Перспективы и возможные пути развития ШПД-услуг в России
21 января 2015 года было опубликовано исследование Всемирного банка, в котором дается положительная оценка текущего уровня развития рынка услуг широкополосного доступа (ШПД) в Российской Федерации и перспективы инфраструктурного развития сетей связи на ближайшие годы.
Согласно исследованию, Россия в настоящий момент не только реализует амбициозный план развития услуг ШПД, но и по ряду показателей доступности и качества услуг входит в число мировых и европейских лидеров. (Источник: minsvyaz.ru)
Одним из наиболее важных положительных факторов, влияющих на развитие инфраструктуры связи в России эксперты Всемирного банка признали высочайшую динамику замены устаревших медных проводов волоконно-оптическими каналами связи. По этому показателю в 2012 году Россия стала абсолютным лидером в Европе, подключив по оптоволокну 2,2 млн абонентов сетей услуг фиксированного ШПД — больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые. По итогам 2013 года уже более половины российских сетей связи были волоконно-оптическими, что позволило России по доле высокоскоростных абонентских подключений к волоконно-оптическим сетям связи обогнать такие страны, как США, Франция и Италия.
Вместе с развитием доступности услуг ШПД растет и их качество в России. Так, по состоянию на конец 2013 года средняя скорость соединения в нашей стране составила 7,45 Мбит/с, более чем вдвое превысив среднемировой показатель в 3,82 Мбит/с. Россия вошла в число 24 стран мира с самым высокоскоростным доступом в интернет, что особенно впечатляет, если учитывать географическую протяженность нашей страны. По доле абонентов, подключенных на скорости выше 10 Мбит/с, Россия обгоняет Германию и Францию, приближаясь к Канаде и Великобритании. При этом исследователи приводят оценки американской компании Cisco, которая прогнозирует, что к 2018 году средняя скорость абонентского соединения в России достигнет уровня 44 Мбит/с.
На фоне высокой динамики развития и повышения качества услуг на рынке фиксированного ШПД Россия, по данным Всемирного банка, сохраняет один из самых низких в мире уровней цен на услуги доступа в интернет. По целому ряду показателей Россия входит в число мировых лидеров по уровню доступности услуг ШПД. Так, стоимость безлимитного подключения к интернету в России на скорости 5 Мбит/с не превышает 5% ежемесячного дохода для 90% домохозяйств. Согласно методологии Международного союза электросвязи, в 2014 году это позволило России встать на одно место с Швейцарией.
В исследовании также сказано о высоком уровне проникновения услуг мобильного ШПД, который в среднем по России превышает 60%. Таким образом, даже в российской глубинке уровень доступности мобильного интернета сопоставим с тем, что имеют жители развитых стран мира. В то же время представители Всемирного банка отмечают, что этими техническими возможностями в России пользуется пока лишь около 40% абонентов мобильной связи. В этом отношении Россия ближе всего к Италии.
«Исследование Всемирного банка полностью подтверждает высокую приверженность руководства нашей страны активному развитию инфраструктуры связи и значительный вклад этого процесса в экономический успех нашей страны в мире, — говорит глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — В настоящее время идет активное строительство волоконно-оптических каналов связи по всей России в рамках реформы универсальных услуг связи, которое позволит повысить доступность услуг ШПД для населения до 97% к 2018 году. Положительная оценка Всемирного банка рыночным условиям, в которых сейчас проходит данная реформа, позволяет с оптимизмом оценивать ее перспективы».
Текст исследования на английском языке
В этом контексте, интересное интервью по организации современных ТВ-услуг с минимальными вложениями для ШПД-провайдеров дал корреспонденту «Стандарта» Дмитрию Петровскому генеральный директор ООО «Мое ТВ» (торговая марка MOYO TV) Андрей Холодный.
Напомним, что «Мое ТВ»- дочерний оператор отечественного разработчика IPTV-решений «СмартЛабс».
— Что конкретно предложила ваша компания рынку?
— Мы разработали комплексный сервис для небольших операторов широкополосного доступа в Интернет (ШПД), который позволяет в сжатые сроки запустить услугу IPTV. Бизнес-модель не требует от партнера первоначальных инвестиций в сеть, ТВ-платформу, контент. Решение позволяет агрегировать ТВ-контент и контент онлайн-кинотеатров на базе ТВ-приставки, легко подключаемой самим абонентом. Так небольшие операторы, для которых дополнительные вложения в развитие сети затруднены, получают возможность начать предоставление IPTV-услуг без затрат.
— В чем состоит реальная коммерческая выгода небольшой операторской компании при работе с MOYO TV?
— Небольшие ШПД-провайдеры испытывают жесткую конкуренцию со стороны крупных игроков, предлагающих широкий набор современных сервисов, в том числе телевизионных. Им нужно в полном смысле слова держать марку, удерживать абонента, со всех сторон искушаемого заманчивыми предложениями со 100‑200 качественными ТВ-каналами.
Пока малые игроки решают эту задачу по-разному: конкурируя в цене доступа, предлагая различные внутрисетевые сервисы, порой даже не вполне легальный ТВ-контент. Естественно, это происходит не от хорошей жизни. Строить антенный пост, ТВ-платформу, закупать легальный контент – дорогое удовольствие. А инвестиции начинают окупаться через три-четыре года при наличии в сети не менее 300 тыс. абонентов. Компания «Мое ТВ» открыла новый бизнес, осуществляемый по модели разделения доходов. Выгода от повышения APRU ШПД-абонента на 30‑50 рублей довольно очевидна.
— Как вы оцениваете потенциальный рынок сбыта вашего продукта?
— По статистике, в стране уже более 56 % домохозяйств имеют доступ к быстрому Интернету. Около 65 % ШПД-рынка делят крупнейшие игроки, среди которых «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС, «ЭР-Телеком» и другие. Оставшаяся доля принадлежит средним и мелким провайдерам: 20 % занимают кабельные ТВ-операторы, еще около 15 % – операторы Ethernet-сетей, по большей части на базе FTTH. Порядка 1 тыс. провайдеров по всей России, обслуживающих 3‑3,5 млн домохозяйств, и есть наш потенциальный рынок.
— Но многие небольшие провайдеры уходят, их поглощают крупные игроки. То есть рынок MOYO TV сужается?
— Напротив. Слияния и поглощения на российском операторском рынке практически завершились. При этом осталось множество малых и средних независимых и активных операторов. Тренд сменился. Технологии и запросы рынка работают теперь на небольших игроков. Строить и развивать гигабитную инфраструктуру стало значительно дешевле, искушенный абонент требует пристального внимания и индивидуального подхода. Наша задача – помочь небольшим провайдерам развивать бизнес, предоставив им возможность удержания и развития абонентской базы за счет разнообразных телевизионных сервисов, комбинаций Video on Demand (VoD) и линейного ТВ-вещания. Сегодня это расширяющийся рынок.
— Но при этом весьма конкурентный. Какие преимущества предоставляет MOYO TV?
— На рынке есть ряд предложений для небольших ШПД-операторов. Но на нашей стороне огромный опыт разработки и внедрения IPTV-платформ. Компания «Мое ТВ» существует с 2012 года, и до начала 2014 года она продвигала MOYO TV как B2C-продукт. IPTV-решение SmartTube SDP от «СмартЛабс», лежащее и в основе технологии MOYO TV, используют «Ростелеком», МТС, МГТС, «НТВ-Плюс» для предоставления ТВ-сервисов уже более чем 3 млн российских домохозяйств. Мы предлагаем малым ШПД-провайдерам ТВ-приставки собственного производства по конкурентной цене, легко подключаемые по Ethernet и Wi-Fi. Важно, что с MOYO TV доступ к популярным бесплатным ТВ-сервисам становится возможным с телеприемником без smart-функции. То есть услуга интересна максимально широкому кругу пользователей. Кроме разнообразного и полностью легального контента участник сети MOYO TV получает продвинутую технологическую, сервисную и маркетинговую поддержку.
— Почему, начав в B2C-сегменте, компания перешла к модели В2В?
— Дорогу к новой модели нам указал сам рынок. Точнее, совершенно реальный случай. В конце 2013 года мы обратили внимание, что в городе Переславле-Залесском приобретается сразу большое количество приставок MOYO TV. Оказалось, местный небольшой, но предприимчивый оператор начал самостоятельно и вполне успешно продвигать их своим абонентам, организуя на своей ШПД-сети новую ТВ-услугу. Это навело нас на мысль, мы проанализировали рынок, просчитали кейсы и открыли новый B2B-бизнес.
— Какие коммерческие условия сотрудничества предлагает MOYO TV малым операторам?
— «Мое ТВ» развивает собственную национальную сеть IPTV-вещания, выступает лицензированным поставщиком услуг кабельного телевещания, предоставляя партнерам в аренду ТВ-сеть. Партнеры становятся нашими агентами, продающими ТВ-приставку и пакеты. Помимо маржи от продажи абонентского оборудования они приобретают возможность бесконечно долго получать часть прибыли от ТВ-услуг. Мы обеспечиваем партнерам технологическую поддержку и сервис, решаем все вопросы выбора и легализации контента, организуем различные варианты приема платы от абонента.
Детально бизнес-модель будет представлена нашим потенциальным партнерам в ходе январской выставки CSTB 2015. Она весьма привлекательна и абсолютно прозрачна.
— ТВ-услуга нова и сложна даже для крупного оператора. Сможет ли эффективно продвигать ее совсем небольшой неискушенный провайдер?
— Команда MOYO TV включает людей не понаслышке знакомых с рынком платного ТВ – специалистов с большим опытом продажи услуг крупнейших операторов страны. Мы лучше многих знаем, что продавать ценный ТВ-продукт, даже тот, для внедрения которого не требуется инвестиций, довольно трудно. И выгодные коммерческие условия – не гарантия успеха на этом рынке. Несмотря на распространенность и развитость платного ТВ в России, большой опыт работы с массовым абонентом, средний отечественный провайдер продавать ТВ-услугу пока не научился. ШПД-провайдеры в основном осуществляют допродажи по прямым запросам абонентов. Это и понятно. У небольшого оператора масса других забот. Он не имеет возможности развивать собственный колл-центр, маркетинговые программы и прочее. Идея «Моего ТВ» на B2B-рынке состоит в развитии умения партнера общаться с абонентом, консультировать его по поводу технических вопросов и мотивировать к выбору ТВ-услуги.
— Как партнер может оценить пользу и эффективность подобного сотрудничества?
— Поработав на ведущих должностях в двух крупнейших поставщиках IPTV-услуг в стране, я убедился, что только системная и грамотная работа с абонентом увеличивает продажи на 40 % и более. В «Моем ТВ» мы разработали типовой бизнес-кейс, однозначно показывающий, что при разных условиях отток абонентов в небольшой ШПД-сети можно снизить на 35‑75 %. Разброс обусловлен качеством базовой услуги ШПД. Увы, если базовый продукт невысокого качества, клиента удержать сложнее.
— Какой контент MOYO TV предлагает партнерам?
— Это более 120 ТВ-каналов, в том числе в HD-качестве. Пользователь может ставить вещание на паузу и отматывать его назад на период до 10 дней. Доступна функция родительского контроля. Разобраться в многообразии контента помогает умный и информативный гид с возможностью добавлять напоминания о будущих передачах, просматривать краткие описания программ, ставить «лайки». Система рекомендаций предлагает контент с учетом персональных предпочтений абонента. Кроме того, MOYO TV интегрировано с бесплатными онлайн-кинотеатрами ivi, Tvigle и Megogo, а это тысячи популярных фильмов. Есть и дополнительный платный контент. Для быстрого доступа в интерфейс встроены фильтры выбора и поиска. Интерфейсы MOYO TV интуитивно понятны и учитывают требования российского потребителя.
MOYO TV можно смотреть и на iPad.
— Компания предлагает стандартное пакетирование или оставляет право формирования пакетов за конкретным партнером, знающим предпочтения своей аудитории?
— Мы предлагаем самое простое пакетирование: бесплатный, базовый и премиальный HD-пакет. Будучи сторонником тематического пакетирования, я уверен, что это правильное решение, так как оно облегчает партнеру процесс продажи новой услуги, что имеет особое значение при вхождении в бизнес. Здесь важно то, что услуга MOYO TV, объединяя линейное и VoD-вещание, позволяет полностью покрыть потребности клиентов в медиаконтенте. Благодаря возможностям ТВ-приставки MOYO TV мы знаем, что предпочитает конкретный абонент, и рекомендуем ему лучший контент различных категорий. Так с партнером-оператором мы получаем возможность вместе расти, развивая потребителя и рынок.
Источник: comnews.ru