Об IPTV из первых рук
Интервью с Юрием Москачевым, генеральным директором компании ООО «Хом-АП.ТВ», в ходе которого он рассказал о своем бизнесе, особенностях рынка IPTV, 3D-телеканалах петербургского производства и других интересных вещах.
Юрий, расскажите, в чем заключается бизнес вашей компании. Вот есть ТВ-каналы, которые производят телевизионный контент. Есть интернет-провайдеры, которые предоставляют своим абонентам возможность смотреть этот контент с помощью IPTV. А в чём ваша роль?
Для интернет-провайдера, особенно небольшого, обеспечить возможность легального просмотра IPTV не так просто, как кажется. Наша компания была создана для того, чтобы помочь таким операторам получить эту услугу. Мы заключаем договоры с телеканалами и «приземляем» их технический сигнал, после чего любой интернет-оператор может легко подключиться к нам, получив IPTV «под ключ».
А операторам не проще сотрудничать с телеканалами напрямую?
Крупным операторам действительно выгоднее заниматься этим своими силами. Однако небольшие компании, желающие внедрить у себя IPTV самостоятельно, потратят на это огромное количество денег.
Чтобы начать транслировать какой-то телеканал, нужно закупить права на телевизионный контент. Для этого придётся заплатить порядка 4 тысяч рублей за канал в месяц. А сейчас представьте себе, что вы оператор. Как вы считаете, для того, чтобы абоненты покупали у вас цифровое телевидение, сколько каналов им нужно предложить?
50.
Маловато. Абоненты избалованы. В среднем у операторов сейчас порядка 150 каналов. 200 — это уже многовато. 100 — ты плохой оператор. Мы сейчас предоставляем более 150 каналов.
50 каналов оператор получает бесплатно, за 100 нужно заплатить. Умножаем 100 на ежемесячный платёж 4 тысячи рублей и получаем 400 тыс. рублей. И это только за контент — а еще нужно посчитать затраты на получение технического сигнала, техническое оснащение головной станции, сертифицированные приемники, инженеров, менеджеров и бухгалтерию. Это около 3 – 3,5 миллионов рублей.
Итого, первоначальные затраты на запуск услуги составят около 3,5 млн. рублей. Вам еще интересно заниматься IPTV?
Кроме того, обратите внимание, что далеко не все абоненты подключатся к цифровому телевидению. Допустим, проникновение услуги составит у вас 10%…
Это не мало?
Это много, на самом деле 5% в среднем. То есть если вы оператор с 5 тыс. абонентов, то цифровое ТВ подключат примерно 250 из них. Теперь посчитайте, через какое время вы сможете окупить свои затраты.
По моим подсчетам, оператору нужно обладать базой в 17,5 тысяч абонентов ШПД, чтобы покрыть свои расходы на запуск цифрового телевидения. Мы помогаем небольшим игрокам рынка преодолеть этот барьер.
Что вы предлагаете?
Мы сами заключаем договоры с телеканалами на их контент, получаем технический сигнал, после чего можем предоставлять его операторам. Обращаясь к нам, операторы получают готовую услугу «под ключ», с техподдержкой, консультацией, обучением. Отпадает необходимость тратиться на строительство. А ежемесячный платёж будет на порядок меньше.
При этом мы предлагаем бесплатное тестирование услуги на протяжении месяца. Чтобы подключиться к нам и попробовать IPTV, можно целый месяц ничего не платить. Отмечу, что мы обеспечиваем быструю скорость подключения в разных городах России, так как сотрудничаем с магистральными операторами, например, МегаФоном.
Кроме того, недавно мы начали предоставлять услугу резервирования технического сигнала. Она нужна в тех случаях, когда оператор сам все построил, но хотел бы зарезервировать несколько каналов, которые, например, часто падают.
Вы можете рассказать, кто создатель и владелец «Хом-АП.ТВ»?
Это я. Несколько лет назад у меня была собственная домашняя сеть Village Telecom для коттеджных поселков, где мне надо было решить проблему с цифровым телевидением. Из-за кризиса 2009 года предприятие закрылось, но тогда и появилась мысль предоставлять эту услугу операторам связи. «Хом-АП.ТВ» заработала в 2009 году.
Сейчас нашими услугами пользуются операторы в различных регионах России, не только в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Краснодаре, Воронеже, Брянске, Ухте, Екатеринбурге и др.
С какими крупными петербургскими операторами вы сотрудничаете?
SkyNet, Юнет, Эт Хоум, раньше работали с InterZet. В Москве мы тоже присутствуем. Но вообще выручку сейчас приносят в основном регионы, а не Петербург и Москва.
Падение рубля и повышение валютного курса оказывает влияние на ваш бизнес?
Да, на нашем бизнесе это отразилось. Мы стали беднее. Происходит спад на подключения новых абонентов, так как подорожали ТВ-приставки, они поставляются из-за рубежа. Кроме того, растут платежи за телеканалы, а тарифы мы не можем увеличивать молниеносно.
Весной СМИ сообщали об обысках и изъятии оборудования в вашем петербургском офисе, вы можете как-то это прокомментировать?
Никаких ограничений на компанию не наложено, мы продолжаем свою деятельность. Компания активно развивается, вводит новые телеканалы. Недавно мы анонсировали возможность подключения к 3D-каналам. Это отличная имиджевая история для операторов связи, а также возможность для них увеличить свой ARPU. В феврале мы принимаем участие в выставке CSTB 2015, где наших имеющихся и потенциальных клиентов, а также партнеров ожидает демонстрация 3D-реальности. Приходите!
Что вы можете сказать о рынке агрегаторов IPTV в России?
Компаний, которые занимаются подобными услугами, всего пять. За четыре года новых игроков на рынке не появилось. Сегодня «Хом-АП.ТВ» является лидером отрасли и контролирует 40% рынка. Для новых игроков довольно высокая стоимость входа — нужны инвестиции на оборудование и платежи правообладателям.
А магистральные операторы — тот же МегаФон, или Билайн, не занимаются подобным бизнесом?
У них есть свои продукты, но это не нужно небольшим компаниям. Если покупать IPTV у крупного оператора, то в договоре так и будет написано, что абонент пользуется услугами этого оператора. Плюс крупные игроки продают свои услуги в одном пакете. Это означает, что через какое-то время абоненту могут позвонить и сказать: «Вы уже три месяца пользуетесь нашим телевидением, не хотите ли воспользоваться нашим интернетом?». В перспективе такого сотрудничества небольшой оператор связи теряет абонентов по своей основной услуге.
Небольшие операторы скорее доверяют компании, которая не аффилирована с другими интернет-провайдерами и у которой нет абонентов ШПД.
В ноябре вы запустили несколько 3D-каналов. Почему вы обратили на них свое внимание?
Вообще в России всего 5 лицензий на 3D-каналы. Три из них находятся у нас. Отмечу, что вещание осуществляется в формате высокой четкости, поэтому если телевизор не поддерживает 3D, то канал можно смотреть просто из-за красивой картинки.
Семейный канал AnyDay посвящен хобби и развлечениям, канал Glazella рассказывает о путешествиях по различным городам мира, канал Mute TV транслирует виды и звуки природы.
Контент производится петербургской студией 3DMG, отснято 500 часов готового материала. Это качественный 3D-контент, пропущенный через редакторский контроль. В нём отстроены параллаксы, то есть зритель правильно видит местоположение предметов, от этого зависит комфорт восприятия.
Ежемесячно будет добавляться 20 часов нового контента. На этих каналах нет новостей, политики и жестокости. Полностью отсутствует реклама. Смотреть их можно на любом 3D-телевизоре.
Как бы вы оценили перспективы IPTV?
Популярность услуги будет расти. Абоненты легко привыкают к новым возможностям и хотят ими пользоваться. Например, во многих телевизорах сейчас есть функция высокой четкости, которую можно применить при просмотре IPTV. Это похоже на то, как пересесть на автомобиль высокого класса, к такому быстро привыкаешь. Кроме того, телевидение — это зрелищность, а зрелищный контент пользователям удобнее смотреть на большом экране с высоким разрешением.
Источник: http://mediasat.info/article/ob-iptv-iz-pervyih-ruk-