Джордж Хелд, «Вымпелком»: «Мы тратим 115 часов в год на поиск контента. Огромное количество времени, которое мы просто теряем»
Вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Джордж Хелд рассказал «Телеспутнику», как компания развивает сервис «Билайн ТВ», об использовании больших данных в рекомендательных системах и о том, каким будет телевидение в будущем.
В последнее время заметно, что «Билайн» и другие операторы много внимания уделяют телевизионным сервисам. С чем это связано?
«Билайн» сегодня концентрируется на развитии диджитал-продуктов. Мы создаем их таким образом, чтобы они представляли определенную ценность для пользователей и выходили за пределы привычных телекоммуникационных услуг. Поэтому наши проекты в сфере больших данных, финансовых услуг, контента крайне важны и, безусловно, телевидение одно из этих направлений — медийные продукты позволяют нам создавать более близкое взаимодействие с клиентом, благодаря чему они могут пользоваться нашими сервисами в любое удобное для них время.
На кого направлен ваш телевизионный сервис в первую очередь — на существующих абонентов «Билайна» или абонентов других операторов?
Продукт создан таким образом, чтобы соответствовать определенным требованиям абонентов «Билайна», но также подходить и всем жителям России, у которых есть доступ в Интернет. Неважно, пользуются они связью «Билайн» или услугами любого другого оператора: если у них есть доступ в Интернет, «Билайн» позволяет им получать самое современное телевизионное решение.
«Билайн ТВ» — это больше комплементарный сервис или он также направлен на увеличение общего ARPU компании?
В «Билайн» у нас есть целое подразделение «Билайн-диджитал», которым я руковожу. Внутри подразделения есть несколько направлений, одно из которых — телевидение. В целом «Билайн-диджитал» — это единица, которая приносит доход компании. Поэтому все вещи, которые мы делаем внутри подразделения, включая телевидение, приносят доход.
На рынке существует мнение, что «заставить» абонента ТВ-сервиса платить больше возможно в первую очередь через улучшение качества картинки и звука. Вы согласны с этим? Есть другие способы, которые бы «заставили» абонента платить больше?
Здесь существует несколько направлений. Безусловно, качество услуги само по себе — один из гигиенических факторов. Будучи телеком-оператором, мы располагаем всеми возможностями, чтобы улучшить качество услуги за счет повышения качества сети, управлением трафиком, что, соответственно, напрямую влияет на качество картинки.
Но мы видим и другие возможности для создания дополнительной ценности и роста монетизации — например, с помощь системы рекомендации контента. Сейчас большую часть времени, которое человек отводит себе на медиапотребление, он тратит на поиск контента. Используя искусственный интеллект и машинное обучение, мы можем улучшить качество обслуживания в этой области и показывать человеку тот контент, который ему нужен.
И третье направление, где оператор может создать дополнительную ценность, — мультиплатформенность. Мы позволяем человеку смотреть контент там, где он находится; делаем так, чтобы контент следовал за человеком. Он начинает смотреть кино в метро на телефоне, продолжает на планшете в офисе, приходит домой и смотрит его на большом экране.
Как телеком-оператор мы имеем все возможности, чтобы предлагать сервис именно такого уровня: за счет улучшения продукта самого по себе, за счет рекомендациий медиапотребления, позволяющих правильно подбирать контент, и за счет мультиэкранности. Таким образом мы можем создать дополнительную ценность и новые возможности для монетизации.
В парадигме «Билайна» эти составляющие стоят по степени важности в том порядке, каком вы их назвали?
Абсолютно верно. Для улучшения качества картинки мы улучшаем качество сети, и занимаемся управлением маршрутизацией трафика, используем различные технические платформы, такие как мультикаст и юникаст — это первое. Второе — используем большие данные для создания рекомендательных движков. И третье — мультискрин. Мы в равных пропорциях уделяем внимание этим составляющим.
Почему в России медленней, чем в других странах, телеканалы и операторы внедряют 4К?
Расскажу о собственном опыте. До «Билайна» я работал в компании Etisalat в Дубае. Там было очень просто внедрять контент 4K и всевозможные технические решения. Страна настолько маленькая, что, если возникала какая-то проблема со связью, мы просто посылали инженера, он садился в метро и уже через две остановки был на другом конце страны.
Теперь представьте размер России и ее протяженность. Когда вы предоставляете сервисы в 11 часовых зонах, когда у вас страна растянута на 12 тысяч километров, решать проблемы значительно сложнее. Основная проблема в «Билайне», с которой мы воюем на такой огромной территории, — скорость света. Даже скорость света влияет на качество при передаче сигнала из Владивостока в Москву! Если в Дубае самая большая сложность — купить билет на метро для инженера, чтобы он устранил неполадки, то в России приходится думать над тем, как победить скорость света. Поэтому и развивать 4К гораздо сложнее.
На текущий момент мы видим свою основную задачу в том, чтобы распространить высококачественный контент в HD на всю территорию России, никого не дискриминируя. Очень просто предоставлять контент в 4К тем, для тех, кто живет внутри Садового кольца. Но очень сложно предложить правильное телевидение для всех 145 миллионов людей, живущих на территории протяженностью в 12 тысяч километров.
В онлайн-кинотеатрах говорят, что фиксируют очень много платежеспособных зрителей в нефтеносных районах, где девять месяцев в году — зима. Скорее всего, у них дома новейшие модели телевизоров и хватает денег на то, чтобы потреблять 4К-контент.
Абсолютно соглашусь с вами. Хороший пример — запуск проекта на Ямале, который мы только что сделали. Мы начали предоставлять самую современную связь в регионе, где стройка проходила при морозе ниже 50 градусов. Очень просто развивать 4К, когда все телекоммуникационные дороги уже построены. Наша задача сейчас — построить дороги в места, похожие на Ямал, в удаленные районы, и только после этого «вишенка на торте», которая называется 4К, будет доступна. Доставить эту «вишенку» внутри Садового кольца — очень просто, принести ее на Ямал — очень сложно. Поэтому мы развиваем сети на всей территории России, но это поэтапное развитие. Да, у нас есть 4К, прямо на этом телевизоре (показывает на телевизор, к которому подключена новая приставка «Билайна» с поддержкой 4К — прим. «Телеспутника»), но это все внутри Садового кольца и Золотого треугольника. Сейчас главный приоритет — чтобы все 145 миллионов жителей России имели доступ к качественному контенту в HD.
Как через пять лет будет выглядеть предложение 4К-контента «Билайна» и кто его будет потреблять?
Думаю, через пять — десять лет видео будет уже не на телевизоре. Оно будет в каких-нибудь очках. И я буду идти по улице и смотреть 4К в виде виртуальной или дополненной реальности. Мы в «Билайн» много экспериментируем с этими направлениями. Важно, чтобы мы, человечество в целом, были готовы воспринимать такие технологии. Через пять-десять лет мы туда и придем.
Прочитав интервью с вами, я понял, что вы апологет искусственного интеллекта, машинного обучения и особенно, как мне показалось, больших данных. Расскажите, как эти технологии применяются в «Билайн ТВ»?
Все три технологии, которые вы назвали, «живут» вместе. Большие данные — это университет, который позволяет искусственному интеллекту постоянно обучаться и развиваться. Мы активно используем все эти составляющие как сами, так и совместно с нашими партнерами. Места, где будут открыты наши новые магазины, определятся с помощь больших данных. Также мы вычисляем, в каком часу магазин должен открываться, сколько сотрудников должно находиться в нем в конкретное рабочее время.
В телевизионных сервисах искусственный интеллект мы используем для обогащения данных о медиапотреблении всевозможной информацией о персональном смотрении. Совмещая одно с другим, можно предоставить релевантный контент в правильный момент. Для этого также используется машинное обучение и работа с естественными языками. Чем больше наши пользователи смотрят телевизор, чем больше они общаются со своим медийным миром, тем точнее мы можем предлагать контент. Кроме того, как телеком-оператор в дополнение к информации о телесмотрении мы добавляем данные, собираемые, когда потребитель использует свой мобильный телефон.
Вы говорили, что 73% времени тратится на поиск контента и лишь 27% — на просмотр. Это соотношение как-то поменялось в «Билайне»?
Цифра 73% — шокирующая. Вспомните себя: вы сидите перед телевизором и просто щелкаете пультом. В среднем мы тратим 115 часов в год на поиск контента. Это огромное количество времени, которое мы просто теряем. При использовании искусственного интеллекта вместе с машинным обучением это время значительно уменьшаются. Люди получают возможность смотреть более релевантный контент. При запуске «Билайн ТВ» был так называемый «холодный старт» [встроенной системы рекомендаций]. Сейчас движок самообучается и постоянно улучшает модель рекомендаций. Мы заложили в него множество алгоритмов, look-a-like-моделей, благодаря которым система показывает более правильный контент.
Перед этим разговором я зарегистрировался в «Билайн ТВ». Мне предложили выбрать из 50 тайтлов те, которые мне нравятся. Я смог выбрать только два — «Звездные войны» и «Бегущий по лезвию». После этого появился большой баннер: «Рекомендуем посмотреть „Бегущий по лезвию“ и „Звездные войны“». И мне показалось, что система рекомендаций работает слабовато.
Это и есть холодный старт: мы начинаем получать информацию о вашем профиле и манере телесмотрения. В дополнение к этому, когда вы зарегистрировались, мы увидели ваш номер телефона, если при регистрации вы позволили его использовать, и другие данные. Мы начинаем собирать информацию о вас и ваших интересах. Эта информация обогащает ваш профиль, и уже через неделю-другую вы увидите, как таргетирование становится все точнее лично для вас. Чем чаще вы взаимодействуете с сервисом, тем лучше он начинает вас узнавать.
Мы уверены, что нет двух людей, для которых будет необходима одинаковая рекомендация контента. Все мы абсолютно разные, и для определения этих различий и используются большие данные и машинное обучение.
В прошлом году «Билайн» начал работать с GetShop.TV. Это сотрудничество продолжается? Насколько вам интересно работать с интерактивными технологиями?
Мы постоянно экспериментируем с новыми направлениями. Интерактив — это то, что нам как людям всегда интересно: не только получать что-то, но и отдавать обратно. Мы видим из взаимодействия с GetShop.TV, что интерактивные взаимоотношения становятся более релевантными для пользователей. Эксперименты в сериале «Черное зеркало» (в 2108 году вышел эпизод этого сериала «Брандашмыг», который позволял зрителям принимать решения за главного персонажа, — прим. «Телеспутника»), создание другого интерактивного контента — мы видим, что идет движение в направлении, когда интерактив начинает играть всю большую роль.
Пока все это на начальном этапе. Очень просто создать что-то «в гараже», но когда это переходит на коммерческий уровень на территории размером с Россию, все эти технологии должны быть правильно обкатаны. Именно этим мы и занимаемся сейчас: смотрим на огромное количество интерактивных продуктов, как они начинают взаимодействовать с пользователями.
То есть «Билайн ТВ» рассматривает, например, возможность внедрения технологии HbbTV, которая сейчас используется преимущественно в эфирном телевидении?
Рассматриваем, постоянно взаимодействуем со стартапами, которые работают в этом направлении. У нас есть инновационная лаборатория Sandbox (то есть «Песочница», — прим. «Телеспутника»), в которой мы все эти технологии прокручиваем. Мы считаем, что ни одно новое технологическое решение не должно пройти мимо нас. Но мы отдаем себе отчет, что то, что хорошо работает в Маунтин-Вью или Купертино (технологические центры в Калифорнии — прим. «Телеспутника»), не всегда релевантно для нас. Все технологии, приходящие с Запада, появляющиеся в «Сколково» или новосибирском Академгородке, мы всегда проверяем, тестируем, выясняем, насколько они релевантны для наших пользователей.
Какие сценарии использования телевизионных интерективных сервисов вы считаете наиболее интересными?
Всевозможные викторины, голосования — очень интересные направления, так как они просты для понимания пользователя. То, что делает «Черное зеркало», тоже очень интересно, но не факт, что это нужно зрителю, — это мое субъективное мнение.
Ваш медийный образ — своего рода человек будущего. Например, вы одним из первых имплантировали чип. Расскажите о ваших сценариях медиапотребления: какие устройства используете, как смотрят контент в вашей семье?
Моя старшая дочь — ей 15 лет — совершенно по-другому воспринимает телевидение. Например, во время свидания с бойфрендом они смотрят кино на планшете. Самое интересное, что в это время она находится у себя дома, а он — у себя. Они просто начинают смотреть фильм одновременно и общаются в мессенджере. При этом дочь параллельно общается в социальных сетях с подругами, которым в реальном времени рассказывает, как проходит свидание.
Что касается меня, то я в основном смотрю телевидение на телефоне, потому что много езжу. И исходя из этого своего опыта считаю, что интерактивная составляющая — будущее телевидения. Но мы, все человечество, не всегда готовы своевременно воспринимать новые технологии. Один из примеров — Google Glass. Когда эти очки только появились, то были интересным устройством в том числе для просмотра видеоконтента. Однако человечество не было к этому готово, и проект Google Glass закрылся. Очень важно не торопиться, а двигаться вместе со своим временем, предлагая продукты, релевантные сегодняшнему дню.
Как Google Glass может использоваться для медиапотребления?
В этих очках есть экран, на который можно проецировать в том числе и фильмы. Когда я пользовался Google Glass, то просматривал на них Facebook, LinkedIn и другие ресурсы. Точно так же можно смотреть и фильмы. Например, с помощь очков виртуальной реальности HoloLens можно смотреть 3D-видео с эффектом присутствия. Во время длинного авиаперелета я подключаю к телефону это устройство и смотрю какой-нибудь фильм.