Спутниковый оператор «Газпром космические системы» запланировал на начало 2019 года запуск космического аппарата (КА) «Ямал-601», который, помимо традиционного С-диапазона, будет оборудован и емкостью Ка-диапазона. Возможно, это — тот самый фактор, который сможет изменить российский рынок спутникового ШПД. О том, каким оператор видит рынок, как планирует использовать новую емкость и продвигать новый для себя бизнес, «Теле-Спутнику» рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и международному бизнесу АО «Газпром космические системы» Игорь Кот.
В каком состоянии сегодня находится проект «Ямал-601»?
Производство спутника «Ямал-601» идет по графику, космический аппарат, согласно контракту, в конце года должен быть поставлен на Байконур. Запуск в орбитальную позицию 49° в. д. намечен на февраль. Мы выводим этот спутник на замену КА «Ямал-202», но, кроме этого, на нем будет значительный объем ресурса для развития бизнеса, и уже сейчас мы разворачиваем кампанию по подготовке к его продажам.
Чем этот космический аппарат отличается от «Ямал-202»?
«Ямал-601» — это олицетворение нашей стратегии развития, в которой сочетаются традиционные спутниковые емкости, работающие в классических диапазонах в широких зонах, и емкости, организованные по принципу спутников с высокой пропускной способностью (HTS), с многолучевой зоной покрытия и многократным использованием частот.
Это то, что сейчас называют гибридным спутником?
И вы начинаете работать в Ка-диапазоне, в котором ранее не работали?
Услуги в Ка-диапазоне — новый для нас бизнес, но сам по себе спутниковый ШПД нам уже хорошо знаком, ведь мы продаем подобные услуги в Ku-диапазоне. И на этом рынке мы работаем в двух качествах. Во-первых, мы — провайдер, который дает услугу конечным пользователям, в основном так или иначе связанным с «Газпромом». Например, мы обеспечиваем интернет-доступ в вахтовых поселках. Во-вторых, мы предоставляем спутниковую емкость российским VSAT-операторам. Сейчас через наши спутники работает не менее семи таких компаний. И уже они, используя наш ресурс и нашу технологическую платформу, предоставляют услуги клиентам.
Сколько у вас хабов в Ku-диапазоне?
Технологических платформ у нас четыре: Newtec, Hughes, Advantech и «Истар». Для массового пользователя услуги по большей части предоставляются на платформе Newtec, другие технологии используются в основном для корпоративного сектора. «Истар» как российская платформа используется для оказания услуг пользователям, которые ориентированы на активное внедрение принципов импортозамещения.
Но все-таки VSAT-бизнес в Ка-диапазоне отличается от бизнеса в Ku. Как вы готовитесь?
Весь этот год проходит под знаком такой подготовки. В частности, по этой причине мы с радостью приняли предложение организаторов провести чемпионат по скоростной сборке станций спутниковой связи (VSAT-2018) на нашей территории. Мы посчитали, что участникам будет у нас удобно. Для нас же это прекрасная возможность лучше понять бизнес Ка-диапазона и пригласить потенциальных партнеров поучаствовать в этом бизнесе.
Для работы в Ка-диапазоне вы должны выбрать какую-то технологию?
Да. И сейчас мы уже объявили конкурс на поставку мультисервисной платформы для этого проекта, в котором участвуют все ведущие разработчики. Уже в конце июня 2018 года мы планируем подвести окончательные итоги и начать закупку и монтаж хабов.
Сколько будет хабов для Ка-диапазона на «Ямал-601»?
Так как в фидерных линиях нового спутника используется двойное повторение частот, нужны две узловые станции. Одна будет обслуживать лучи, направленные на европейскую часть России. Этот телепорт мы строим в Переславле-Залесском, на территории нашего резервного центра управления спутниками. Там более благоприятная электромагнитная обстановка для Ка-диапазона, чем в Подмосковье. Второй хаб для обслуживания восточной группы лучей мы создаем под Новосибирском по договоренности с РТРС, на их объекте.
Вы уже начали строительство?
Мы определили поставщика земных станций и ожидаем скорых поставок необходимого оборудования. Надеемся, что к запуску спутника земной сегмент будет полностью готов.
Я правильно понимаю, что поставка оборудования узловых станций спутниковой связи от выбора технологии оказания услуг практически не зависит?
В значительной степени это так, поэтому поставку земных станций для телепортов и мультисервисной платформы для управления сетью мы заказываем по отдельности.
С провайдерами вы будете работать по схеме VNO?
Да. По такой схеме мы хотим реализовывать примерно три четверти пропускной способности Ка-диапазона. Другие 25% мы будем использовать для предоставления услуг конечным пользователям на рынке «Газпрома», где будем работать самостоятельно.
Рынок «Газпрома» — это вахтовые поселки?
Это вахтовые поселки, а также малый бизнес, администрации, учреждения и население городков и других селений в районах хозяйственной деятельности «Газпрома». А еще это технологические потоки для управления трубопроводами, например крановыми узлами, то есть то, что сейчас называется М2М, Интернетом вещей или промышленным Интернетом.
Какова пропускная способность КА «Ямал-601»?
Пропускная способность — 30 Гбит/с. Это, конечно, не те терабиты в секунду, о которых сейчас заявляют крупные американские и европейские операторы, говоря о своих перспективных спутниках, но я думаю, что для России этого пока вполне достаточно.
По вашим прикидкам, сколько потребителей в Ка-диапазоне может обслужить «Ямал-601»?
По предварительным расчетам, в зависимости от темпов роста объемов потребления трафика, это будет 200-300 тыс. абонентских станций как индивидуального, так и коллективного пользования. Мы прогнозируем, что абонентская база системы такой величины вырастет за 5 лет после старта услуги. Кстати, схожие результаты, по нашим данным, были достигнуты на европейском рынке на спутнике KA-Sat. И мы не видим причин, почему бы и нам не выйти на подобные показатели.
Как вы планируете этот рынок развивать?
Мы все-таки исходим из той предпосылки, что рынок спутникового ШПД недооценен. Происходит это потому, что спутниковая связь в умах большинства людей по-прежнему остается элитарной, дорогой и сложной. Разумеется, если пассивно наблюдать, как сейчас идет загрузка Ка-диапазона на действующих спутниках, то оптимизма это не добавит. А вот если думать о развитии рынка, то для этого надо прилагать усилия. Да, на всех конференциях звучит тезис о необходимости уделять больше внимания рекламе, всевозможным разъяснительным акциям, популяризации спутникового ШПД. Эта мысль понятна и не оспаривается как некий общий тезис, но над деталями надо еще много работать.
Какова будет ваша ценовая политика в Ка-диапазоне?
Бизнес-план подразумевает конкурентоспособную цену, которая, естественно, будет несколько ниже существующих на рынке. Но эти цены при спрогнозированной нами динамике роста абонентской базы обеспечивают нашу прибыль, и при них бизнес-план, что называется, сходится. Ну и кроме цены, мы попытаемся представить рынку и другие конкурентные преимущества нашей услуги.
Можно ли ждать падения цен?
Мы верим в то, что если цены будут снижаться, то это будет оказывать стимулирующее влияние на рост абонентской базы и увеличение потребления трафика. Ведь понятно, что с низкими ценами и с ограниченным количеством абонентов бизнес не получится.
Планируете ли вы развивать Ка-диапазон в позиции 90° в. д.?
Да, есть мысль не останавливаться на «Ямал-601», поскольку он не охватывает всю российскую территорию. Система коммерческая, поэтому мы в этом проекте больше ориентировались на регионы с высокой плотностью населения.
Сейчас нами рассматривается возможность добавить емкость Ка-диапазона в точку 90° в.д. с тем, чтобы расширить зону обслуживания системы на восток. Для этого мы проводим системную проработку перспективного спутника для запуска в эту позицию.
В С-диапазоне на «Ямал-601» возможно еще какое-либо развитие?
На «Ямал-601» мы используем весь частотный ресурс, который принадлежит нам в этой орбитальной позиции. Его зона покрытия практически повторяет зону «Ямал-202».
Все существующие клиенты безболезненно перейдут на новый аппарат, но при этом получат бонус: на новом спутнике мощность сигнала будет на пару децибел больше. Это позволит пользователям применять более эффективные методы модуляции, кодированияи и более экономно использовать полосу.