Михаил Ерошин, «Диалоги о рыбалке»: в сетках российских операторов нет чисто рыболовного канала»
Генеральный директор ООО «Телекомпания «Диалоги о рыбалке»» Михаил Ерошин рассказал «Теле-Спутнику» о том, как будет выглядеть известный телевизионный бренд в формате полноценного телеканала.
Команда, которая сейчас работает над телеканалом, была производителем телепрограмм «Диалоги о рыбалке» на протяжении всего времени существования бренда. Формат был придуман 18 лет назад и все это время с успехом шел на федеральных каналах: если быть точным, всего вышло 443 выпуска. Во время съемок этих программ был накоплен большой архив уникального исходного материала. Это первое, что натолкнуло нас на мысль о создании полноценного телеканала. В архиве также большинство выпусков «Диалогов о рыбалке», права на которые принадлежат нам. Мы называем их «Золотой фонд Диалогов».
Во-вторых, сейчас в сетках российских операторов нет чисто рыболовного канала. Традиционно сложилось так, что охоту и рыбалку принято воспринимать вместе, как два основных мужских хобби. Хотя статистика показывает, что 80% охотников являются рыболовами, но лишь 20% рыболовов — охотниками. У нас только одна охотничья программа — «Рыболовам про охоту». Мы постарались исключить непосредственно моменты выстрелов, сцены убийства животных, желая показать и рассказать больше об охотничьих традициях, повадках и образе жизни животных и птиц. Мы хотим расширить аудиторию за счет подрастающего поколения и прекрасного пола, поэтому тематически ориентированы на активный отдых, бережное отношение к природе, популяризацию внутреннего туризма. У нас, кстати, есть два коррцентра: в Астрахани и в Хабаровском крае. Там расположены съемочные бригады, которые делают локальный контент и рассказывают о местной природе, рыбалке, достопримечательностях на федеральном уровне.
Это основные предпосылки. Также, в отличие от конкурентов, наша модель монетизации не предусматривает прямого размещения рекламы. И мы считаем, что для «Диалогов о рыбалке», канала с на 100% российским производством, место есть: мы не закупаем иностранный контент, владеем уникальным архивом и собрали отличную команду профессионалов в данной тематике. Это рыбаки, которые являются авторитетами в телевизионном мире, и телевизионщики, которых уважают в рыболовном сообществе. Круг таких людей достаточно ограничен. На старте вещания у нас есть двадцать оригинальных форматов, созданных специально для телеканала.
Это наш подход к созданию телевизионного продукта. Мы не экономим на производстве контента, что сказывается на качестве материала. Чтобы снять красиво, нужно иметь идейный и сценарный планы, прописать сюжетную линию, взять двух-трех операторов, подобрать локацию, попасть в погоду и так далее. С другой стороны, можно сесть на берегу, долго и монотонно удить рыбу одну за одной, что-то рассказывать, снимая все это со спины. Наверное, у такого контента есть свой зритель. Но если объективно, то это скучно. Это может быть максимум трехминутный формат, но если растянуть хотя бы до 13 минут, то это утомляет.
Мы стараемся придумать идею для любой поездки: неважно, экспедиция это в другую страну или выезд в соседнюю область на речку. Помимо рыбы, вокруг есть много всего интересного, начиная с места и заканчивая людьми, которые там живут. Например, если мы поедем в Тулу, то обязательно расскажем про самовары, оружейников и пряники и, совершенно точно, найдем еще нечто интересное, с чем Тула никогда не ассоциировалась. Все это требует подготовки и вложений.
Мы делаем хороший отечественный проект, который не является лоскутным одеялом из разных форматов. У нас есть единое стилевое решение телеканала, четкое понимание, что каждый наш формат — это цикловые телепередачи: сценарные планы расписаны на ближайшие 10 выпусков.
Кроме того, как я уже упоминал, в России очень мало профессиональных съемочных бригад, которые могут производить качественный контент на тему рыбалки. Не без гордости скажу, что работаю сейчас с командой мечты!
У нас была мысль показывать художественное кино, когда концепция еще содержала охоту. Мы немного отошли от этого. Теперь будем показывать авторское кино про природу, путешествия и экспедиции. Отчасти оно не художественное, а скорее научно-популярное, документальное, но снятое конкретными авторами, причем из регионов. Такое кино в формате от 45 минут до 1,5 часов у нас и стоит в сетке.
Это еще и стимул для региональных съемочных бригад снимать не «в ящик стола», а для понятной аудитории и с заданными критериями качества. Это будет съемка по нашему заданию, вероятно, с выездами и участием наших специалистов и ведущих.
«По земле» операторы уже могут брать канал в HD. Сейчас сигнал телеканала в этом формате с помощью платформы ММТС-9 передается «Ростелекому». Но со спутника, в силу того, что спутниковые емкости не резиновые, он будет передаваться в SD.
При этом у нас есть архивный контент, который невозможно перевести в HD без потери качества. Он уникальный, и его жалко выбрасывать. Такие программы будут показаны в рамках HD-канала в оригинальном качестве, но с размытием полей. Весь остальной архивный контент мы переводим в HD.
Понятно, что последние три года мы все снимаем в высоком разрешении. Я думаю, что где-то к началу следующего года мы просто полностью постараемся исключить из HD-эфира все телепрограммы, которые не соответствуют качеству полноэкранного HD.
Одна большая и глобальная сложность — ни у кого нет денег. Других сложностей нет. У нас сейчас дистрибуция выстраивается следующим образом. Поскольку я достаточно длительное время возглавлял в «ТрансТелеКоме» развитие продуктов и услуг и проект «Телевидение» в частности, у меня прекрасные отношения с коллегами по цеху: менеджерами из компаний «МТС», «ВымпелКом», «Ростелеком», «МегаФон» и многих других. Они знают мой честный и открытый подход и отвечают тем же. Они понимают, что «Диалоги о рыбалке» — один из старейших телевизионных брендов в тематике, проект всегда снимался для эфирного телевидения, а значит, критерии качества очень высоки; они видят, что тематическое разнообразие телепрограмм делает его интересным не только для любителей рыбалки. Но даже при всем этом в некоторых случаях ничего не могут поделать: мы запустились в середине года, и у многих уже сверстаны бюджеты и дополнительные затраты на контент невозможны. Но поскольку мы за «честные выборы», с радостью предлагаем тестовый период. Нам чрезвычайно интересен отклик зрителя и данные телесмотрения операторов.
И второй момент. Канал недешевый с точки зрения производства, и мы не отдаемся совсем, что называется, за копейки. Для операторов это значительные расходы.
Тем не менее мы с 14 июля 2017 транслируемся в сети ПАО «Ростелеком». Есть предварительные договоренности с другими крупными игроками о вхождении в сеть. Я также веду переговоры с «Ростелесетью» и АКТР по продвижению телеканала с помощью их ресурсов, потому что мне удобнее работать с небольшими операторами из одной точки, а не обходить ногами весь рынок. С крупными операторами — «Билайн», «Акадо Телеком», «ТрансТелеком», «МТС» и «МегаФон» — я лично веду переговоры и отвечаю за продвижение канала на их платформах.
Безусловно. Нельзя сказать, что мы предлагаем запредельный ценник, но для российского канала он достаточно высок. Никто в последнее время не поднимал такой флаг — сделать полноценный телеканал с полностью уникальным контентом российского производства. У нас есть архивные передачи «Диалогов», но это небольшая доля в сетке вещания, около 3%, и в целом наши затраты высоки.
Мы могли бы поехать в Канны и потратить деньги акционеров на закупку различных рыболовных форматов. Этого на рынке очень много, но российскому зрителю, как показывает практика, они не очень интересны. Западные традиции производства заключаются в том, чтобы максимально утилизировать процесс съемки. Из 15-минутного события делается четыре 15-минутных программы. Это все муторно и затянуто. Потом они хотят эту небольшую работу многократно задорого продать.
Мы тоже умеем оптимизировать съемочный процесс, но не таким образом, что человек полминуты заходит в реку, снимает тапочек, окунает ногу в воду, что-то говорит, опускает вторую ногу. В кадре вроде ничего не происходит, а хронометраж программы идет. Мы оптимизируем по-другому. Когда приезжаем на съемки в регион, то сразу снимаем не только про рыбалку, но и про историю, культуру, кулинарию, индор и аутдор, снимем и портрет, и зарисовку. И привозим сразу несколько разных программ на разные тематики.
Поэтому цена, которую мы запрашиваем, с моей точки зрения, не должна вызывать отторжения. При этом «Диалоги о рыбалке» — это известный бренд, наравне с другими. На мой взгляд, это самый известный рыболовный телебренд в России, и он однозначно привлечет внимание зрителя. И вот когда он его привлечет, наша основная задача — зрителя «зацепить».
Я всегда до переговоров предлагаю коллегам посмотреть пару часов нашего эфира. И никто не сказал, что он не стоит своих денег. Многие честно говорят, что таких денег нет, но цена адекватная.