Дмитрий Занин, «Мир антенн»: «Интерес к спутнику восстанавливается»
Как дилер спутниковых платформ сумел сохранить стабильный объем подключений абонентов на насыщенном рынке, нам рассказал генеральный директор компании «Мир антенн» из Пермского края Дмитрий Занин.
Как давно вы работаете на рынке и какие платформы представляете?
Наша компания работает на рынке спутникового телевидения с 2012 года. На сегодняшний день у нас есть как фирменный салон-магазин «Триколор», так и мультибрендовый магазин, работающий с оборудованием остальных платформ, — в общей сложности три торговые точки.
Почему вы пришли к такому формату работы? Это в вашем регионе выгоднее?
Мы ориентированы в первую очередь на «Триколор», поскольку, на мой взгляд, в плане развития это самый перспективный оператор. В нашем регионе он самый востребованный абонентами, а прием сигнала наиболее стабилен. За счет масштабной федеральной рекламы к «Триколору» у людей больше всего доверия. А наши менеджеры, общаясь с клиентами, повышают их лояльность и желание работать с нашей компанией.
Сохранились ли у вас первичные подключения к «Триколору» или вы, как и коллеги из других регионов, в основном занимаетесь обслуживанием существующих абонентов?
У нас всегда были первичные подключения. В разные месяцы порядка 50—80 новых комплектов устанавливаем. И из месяца в месяц спрос более-менее стабилен.
Как вы думаете, с чем связана такая популярность этого оператора?
На мой взгляд, ничего удивительного тут нет. Мы просто ориентируемся на «Триколор» и пытаемся добросовестно вести свою деятельность. Например, проводим все акции: каждая из них у нас представлена в магазине. Я знаю, что некоторые коллеги склоняют приходящих абонентов к тем вариантам подключения, которые выгодны им самим, или завышают стоимость оборудования. В результате человек не находит то, что ищет, о чем слышал в рекламе, и остается недовольным. Мы же стараемся подобрать оптимальный вариант подключения либо обмена для клиента, поэтому к нам и лояльность высокая.
Вы обслуживаете только город или также пригороды?
Наша зона обслуживания не ограничена. Все зависит от клиента: если он готов оплатить выезд специалиста за территорию Перми или даже Пермского края, мы можем выехать на любое расстояние. Конечно, каждый клиент думает о том, как сэкономить, поэтому по факту мы выезжаем в среднем до 200—250 км. Но это, скорее, единичные случаи. Основные выезды проходят на расстояния 50—100 км.
Какая категория клиентов сегодня активнее всего подключается: дачники, частный сектор, городские жители?
Пожалуй, активность есть по всем направлениям. Есть достаточное количество клиентов на территории города. Также выезжаем в дачные кооперативы, где наблюдаются проблемы с приемом цифрового эфирного телевидения. У нас такие зоны есть, поскольку в Поволжье и на Урале сложный рельеф. Для стабильного приема телеканалов мы рекомендуем именно оборудование спутниковых операторов. В нашем регионе при правильной установке каналы со спутника можно принимать везде и при любых погодных условиях.
Кстати, когда пришла эфирная цифра, существенно ли упали подключения к спутнику?
Когда она появилась, действительно было небольшое снижение уровня подключений — люди больше стали цифрой интересоваться, потому что она бесплатна. Но потом многие поняли, что сигнал в их домохозяйстве нестабилен, да и количество каналов маловато. Поэтому интерес к спутнику восстанавливается.
А что именно абоненты ищут в спутниковом телевидении: ассортимент каналов, картинку высокой или, быть может, даже сверхвысокой четкости?
Клиенты обращают внимание на количество каналов, абонентскую плату и на удобство просмотра. Телеканалами высокой и сверхвысокой четкости интересуются только люди, которые купили новый телевизор. Зачастую они не хотят отдельную приставку, а обращают внимание на CAM-модули. Но если каналов высокой четкости уже достаточное количество, то контента в Ultra HD пока немного. И не каждый человек готов платить за него дополнительные деньги.
Как вы думаете, сможет ли контент сверхвысокой четкости стать драйвером подключений к спутниковым операторам в будущем?
Все зависит от того, насколько будет велик объем контента и насколько он будет интересен потребителю — нужно количество и жанровое разнообразие каналов. На сегодняшний день люди говорят о том, что имеющиеся Ultra-HD-каналы им в таком количестве не нужны. Думаю, стоит ориентироваться на спорт, каналы о природе, путешествиях. Подобный контент людям будет интересно смотреть в формате сверхвысокой четкости.
Предоставляете ли вы другие услуги, помимо установки и обслуживания оборудования для приема спутникового телевидения?
Мы также занимаемся усилением приема сотовой связи, в том числе мобильного интернета, хотя основной спрос именно на голосовую связь. У нас зона покрытия всех наземных операторов ограничена горами и лесами. Кстати, мы заметили, что активнее всего с проблемами связи к нам обращаются весной и осенью, когда листва на деревьях появляется или исчезает — меняются условия распространения сигнала.
Пользуется ли в этих условиях популярностью спутниковый интернет?
Спрос на него есть, но люди все-таки не готовы платить такие деньги за интернет. К тому же сотовые операторы продолжают увеличивать объемы трафика на своих тарифах, поэтому абоненты больше ориентируются на них. Тем более что людям привычнее использовать смартфоны и другие мобильные устройства на даче.
Предлагаете ли вы в своих торговых точках комплекты умного дома? Интересуется ли ими кто-то?
Они у нас продаются, но не активно. Потребители, которых мы консультируем по умному дому, обычно берут модуль управления и 2-3 датчика на тест. Никто пока не закупает полный комплект. Те, кто возвращаются за следующими датчиками, также берут в дополнение 1-2 датчика. И это происходит нечасто. В связи со сложной экономической ситуацией у людей сейчас лишних денег нет. Они просто экспериментируют, чтобы понять, как именно это работает и насколько эффективно использовать умные технологии в домохозяйстве.
А есть какие-то самые востребованные задачи, которые пытаются решить пользователи через компоненты умного дома?
Очень часто покупатели спрашивают удаленное видеонаблюдение, чтобы просматривать на мобильном устройстве, что у них происходит, допустим, на приусадебном участке. Это один из основных запросов. То есть люди ориентируются не только на управление какими-то бытовыми устройствами, но и на контроль, а его без видеонаблюдения не реализовать. Но видеокамер пока в ассортименте устройств «Триколора» нет. Так что мы ждем, когда они появятся.
А почему вы не предлагаете, например, бюджетные китайские IP-камеры?
Мы стараемся предлагать те решения, в которых уверены, которые будут стабильно работать вместе в рамках экосистемы «Триколора». Нам же нужно, чтобы картинку с камеры клиент мог посмотреть на телевизоре. А с китайскими устройствами непонятно, согласуется или не согласуется там формат видео, получится или нет все настроить? Корректно ли видео будет отображаться на смартфоне либо планшете? Вдруг обновится прошивка на датчиках или само мобильное приложение и у клиентов перестанет работать вся эта связка? Вопросы в таком случае будут адресованы нам, а мы не сможем помочь, поскольку не являемся производителем. Так что мы стараемся не экспериментировать.
Какие перспективы вы видите в своем сегменте?
Он определенно развивается, а мы развиваемся вместе с ним. Конечно, есть проблема экономическая — уровень заработной платы и закредитованность населения. Поэтому однозначно предсказать будущее на 3, 5 или 10 лет сложно. В свое время мы приняли решение фокусироваться на «Триколоре», и оно было правильным, на наш взгляд. Мы научились зарабатывать на этом рынке и продолжим свою работу.