три стандарта. Когда я готовился к выставке NAB, я наткнулся на конвертор, который позволяет работать с несколькими HDR-форматами», — добавил Широких.
Облачные технологии, дроны и VR
Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский
В развитых странах все популярнее становятся облачные технологии, которые сегодня уже «умеют» кодировать и раскодировать сигнал, а также «научились» работать с рекламой, что также немаловажно. Интересным трендом Александр называет интегрированные устройства, когда в одной «коробке» компактно совмещены несколько функций. Начиналась эта тенденция с небольших вендоров (PlayBox, Cinegy, Vectorbox), сегодня же систему Channel-in-Box, позволяющую содержать в одном корпусе как минимум пять функций (система автоматизации, видеосервер, графику, хранилище) взяли на вооружение все крупные производители.
Появление дешевых ПТС — еще одна хорошая новость. Также генеральный директор НАТ не забыл упомянуть и использование дронов, приведя в пример CNN, который создал целый департамент для дрон-журналистики. Это не новый тренд, но с появлением дешевых коптеров китайской компании DJI, он становится все заметнее.
Все чаще на спортивных мероприятиях появляются мобильные передатчики, которые, благодаря компактности и простоте в использовании, позволяют оператору залезть в любое тесное помещение и вести трансляцию по сотовым сетям с небольшой задержкой.
Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский
Однозначно среди трендов находятся и такие уже привычные для телевидения явления, как OTT, выход в социальные сети, VR-технологии (Sky уже работает на «Формуле-1», NextVR показывает NBA: с помощью VR зритель может «оказаться» пилотом болида или зрителя, сидящим на стадионе). Как пример последней тенденции — растущая не по дням, а по часам популярность камер 360º, которые были успешно опробованы на Чемпионате Европы 2016 года и уже состоят не из четырех синхронизированных камер, а из восьми.
Не за горами само собой разумеющееся появление камер 8K. Так, японские телепродюсеры обещают снимать в разрешении 7680х4320 пикселей трансляции Олимпиады в Токио в 2020 году.
Тросовые системы
Денис Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский
О еще одной технологичной новинке рассказал представитель компании JoyMechanix Денис Ермишин. Это технология добавленной реальности на базе тросовых систем. Ей всего четыре года, но она уже применяется на самых различных мероприятиях: от студий до спортивных соревнований.
Система начала работать с 2008 года, но в 2013 году появилась технология, позволяющая спайдерам летать и снимать на низкой высоте, развивать скорость до 4 м/с, работать в студиях 45х45м с минимальной высотой 5 метров. Есть и более серьезная разновидность — с лебедкой весом 280 кг, позволяющая летать с диагональю до 600м и скоростью 20 м/с.
JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский
Тросовые технологии можно применять и в кинопроизводстве. По словам Ермишина, они уже работали на фильме Федора Бондарчука «Притяжение». «В декабре выходит фильм студии Михалкова “Движение вверх” про баскетбол. Там порядка 40-50% хронометража – это съемки при помощи нашей системы. Правда, там была камера ARRI и очень причудливая запись траектории. Представьте себе: это большая камера должна была облететь голову одного зрителя, вылететь на поле и попасть в баскетбольное кольцо. При этом запись траектории была задана с точностью до сантиметра, и никто из массовки даже не дернулся».
Денис Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский