Премия «ТЭФИ-Капитал». Подробности
Фонд «Академия российского телевидения» (АРТ) учредил новую всероссийскую телевизионную премию в области предпринимательства и социально ответственного бизнеса «ТЭФИ-Капитал».
Она будет вручаться «наиболее ярким телевизионным программам и тележурналистам, освещающих темы бизнеса и предпринимательства». 16 января организаторы конкурса провели пресс-конференцию с представителями экспертного совета «ТЭФИ-Капитал», которые рассказали о проблемах освещения бизнес-тем на современном телевидении и некоторых принципах отбора победителей премии.
ОТВЕРГНУТЫЙ БИЗНЕС
Как отметили участники пресс-конференции, посвященной презентации премии «ТЭФИ-Капитал», российская деловая телевизионная журналистика в освещении отечественного предпринимательства уступает остальным направлениям СМИ. В рамках изменения социально-экономического строя освещение этой темы важно для страны, уверен член Академии российского телевидения, автор и ведущий программы «Познер» на «Первом канале», председатель экспертного совета премии Владимир Познер.
«Для развития страны нужно, что бы живущие в ней люди понимали, куда она идет и почему именно так, а не иначе. У нас есть журналисты, которые хорошо пишут [на тему предпринимательства], но они именно пишут. В телевизионной журналистике такого мало. Надеюсь, что «ТЭФИ-Капитал» может [популяризации темы предпринимательства] способствовать», — поясняет свою позицию Познер.
По мнению президента Фонда «Академия российского телевидения» Александра Акопова, тема предпринимательства для телевизионной журналистики сложная. С одной стороны, журналисты, которые хорошо разбираются в тематике или научились и стали разбираться, через несколько лет работы в СМИ сами уходят в бизнес, коммерческие или финансовые организации. С другой стороны, при подготовке материалов журналист не имеет права упоминать коммерческие компании, если на то нет разрешения редактора или рекламной службы, которая строго следит за заключением коммерческих договоров. «Это перебивает дорогу любым конструктивным новостям в бизнес-поле», – говорит Акопов.
Глава фонда АРТ Этери Левиева дополняет, что телевидение должно повернуться лицом к бизнесу. В этом же направлении двигается американская премия «Эмми», которая проводит подобный конкурс.
Еще одна проблема телевизионной журналистики в освещении темы предпринимательства – политические взгляды самих работников СМИ. «После относительно недавних политических изменений обнаружилось, что большинство журналистов по своей идеологии социалисты или коммунисты, они априори ненавидят богатых. Богатых у нас не любит не население, а именно журналисты, которые создают информационную повестку в глазах зрителей», – настаивает Акопов. Поэтому для развития страны, в том числе в экономическом плане, важно, как отечественные бизнесмены представлены в нашем инфополе, уверены участники пресс-конференции.
ПРАВИЛА БОЯ
В экспертный совет премии, помимо Владимира Познера, вошли: российский журналист, телеведущий, продюсер, писатель, руководитель консалтинговой компании «Виттель и партнеры» Игорь Виттель, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, управляющий директор телеканала РБК Илья Доронев, шеф-редактор службы политической информации «Интерфакса» Татьяна Лысова, ведущий будничной итоговой программы «Новости» на РЕН ТВ Петр Марченко, автор и ведущий программы «Поздняков» на телеканале НТВ Кирилл Поздняков и редакционный директор Forbes Николай Усков. «Мы постарались собрать наиболее интересных игроков на рынке российской журналистики, которые представляют разные направления телевидения в России», — сказала Этери Левиева.
Участвовать в премии «ТЭФИ-Капитал» могут российские производители (телекомпании, студии, продюсерские центры, объединения, региональные телевещатели и редакции программ), вещающие в эфире, через спутниковых, кабельных операторов и в интернете. Их деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Премия будет проходить раз в год, победители выбираются на конкурсной основе.
Прием работ участников начался 10 января и продлится до 15 февраля 2019 года. На конкурс необходимо предоставлять работы, впервые вышедшие в эфир на территории субъектов РФ с 1 января по 31 декабря 2018 года. Оценка работ будет проходить в два этапа. В марте 2019 года экспертный совет определит по три финалиста в каждой номинации, в апреле – по одному победителю в каждой номинации. Награждение будет проходить в Ялте (Крым) в рамках «V Ялтинского международного экономического форума» с 18 по 20 апреля 2019 года, куда планирует прибыть с визитом Президент России Владимир Путин.
Всего заявлено 10 номинаций: «Информационный сюжет», «Интервью», «Репортер», «Лучший репортаж в ежедневном выпуске новостей», «Лучший репортаж в еженедельно-аналитической программе», «Телепрограмма», «Документальный фильм», «Лучший интернет-проект», «Лучший телеканал». В номинации «За вклад в развитие российского телевидения, освещающего темы предпринимательства и социально-ответственного бизнеса» выдвигать кандидатов будет экспертный совет конкурса.
Эскиз приза «ТЭФИ-Капитал» в сотрудничестве с АРТ разрабатывает студия Shandesign, основанная дизайнером, режиссером и продюсером Сергеем Шановичем, который также является членом Академии. «Скорее всего, это будет статуэтка», – отметила Этери Левиева.
БЕЗ КВОТ
Конкретные критерии оценки работ еще не проработаны, но в любом случае во главу угла будет поставлен профессионализм, отметил в беседе с «Телеспутником» Владимир Познер. К примеру, заявки региональных каналов вне зависимости от их технической и финансовой оснащенности будут оцениваться наравне с федеральными. «У региональных вещателей, конечно, нет таких технических и денежных средств, но таланта не меньше. В определенной степени они больше журналисты, меньше занимаются политикой. Поэтому не считаю, что они окажутся раздавленными журналистами федеральных каналов», – полагает председатель экспертного совета премии.
Александр Акопов поддержал коллегу: «В последнее время характеристики техники, с помощью которой можно получать качественное изображение, сильно улучшились. Порой по картинке региональный сюжет не отличить от федерального. Кроме того, региональные вещатели зачастую ближе к объекту сюжета и искреннее».
Не предусмотрено и специальных слотов для разных видов СМИ в номинациях. Кто лучше сделает, тот и станет победителем, настаивают представители экспертного совета премии. «Победителем должен стать тот, кто сильнее, а не тот, кому труднее по тем или иным причинам, но при этом он создает контент хуже. Если так будет, то председателем жюри будет кто-то другой», – настаивал Владимир Познер. В 2017 году телеведущий уже спорил с организаторами премии ТЭФИ по нравственным и этическим соображениям, посчитав, что премия больше не достойна статуэтки «Орфея», и призвал отказаться победителей от скульптуры Эрнста Неизвестного и от самого названия ТЭФИ, которое зародилось еще в бытность его президентства в АРТ (с момента создания Академии в 1994 году по 2008 год, – прим. «Телеспутника»).
«Смысл любой премии – понять состояние отрасли. Необходимо изучить формат, предмет, посмотреть, как люди подходят к освещению такой информации, как предпринимательство. Рассказать об обрушившемся мосте, посаженном чиновнике быстрее и проще, чем рассказать внятную историю о человеке, который построил завод по переработке соли», – резюмировал редакционный директор Forbes Николай Усков.