Иехуда Амир, Spacecom: «Спутник, как костюм, должен быть точно по фигуре»

Израильский спутниковый оператор Spacecom (владеет спутниковой группировкой Amos) давно вынашивает планы по выходу на российский рынок. О том, как оператор собирается эти планы реализовывать, а также о развитии спутниковой группировки, выходе из непростой ситуации, образовавшейся после потери космического Amos-6, «Теле-Спутнику» рассказал Иехуда Амир (Jehuda Amir), вице-президент Spacecom по продажам в странах СНГ.

 Расскажите о ваших планах по развитию спутниковой группировки?
В начале 2019 года мы планируем запуск Amos-17 (17° в.д.), этот аппарат делает Boeing. Недавно мы объявили конкурс на создание Amos-8, который должен в точке 4° з.д. заменить Amos-7, и ждем предложения от нескольких компаний. Его запуск мы планируем в 2020 году.
У вас есть планы на работу в России?
К сожалению, мы не можем получить лицензию для работы в России. Экономико-политические причины этого я понимаю: Россия имеет собственные спутники, никто не любит конкуренции. Но поскольку в России не хватаете емкости Ка-диапазона, мы планируем выйти на российский рынок, предложив емкости Ка-диапазона спутников Amos-8 и Amos-17.
С запуском новых спутников, в зону покрытия которых входит Россия, как вы планируете решать вопрос с лицензиями?
Amos очень гибкая компания и никогда не скажет «нет» в ответ на хорошее предложение. Сейчас мы ищем партнера, который поможет нашему вхождению на российский рынок. У нас есть некоторые связи, например, мы старые партнеры «Интерспутника», использовали емкость российского космического аппарата, когда емкости на Amos-1 не хватало, а Amos -2 еще не был запущен.
 Какие у вас планы по работе на постсоветском пространстве?
Мы уже сейчас работаем в Прибалтике и на Украине, где являемся одной из двух самых распространенных спутниковых систем. Многие другие страны, с которыми мы хотели работать — например, Азербайджан и Казахстан — сегодня строят собственные спутники.
Откуда у вас появился Amos-7?
Да. Amos-7 — бывший AsiaSat-8, мы его арендовали на пять лет, после того, как, к сожалению, взорвался Amos-6. Нам было необходимо срочно найти замену Amos-2, срок службы которого подходил к концу, чтобы предоставить емкость уже имеющимся клиентам. Мы очень серьезно пострадали от этой аварии. Спутник был застрахован, но у нас насчитывалось более 100 клиентов, рассчитывающих на его емкость, и мы были обязаны найти замену. Нам повезло, что мы такой вариант нашли, и AsiaSat согласился на наше предложение. Для них это тоже очень выгодный вариант, приносящий много денег. Но, как вы понимаете, костюм должен точно сидеть по фигуре, а Amos-7 не конструировался под наши требования. Но процентов на 70 от него мы получаем то, что нам необходимо. Новый Amos-8 уже будет полностью соответствовать требованиям Spacecom.
Вы перестанете арендовать AsiaSat-8 после запуска Amos-8 и Amos-17?
Да, я думаю, что мы прекратим аренду, потому что стоимость очень высокая. В первую очередь у нас была задача не прекращать предоставлять услуги имеющимся клиентам. Это была первоочередная задача. Но дальше нам необходимо думать о прибыли, и ее лучше решать с тем спутником, который больше подходят под наши требования — Amos-8.
Собираетесь ли вы заказывать спутники высокой пропускной способности (HTS)?
Мы не настолько большая компания, чтобы позволить себе строить одновременно три спутника. Это слишком большие деньги — каждый спутник стоит в районе $300 млн, мы не можем за один раз вложить $900 млн. Когда ситуация позволит, мы будем над этим думать.
Как вы оцениваете общее мнение о стагнации спутникового рынка? Какие существуют драйверы роста?
Я уже очень долго работаю на этом рынке, за это время он падал и поднимался. В экономике всегда есть такие волны: один раз ты внизу, а на следующий день — наверху. Ситуация меняется ежедневно. Когда на рынок телевидения пришел стандарт MPEG-4, тогда все говорили, что спутникам конец, потому что для передачи всех телеканалов хватит одного аппарата, большая полоса больше никому не нужна. И тут появилось HD, начали работать с DVB-2, пришло Ultra HD. Сейчас для [спутникового] рынка белая полоса закончилась, но я думаю, что в будущем ситуация изменится.
Изменения вы связываете с UHD?
Ultra HD, 3D — существует много технологий, которые требуют очень широкой полосы.
Как вы оцениваете свои перспективы?
Мы сильно пострадали от аварии Amos-6. Это происшествие стало подарком для наших конкурентов. Но у нас сильная компания, мы много страдали, но всегда оставались на ногах.